Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»


Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»

Цели урока:

  • формировать навыки анализа художественного произведения; обучающиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.

  • формировать представление о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

  • развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развернутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычное и интересное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. При подготовке к уроку мы разделились на группы. Представьте ваши группы.

1группа: Затейники.

2 группа: Знатоки.

3 группа: Художники.

4 группа: Сказочники.

II. Мотивация познавательной деятельности.


Первая группа готовила считалки. Проверим ваши домашние заготовки. Итак, пожалуйста. (Все рассказывают считалки — 5 штук).

Выводы: Оцените работу наших Затейников.

— К какому жанру относятся ваши тексты?

— Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?

Ответы (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.)

III. Актуализация знаний.

Прочитайте русские народные пословицы.

О чем говорится в каждой из них?

  • Сказка складом, песня ладом красна (сказка ценится мудростью и добротой, а песня красивая, если у нее есть рифма)

  • Согласие питает, раздор объедает (Согласие или дружба дает человеку, питает его как растение, а раздор — ссора отделяет, разделяет людей)

  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (присказка готовит к восприятию сказки, заинтересовывает)

Ребята еще раз прочитайте пословицы, подумайте, какие три цели мы ставим сегодня на уроке? В этом вам помогут наши пословицы.

  1. познакомиться с художественными особенностями сказок

  2. обсудить, что такое согласие и как можно достичь его

  3. подумать, чему учит нас сказка «Журавль и Цапля».

Итак, цели поставлены, давайте перейдем к их реализации.

IV. Организация познавательной деятельности.

Какой жанр устного народного творчества поможет нам в работе на уроке? (сказка, открываем учебник на ст. прочитайте тему урока)

А кто такие цапля и журавль?

Вторая группа «Знатоки» подготовила сообщение об этих птицах. Давайте их послушаем.

  1. Научные статьи о журавле и цапле. Выступление 2 группы.

Самооценка: оцените свое выступление.

Третья группа «Сказочники» расскажут нам сказку «Журавль и цапля»

  1. Первичное восприятие текста. Чтение текста (читают подготовленные ученики по ролям)

  2. Анализ текста.

Ребята напомните первую цель нашего урока: изучать художественные особенности сказок. Давайте вместе прочитаем еще раз сказку и найдем эти особенности.

  • Прочитайте присказку?

  • Прочитайте начало сказки?

  • Какими словами начинается сказка? Как еще может начинаться сказка? (начало сказки называется зачин)

  • Какие необычные выражения встретились? (семь вёрст болото месил, несолоно хлебавший)

Словарная работа

  • Объясните значения слова долговязый, воротилась, свататься, по сию пору.

  • Замените слово раздумалась другим словом?

  • Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Окончание сказки последние слова называются концовкой, бывают другие я там был мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо).

Таблица художественные особенности народной сказки (слайд)

  1. Характеристика героев

Вспомните нашу вторую цель — обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

Сейчас мы поработаем в парах, и вы ответите на вопросы по тексту «Журавль и цапля» (таблица на листочках)

Работа в парах (выбор правильного ответа)

Прослушивание ответов.

Выводы.

  • Совпадают ли желания журавля и цапли?

  • Так почему же имея одинаковое желания они не смогли жить вместе, дружить? (не нашли общего языка, каждый любил себя, был очень гордый, не смогли договориться)

  1. Подведение итогов.

1. Перечитаем концовку сказки. Вспомните третью цель нашего урока.

Чему же учит нас сказка? Какие плохие черты героев показаны в этой сказки? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку?

Перед нами стояли три цели, достигли мы наших целей?

  1. Ребята из группы художников подготовили рисунки «Цапли и журавля». Дайте характеристику цапли и журавля словами из сказки.

  1. Рефлексия

Только ли о женитьбе эта сказка? Похожие ситуации бывают в жизни людей. Русская народная сказка цапля и журавль научила нас жить в согласии и мире. В каких известных нам авторских произведениях (баснях) звучала такая тема.

Подведем итоги нашей работы: Послушаем слова мудрых людей, как можно оценить поведение «Цапли и Журавля»? Прочитайте высказывание по группам. (Читают мудрые мысли).

Самооценка выберите слова для оценки работы на уроке.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Великий поэт-бард степи» 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: