Урок для 3 класса по теме: «Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»»






Литературное чтение 3 класс.

Технологическая карта урока по учебнику

Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой,

Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России»).













Автор: Сергеева Светлана Станиславовна

учитель начальных классов

МОУ гимназии № 10 г. Волгограда








Урок № 39 Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи: 1. Обучающая: -познакомить обучающихся с новым произведением;

-учить детей делить текст на части;

-анализировать содержание прочитанного.

2. Развивающая: -развивать умение слушать художественное слово;

-способствовать развитию устной речи, наблюдательности;

-обогащать словарь обучающихся.

3. Воспитывающая: -создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению; бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомятся с новым произведением Н.А.Некрасова;

-научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

Личностные:

-оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

познавательные ‒ осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника.

регулятивные ‒ составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

коммуникативные ‒ строить связное высказывание из 7-8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.

Образовательные ресурсы: Родная речь. Учеб. для 3 кл. В 2 ч. сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

Толковые словари Ушакова Д.Н., Даля В.И., Ожегова С.И.

Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1. Организа-ционный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.



2. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?

Индивидуальный опрос письменного задания.

Задание 1 группы- выписать эпитеты, задание 2 группы- выписать олицетворения.

— Что такое эпитеты?



— Что такое олицетворение?



-Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обоснованно.

— Послушаем несколько учеников чтение стихотворения наизусть.

— На прошлом уроке мы познакомились с произведением Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»


Обучающиеся зачитывают выполненное задание. Анализ ответов самими детьми.

— Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?- называются эпитетами.

— Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа- называется олицетворение.



Слушают стихотворение.

Находить средства художественной вырази-тель-ности (эпитеты, олицетво-рение)






Восприя-тие звучащей речи.

3. Новая тема.

  1. Вступительная беседа.

— С наступлением весны солнце начинает светить всё ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.

На доске табличка с надписью «половодье».


  1. Работа с иллюстрацией.

— Рассмотрим картину И.Левитана «Весна. Большая вода».

— Скажите, какое время года изображено?

— Где происходит действие на картине?

— Когда река выходит из берегов?

— Что она может затопить?

— Как это явление называется в народе?


Слушают рассказ учителя.






Слово прочитывается вслух, ставиться ударение, повторяется значение слова.


Работают с иллюстрацией, отвечают на вопросы учителя


— Это весна, потому что в роще деревья сейчас без листочков, чувствуется, что скоро они появятся.

— На реке около леса.

— Во время весеннего таяния снегов река переполняется.

— Прибрежные леса, луга и населённые пункты.

— Полая вода или половодье.


Восприя-тие звучащей речи




Работа со словом.


Анализи-ровать репро-дукцию картины





.



4.Работа с текстом.

1. Первичное восприятие текста.

Рассказ учителя.

— В деревне Малые Межи жил дедушка Мазай- одинокий, добрый человек, влюблённый в свою природу. Он большую часть свое жизни проводил на охоте, в лесу. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, плавали на лодках. Летом Малые Межи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошёл дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

2. Учитель читает стихотворение.

-Понравилось вам стихотворение? Чем?

— Какой отрывок вам больше всего понравился? Почему?

— О чём это стихотворение?

— Каким вы себе представили Мазая?

3. Словарная работа.

— Объясните значение этих слов. Ответ вы можете найти в словаре учебника, толковом словаре.

ГИНУТ- гибнут.

СИЛКИ- приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.

АРШИН- старорусская мера длины, длина всей руки от плеча.

САЖЕНЬ- старинная мера длины, равная 3 аршинам.

ЗИПУН- старинная верхняя одежда крестьян ,типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета.

БАГОР- длинная палка с загнутым металлическим крюком.

ГУТОРИТЬ- разговаривать.

ГОРЕМЫКА- слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

ИССТАРИ- всегда так было.

КУРАЖ- это задор.

ПУДЕЛЯТЬ- стрелять мимо цели.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз.


5. Вторичное восприятие текста.

— Прочитаем самостоятельно наше стихотворение.

6. Работа по содержанию произведения.

— Прочитаем стихотворение по смысловым частям.

1. Чтение первой части ( до слов «…я раз за дровами…»)

— С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает?

— В каких словах мы слышим упрёк мужикам? Как нужно читать эти слова?

— Озаглавьте эту часть. (название частей учитель записывает на доске.

2. Чтение второй части. ( до слов «Эток гуторя…»).

— Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

— Нарисуй словами картину половодья.

— Подчеркни слова, которыми Мазай называет зайцев?

— О чём говорят эти слова?

-Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращался к зайцам?

-Озаглавь эту часть.

3. Чтение третьей части (до слов «Только что начал работать веслом…)

— Найди слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части? С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?

— Озаглавь эту часть.

4. Чтение четвёртой части. (до слов «Мимо бревно суковатое плыло…»).

— На кого похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли вам её? Почему?

— Озаглавь эту часть.

5. Чтение пятой части (до слов «Было потехи…»).

-Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

— Озаглавь эту часть.

6. Чтение шестой части (до слов «Мы за деревней…)

— Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»?

— Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова?

Озаглавь эту часть.

7. Чтение седьмой части. ( до конца).

— Найди и прочитай слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег? Как называет Мазай зайцев в этом эпизоде?

-Почему автор использует другое построение стихотворения?

— Какие слова сказал дед на прощание зайцам? Почему?

-Озаглавь эту часть.

На доске появляется запись:

  1. Где у них совесть?

  2. Зайцы на островке.

  3. Зайчонок на дне.

  4. Зайчиха в кустах.

  5. Зайчишки на бревне.

  6. В деревне.

  7. На берегу.


8.Закрепление пройденного (работа в группах)

Задание: Найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации. Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок.






Слушают рассказ, стихотворение, делятся впечатлениями о произведении.























Слова прочитывается вслух, ставится ударение, повторяется значение слова.






















Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися «жужжащим» чтением.

Дети читают стихотворение по смысловым частям.


Дети отвечают на вопросы учителя и озаглавливают каждую часть.

Словесное рисование детьми.


















































Каждая группа получает иллюстрацию к стихотворению.













Восприя-тие на слух звучащей речи.





















Находят понятие, информа-цию в словаре.




















Читать в соответствии с целью чтения.

Анализи-ровать текст с опорой на вопросы учителя.















































Работа в минигруппе.

Строить диалог в группе.

5. Итог .


















Заключительная беседа по прочитанному.

— Каким вы увидели дедушку Мазая?

— Какое отношение к животным пробуждает автор?

— Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.

— А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте? – Перечитай строки, в которых раскрывается характер героя?

— Точность передачи рассказа Мазая в стихотворении говорит о великом мастерстве поэта Н.А. Некрасова, сумевшего Сохранить выразительную речь, её эмоциональность.

— Какое настроение создал поэт Некрасов, описав приключения старого Мазая?

Вывод: стихотворение глубоко «народное», полное уважения и любви к человеку и природе.

— Что мы делали? (читали текст, отвечали на вопросы к тексту, высказывали своё отношение к герою и т.д.)

— Какие умения формировали?

Участвуют в диалоге с учителем. Высказывают своё мнение.

















Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Определять позицию героя и автора.

6. Домашнее задание.

с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок


























Список литературы : Родная речь. Учеб. для 3 кл. В 2 ч. сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;

Толковые словари Ушакова Д.Н., Даля В.И., Ожегова С.И.;

Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».


Свежие документы:  Библейские мотивы в творчестве А. С. Пушкина

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: