Урок литературного чтения для 2 класса «В. А. Осеева «Волшебное слово»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края









Урок литературного чтения

во 2-ом классе по рассказу В. Осеевой

«Волшебное слово»

(Учебно-методический комплект «Планета знаний»)



Урок подготовила:

Пронякина Светлана Викторовна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №3









Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

Цель:

  • создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.

Задачи:

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

  • развивать интерес к чтению;

  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;

  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;

  • воспитание любви и уважения в семье.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац.

  • рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;

  • портрет писателя;

  • выставка книг В. Осеевой;

  • презентация к уроку (для учащихся)‏;

  • мультимедийный проектор;

  • иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».


Тип урока: работа с художественным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.


Приёмы:

  • чтение с остановками;

  • обращение к личному опыту учащихся;

  • прогнозирование по названию;

  • кластер;

  • синквейн;

  • бортовой журнал;

  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.


Девиз урока: (Записано на доске)

Относись к людям так,

как бы ты хотел,

чтобы относились к тебе.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой

Слайд.

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

— Что вы почувствовали?

— Какое у вас настроение?

  1. Проверка домашнего задания

— Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой).

Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.

Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».

— Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.)

  1. Изучение нового материала

  1. Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

1 ———— (уважение)

2 воспитанный, внимательный, вежливый

3 помогает, заботится, радует

4 Он доброжелателен к окружающим.

5 Человек.

Вопрос:

— Определите первое слово синквейна. ( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение»)‏

?будем говорить сегодня на уроке О чём мы-

(Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми).

— Как человек может показать, что он уважает другого?

— Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?

Заполняется бортовой журнал.

Уважение




Говорить вежливые слова

Радовать

Помогать

Дарить добро

Быть неравнодушным

Любить

Слайд. В.Осеева «Волшебное слово».


— Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся


Прогнозирование. — О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?


Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»


  1. Стадия осмысления

  • Чтение с остановками.

Слайд. Иллюстрации к рассказу.


Фрагмент 1

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

-Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

-Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

— Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

— Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

— С бабушкой? (Он обижался на неё).

— С братом? (Был назойлив и злился на него).

Заполнение кластера.

— Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.















Физминутка под музыку.


Прогноз: — Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?


Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»


Вопросы по осмыслению:

— О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).


Слайд «Волшебное слово»

— Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

— Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

— Какое волшебное слово говорил Павлик?


Слайд «Пожалуйста»


— Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово)

— Какие ещё вежливые слова вы знаете?


Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.


Работа в группах.

— Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).


Задания:

Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?


Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?


Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?


Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?


Группа 5. Запишите антонимы:

Зло —

Грусть –

Ненависть –

Капризный –

Непослушный –

— Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?

Заполнение кластера.


















Игра «Добрый круг»

Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек).

  1. Стадия рефлексии

Вопросы:

— Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

— Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?

— Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

— Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?

— Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?

— Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе.

Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома).

В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»?

— Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу).

Заполняется бортовой журнал.

Уважение




Говорить вежливые слова терпимость

Радовать толерантность

Помогать

Дарить добро

Быть неравнодушным

Любить

  1. Домашнее задание: — Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

На доске: стр. 100 – 103 по ролям.

стр. 104 – 105, вопросы.


  1. Итог урока.

Чтение на доске:

Относись к людям так,

Как бы ты хотел,

Чтоб относились к тебе.


— Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  • Зеленые «зайчики» — я уважителен и доброжелателен к людям,

  • Розовые «зайчики» — я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

  • Коричневые «зайчики» — мне трудно быть уважительным и вежливым.


— Спасибо за урок!


Используемая литература.

Учебник «Литературное чтение». 2 класс. Э. Э. Кац.

Методическое пособие «Уроки литературного чтения во 2 классе» Э. Э. Кац.

Выставка книг В.А. Осеевой:

«Волшебное слово»

«Хорошее»

«Просто старушка»

«Сыновья»

«На катке»


Ресурсы Интернета.

Lib.rus.es

Lukoshko.net

Ru.wikipedia.orq




Свежие документы:  Конспект занятия «Сказка для ребят на новый лад»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: