Урок литературного чтения 3 класс «Описание героя. Краткий пересказ. А.П. Чехов «Ванька»»


Класс: 3 класс. 18.12.2013г.

Учебный предмет: Литературное чтение.

Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина

Тема урока: Описание героя. Краткий пересказ. А.П. Чехов «Ванька»

Цели урока:

Ознакомление с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;

Задачи урока:

формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;

повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Оборудование урока:  Л.А. Ефросинина. «Литературное чтение. 3 класс», Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс» (часть 1), мультимедиапроектор, выставка книг А.П.Чехова; портрет А.П.Чехова; карточки с заданиями, воздушный шарик с пожеланиями,

Планируемые результаты

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать, составлять краткий план пересказа, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении рассказа А.П. Чехов «Ванька»; РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.






Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

— На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем гостей!

Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

РУУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Актуализация субъектного опыта учащихся




Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

  • Дыхательная гимнастика

  • Речевая разминка (Слайд 1)

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

  • Медленно

  • с логическим ударением на 1 слово

  • с логическим ударением на 2 слово

  • с логическим ударением на 3 слово

  • быстро на выдохе, повторив дважды

  • Работа над техникой речи (Слайд 2)

— Какие у вас любимые зимние забавы?

— Выставка рисунков детей на тему: «Зимние забавы»

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).





Постановка проблемы

— Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.

а) «Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса 
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов) (Слайд 3)

б) « Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка».  («Вертел» Д.Н. Мамин – Сибиряк) (Слайд 4)

  • Что объединяет эти произведения? (трудное детство)

  • В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)

  • Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права») (Слайд 5)

Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.

  • Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Определение темы и целей урока

Тема нашего урока: А.П. Чехов «Ванька»

— Дома вы предварительно прочитали этот рассказ.

Цель нашего урока: Сегодня на уроке мы поработаем над образами главных героев, узнаем, как жили дети в то время. А так же познакомимся с произведениями Антона Павловича Чехова, жизнью и творчеством этого писателя.

(На доске: портрет А.П.Чехова)

Шаги деятельности на уроке

Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!”

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала


а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.

(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)

Многим этот писатель уже знаком. Юля и Аня подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове 

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.


После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.


б) Выставка книг А.П.Чехова

— Ребята, вспомните, какие произведения А.П.Чехова вы читали?

Д.: Мы познакомились с произведениями А.П. Чехова: Рассказ А.Чехова «Весной»; «Детвора», «Ванька», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется». Рассказы «Белолобый» и «Каштанка» — две сказки из собачьей жизни, так называл их писатель Чехов.


Физминутка

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Весёлая минутка

-Как живёшь?

-Вот так!

Как идёшь?

-Вот так!

-А бежишь?

-Вот так!

-Ночью спишь?

-Вот так!

-Как берёшь?

-Вот так!

-А даёшь?

-Вот так!

-Как шалишь?

-Вот так!

-А грозишь?

-Вот так!

Подготовка к выполнению заданий










Изучение нового произведения через методические приёмы: «Инсерт», «Логические цепи».

Первичное восприятие текста.
Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

— Ребята, сейчас вы послушаете первый абзац рассказа «Ванька». Опустите головы на парты, закройте глаза и представьте картину. (Учитель читает первый абзац)

— Каким вы представили себе Ваньку?

— Кто его воспитывал?

Выборочное чтение: Описание дедушки

— Кого Ванька с особой теплотой вспоминает?


Работа в группах

  • Методический приём «Инсерт»

— Некоторые слова в этом рассказе мне не понятны. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем. 

(Каждая группа ищет слова в толковых словарях. 1гр. заутреня, колодка,; 2гр. –людская, тулуп, 3гр. — ледник, горничная; 4гр.-кучер, ямщик ), 5 группа — иезуитское, подпасок

(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви,

людская— помещение для слуг в барском доме, тулуп – долгополая меховая шуба; иезуитское – лживое, лицемерное; ледник – погреб; колотушка-устройство из дощечек для постукивания; горничная – работница для уборки комнат; подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер)

— Физминутка для глаз (круги)

— Ребята, сегодня я вам принесла волшебный сундучок с секретами.

(В сундучке чернильница, перьевая ручка, письмо в конверте)

— Учитель достаёт ручку и чернильницу (дети проговаривают принадлежность этих предметов к рассказу)

— Что делал главный герой при помощи этих предметов?

Учитель достаёт из сундучка конверт с письмом.

Уч-ль: Мы с вами тоже попробовали писать такими ручками и сообща переписали письмо Ваньки Жукова. Давайте прочитаем, что написано в письме.

(Дети по цепочке читают написанное письмо)


Учитель читает отрывок из рассказа.

— Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумал немного,

— Ребята, я вам предлагаю, воспроизвести картину прошлого.

(Лавка, на лавке чернильница, перьевая ручка, свеча, Ванька, стоящий на коленях, подписывает конверт: На деревню дедушке. Константину Макарычу)

(слайд 6)

— Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…(слайд 6)

— Как вы думаете, что заставило мальчика послать письмо деду?

— Как в письме Ванька просил дедушку взять его к себе? Что он обещает?

Найдите фразу из этого рассказа, которая стала крылатой.(На деревню дедушке – что означает- неизвестно куда)

— На партах у каждой группы лежат листочки с предложениями из рассказа.

Игра «Логические цепи»

Ванька достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером…


Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем…





Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка»

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.




Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.

Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки




Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…






— С каждой группы выходят представители и вывешивают карточки.

— По данным предложениям дети составляют краткий план пересказа.

Составление краткого плана пересказа.

  • Начало письма к деду

  • Воспоминание о жизни в деревне

  • Продолжение письма

  • Жизнь Ваньки в городе

  • Жизнь у барышни Ольги Игнатьевны

  • Конец письма

  • Надежда Ваньки


Уметь проводить сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД)







Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).























































Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Выполнение заданий в рабочих тетрадях


  • Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)

  • Какие чувства испытали? Что взволновало?

  • К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
    Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
Составление модели обложки.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Подведение итогов учебного занятия

Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась?

( учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права» —
слайд 7 )


Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми 

— А как вы думаете, каким вырастет Ванька?

(Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)

— Чем заканчивается рассказ? ( многоточием)

— Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)


— Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

( Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
— А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

— Хотите ли вы помочь мальчику Ване? У вас в конвертах лежат звёзды, на них напишите добрые пожелания и мы отправим их Ване.

(Звёздочки наклеиваются на воздушный шарик в форме сердца и всем классом отпускается шарик с пожеланиями в небо) (на перемене)



Рефлексия.





















Устное заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал».

Знаю

Автор рассказов «Детвора», «Мальчики», «Беглец»

Его герои дети.

Хочу знать

Что-то новое из жизни писателя.

Прочитать новые рассказы А.П.Чехова

Узнал

А.П.Чехов — автор рассказа «Ваньки».

Рассказ А.П.Чехова трогательный, грустный; А.П.Чехова волновала судьба детей из народа.

— Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).









Выставление отметок. Похвала

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание

Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по составленному плану или по плану, данному в учебнике на стр. 173




Свежие документы:  Конспект урока на тему «У. Канахин «Как друзья спасали рыбу»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: