УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – 3 КЛАСС «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»»



Автор: Демешкина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов,

МКОУ «Троицкая СОШ №5»,

Свердловской области,

Талицкого района


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – 3 КЛАСС

(УМК «Школа России»)


Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»


Цель: познакомить с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка.


Задачи:

1. Развивать навыки выразительного чтения и умения находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя;

совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;

учить понимать эмоциональное состояние героя и эмоциональный настрой произведения; пополнять словарный запас.

2.Развивать умение самостоятельно работать с текстом;

развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; учить высказывать и отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитывать интерес к чтению; доброе отношение ко всему живому, положительные черты характера.


Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация(В презентацию вставлена физкультминутка для глаз Галкиной Инны Анатольевны, учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области)


Приёмы ТРКМ: 1. Дерево предсказаний

2. Шесть шляп

3.Синквейн


Структура:

I. Стадия вызова

1. Орг. момент (психологический настрой)

2. Приём «Дерево предсказаний»

II. Смысловая стадия

1. Работа над содержанием сказки

2. Приём «Шесть шляп»

III. Стадия Рефлексия

1. Возврат к « Дереву предсказаний»

2.Написание « Синквейна»


Формы работы: 1.Фронтальная

2. Индивидуальная

3. Групповая

4. Работа в парах



Ход урока:


  1. Организационный момент.


I.Стадия вызова


2 слайд

Сегодня мы познакомимся с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — родился 25 октября 1852 года в Висимо-Шайтанском посёлке Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование. В 1892 году умерла жена, оставив писателю тяжелобольную дочь — Аленушку. Дмитрий Наркисович стал сочинять сказки для больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии, кому-то из друзей пришла в голову мысль издать эти сказки. Так появилась книга «Алёнушкины сказки» Каждая сказка- это своеобразный урок. В центре «Аленушкиных сказок» — животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.


3,4 слайд

Отгадайте загадки:

Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный.


5, 6 слайды

Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь  — …


7 слайд

Сообщение темы урока.

Давайте попробуем сформулировать цели урока, используя слова: Узнать.., Учиться…, Определять…, Развивать… ,Оценивать поступки

— Можно ли по названию сказки определить главного героя?

— Какие обычно бывают зайцы в сказках?

— А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос)


8 слайд

Дерево предсказаний

— Подумайте, как будут разворачиваться события в сказке?

1 версия (возможно)

2 версия (вероятно)


  1. Смысловая стадия


9 слайд

Послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопросы:

Понравилась ли вам сказка?

Чем понравилась?

Самостоятельно перечитайте сказку и найдите отрывок к иллюстрации в учебнике.

10 слайд

Словарная работа

  • обессилел

  • тут как тут

  • кубарем

  • задал стрекача

11 слайд (интерактивная доска)

Найди верное объяснение:

  • Душа в пятки Не отстаёт

  • Готов выскочить из собственной кожи Не мог говорить от страха

  • Язык точно примёрз Старался изо всех сил

  • Гонится по пятам Сильно испугался


12 слайд


Физкультминутка



Работа над содержанием сказки:

— Каким заяц изображён в начале сказки?

-Зачитайте, как хвастался заяц?

— Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

— Почему волк решил съесть смельчака?

— Расскажите, что показалось волку и зайцу, когда они побежали в разные стороны?

— Где нашли нашего героя зайцы?

— Почему заяц почувствовал себя опять храбрецом?


13 слайд (работа в парах)

Запишите опорные слова к сказке


14слайд

Приём «Шесть шляп» (групповая работа)

Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки?

Жёлтая шляпа — Отметить всё хорошее о зайце

Чёрная шляпа — Какие недостатки были у зайца?

Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца?

Белая шляпа – Какую информацию узнали о жизни волка и зайцев в лесу?

Синяя шляпа — Что произойдёт дальше?


III.Рефлексия


15 слайд

Написание Синквейнов

1 строка — 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительное). Заяц

2 строка — 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка — 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка — короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка — синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).


16. слайд

Дерево предсказаний

Чья версия оказалась верной?

-Может ли трусливый заяц стать храбрым?

— Чему учит эта сказка?


17 слайд

Итог урока:

Самоанализ:

  • Было интересно …

  • Я понял, что …

  • Мне захотелось …

  • Урок дал мне для жизни …

  • Трудно было …

  • Я научился …

  • Я смог…


18 слайд

Домашнее задание: приготовить пересказ от имени зайца.

19,20 слайды

Источники информации:


Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «Л.Н. Толстой и Кавказ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: