Урок литературного чтения «Обобщение по разделу «Природа и мы»»


МОУ – Зимёнковская средняя общеобразовательная школа

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Урок литературного чтения


Подготовила учитель начальных классов Климачкова Галина Валентиновна

17.03.2011










Тема урока: Обобщение по разделу «Природа и мы».

Конкурс знатоков «Дерево знаний».

Цели урока:

Образовательные: — повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»;

расширить представление детей о мире природы;

Развивающие:

формировать умение размышлять;

способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся;

формировать устойчивый интерес к чтению;

Воспитательные:

способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры, формированию убеждения о необходимости сохранения здоровья;

формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.

Оборудование: рисунок дерева на доске, листы с названиями секторов, жетоны, выставка книг, тесты, магнитофон, диск с аудиозаписью.

Ход урока.

Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувстважелание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и постарайтесь улыбнуться друг другу и всем, кто находится сегодня с нами. Ведь улыбказнак хорошего настроения.

ΙΙ.Речевая разминка.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Что вы прочитали?

Найдите глаголы, назовите их. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение?

Прочитайте, выделяя голосом глаголы.

ΙΙΙ.Актуализация знаний.

Ребята, как вы думаете, почему наш сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения? О чём оно?

Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы».

Урок «Обобщение»

Даёт нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать.

Сегодня мы проведём конкурс на лучшего знатока этого раздела в форме игры «Дерево знаний». Выполняя задания, мы будем подниматься вверх, к вершине знаний. За правильные ответы вы получите жетончики.

ΙV. Конкурс «Дерево знаний».


1 сектор «Найди пару».

Соедините фамилию автора с названием его произведения. (Запись на доске).

Д.Н. МаминСибиряк «Выскочка»

А.И.Куприн «Кабан»

В.П.Астафьев «Приёмыш»

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Пушкин против Гоголя" 7 класс

Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»

2 сектор «Назови произведение».

Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. МаминСибиряк «Приёмыш»).

В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»).

Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»).

Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»).

Они были разными, но дружба ихкрепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»).

Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.МаминСибиряк «Приёмыш»).

3 сектор «Бюро находок».

Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов).

НоркаСтрижонок Скрип»).

РогаКабан»).

ХвостВыскочка»).

МискаБарбос и Жулька»).

ЛодкаПриёмыш»).

МетлаКабан»).

4 сектор «Угадай-ка».

Ребята, какие средства художественной выразительности вы знаете?

Автор какого текста: художественного или научнопознавательногобудет использовать эпитеты, сравнения и олицетворение при описании природы, животных, птиц и растений? С какой целью он будет их использовать?

Угадайте героев произведений. (Дети зачитывают описания героев).

  • Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть гденибудь непорядоксуета или драка, — он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальникптица! (Серый журавль из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).

  • Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).

  • Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь из рассказа «Приёмыш» Д.Н. МаминаСибиряка).

  • Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мамастрижиха из рассказа В.П. Астафьева» Стрижонок Скрип»).

  • Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка из рассказа «Выскочка» М.М. Пришвина).

  • Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).

Что помогло вам быстро догадаться, о каком герое идёт речь? Приведите примеры.


5 сектор «Секрет здоровья».

Физкультминутка:

На лужайке две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

На цветочки засмотрелись,

Песенки распелись (артикуляция речевым аппаратом без звука).

У берёзки встали,

Бодро танцевали (танцевальные ритмические движения).

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкультпривет!

6 сектор «Это интересно».

Часто человекаего внешность, манеру поведения, характерсравнивают с животными (птицами). Сейчас проверим, какие вы наблюдательные. Про кого так говорят:

Длинноногий, как…(журавль).

Мудрый, как…(сова, ворон).

Надутый, как…(индюк).

Каркает, как…(ворона).

Разодетый, как…(павлин).

Голосистый, как…(соловей).

Походка плавная…(лебединая).

Болтливый, как…(сорока).

Большеглазый, как …(филин).

7 сектор «Кот в мешке».

(Дети выполняют тестовое задание по теме).

Физкультминутка для глаз:

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано,

Где стена и где окно.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

8 сектор «Домашнее задание».

Дома вам было задано подумать над вопросом 8 на стр. 112.

О чём пишет М.М. Пришвин? Что его интересует?

Какие важные мысли он высказал в рассказе «Родина»?

Зачем все авторы, чьи рассказы мы читали в этом разделе, создали свои произведения?

Как же им удалось убедить читателей в необходимости охранять природу?

V. Итог урока. Рефлексия.

Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природыздоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!

Послушайте, пожалуйста, притчу:

«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеютЧто же ответили растения и животные?

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.

Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокостьэто путь к болезни и гибели.

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радостьэто особая мудрость, и болезни её боятся».

Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!

Наш урок подошёл к концу.

Какой вывод вы сделали для себя? Кому было интересно?

Подсчитайте свои жетончики. Началась весна. Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд.

Прикрепите листочки на ту ветку, которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке.

VΙ. Домашнее задание.

Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.





















Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Г.Х. Андерсен. "Соловей""

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: