Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Л. Толстой. Рассказы «Лебеди», «Зайцы»


Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.А.Ефросининой

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Загоруйко Елена Анатольевна.

МБОУ СОШ № 8 г. Ахтубинск

Тема урока: Л. Толстой. Рассказы «Лебеди», «Зайцы»

Тип урока: изучение нового материала с использованием методов и приёмов РКМЧП.

Цель и задачи урока:

Предметные:

  • ввести понятие художественного текста,

  • закреплять понятие научно – познавательного текста,

  • формировать навык сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,

  • наблюдать за языковыми средствами, развивать критическое мышление,

  • развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),

  • создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении к природе),

  • учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Метапредметные:

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

  • способствовать развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

  • воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;

  • воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение», авт.Л.А. Ефросинина, 3 класс;

  • рабочая тетрадь «Литературное чтение», 3 класс, компьютер,

  • мультимедийный проектор, презентация МИМИО: изображение лебедя, зайца, таблица для сравнения произведений (общая для групповой работы и для самопроверки), карточки для работы в паре, для самопроверки, видеофильм «Лебеди», портрет Л.Н. Толстого,

  • репродукция с картины Рылова «В голубом просторе»

  • блокноты для составления моделей обложек книг, готовые модели обложек,

  • музыкальный фрагмент: Сен – Санс «Лебедь»

Этапы урока

Предметная деятельность

Формируемые УУД


I .Мобилизующий этап урока


Физминутка (несколько дыхательных упражнений для улучшения мозговой деятельности)




Введение в ситуацию успеха, психологический настрой на работу

1 слайд


II. Проверка домашнего задания.



2 слайд





3 слайд













4 слайд





























III. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебных задач.

Целеполагание.



Определение темы урока.







5 слайд







IY.Работа по теме.









6 слайд





















Актуализация знаний. Работа над словом. Подготовка к сравнению произведений.




-Урок литературного чтения. Над произведениями какого раздела мы работаем? («Творчество Л.Н.Толстого»). Что готовили дома?

1. парная работа (лексическая) по карточкам.

А) – Найдите соответствие, соедините линиями слова и их лексическое значение.

(на партах карточки с записанными словами и их лексическими значениями )

1)Гумно – место, где молотят сжатый хлеб (колосья)

2)Озими-растения, семена которых вносятся в почву осенью. (С.И.Ожегов)

3) Гуменники- зайцы, которые живут на гумнах.

4) Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.

5) Горестно – печально, тоскливо.

Б) самопроверка (по образцу)

(определения на слайде).

— Какую задачу выполнили? Справились? Какие умения понадобились? Аргументируйте своё мнение.

2. чтение рассказа «Зайцы» цепочкой

3. беседа по содержанию текста.

-О каких видах зайцев узнали в тексте?

-Какой литературный приём автор использует в произведении? (описание). Приведите примеры.

Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (сравнение). Приведите примеры. (сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов. Что значит литературный приём противопоставление? Приведите примеры.

-Сделайте вывод, почему текст не заставил переживать?

-Как называется такой текст?( научно – познавательный. )

-Каковы его особенности? (автор просто сообщает информацию)

-Как считаете, надо ли детям читать такие произведения? Для чего?




1.определение темы урока, методический приём «Предположение»

-Какую работу выполняем на уроках и что хотим сделать сегодня? (читать, задавать вопросы, анализировать, сравнивать, исследовать,….)

-Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать выполнять свои желания? Почему?

(не знаем тему урока)

Попробуйте определить предмет нашего разговора.

Неповторимой красоты птицы. Есть что-то загадочное и завораживающее в том, как он величественно скользит по глади озера в ослепительно белом одеянии. Убьёшь эту птицу — и ещё одна загадка природы останется неразгаданной.

-Будем говорить о лебедях.

— Запланированные действия и помогут нам познать секреты родной речи, секреты природы.

-Вот теперь мы можем начать выполнять запланированное

2. беседа о лебедях

А)-К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили её, берегли её богатства.

-Сегодня мы коснёмся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди».

Б). методический приём «Древо предсказаний»

-О чём может быть произведение? Как могут развиваться события?

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.

3. чтение рассказа учителем.

-После моего чтения ответьте на вопрос, какие мысли возникли у вас, что вы ощущали?

4. беседа по содержанию, анализ произведения.

-Каков жанр этого произведения? Докажите. (рассказ, описывается один день из жизни героя)

-Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

-Как описывается полёт лебедей? Прочитайте.

-Сколько дней птицам требуется для перелёта? Откуда узнали, что они летят долго? Какое слово повторяется в этом отрывке? Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.)

-Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

-Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта.

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? (уморились)

-Почему один молодой лебедь опустился на воду?

-Как море приняло птицу?

-Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина? (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?)

-Что вызывает особую тревогу? (лебедь слаб, одинок).

-Что произошло за ночь? Тяжело ли ему сейчас?(да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному)


РегулятивныеУУД: постановка учебной задачи



Личностные УУД:

построение планов во временной перспективе

РегулятивныеУУД: использование знаний в предметной деятельности

:









РегулятивныеУУД: самопроверка, самоконтроль















Познавательные УУД:

знание понятий, умение проводить анализ













Познавательные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели







Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Личностные УУД:

формирование нравственных ценностей





























РегулятивныеУУД:

Личностные УУД



Познавательные УУД:

проведение анализа

Выполнение учебных задач.

7 слайд









8 слайд













9 слайд

.















9 слайд

























Контролирующее задание.



































10 слайд

11 слайд











Y.Рефлексия.





















YI .Итог урока.

12 слайд









YII. Оценки за урок.

YIII. Домашнее задание.












5.схема – описание лебедя

-Наша схема – описание поможет нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь.

6.проблемный вопрос

-Попробуйте разрешить проблему: отнесём ли рассказ «Лебеди» к научно – познавательным.

7. моделирование обложки

(все в блокноте, один ученик у доски)

-Теперь у вас достаточно данных для того, чтобы составить модель обложки. Составьте мини-обложки, используя фигуры-заменители жанра и цвет-заменитель темы.

-Обоснуйте свой выбор, работая по алгоритму.

(знаком прямоугольник обозначается жанр- рассказ, коричневым цветом – тема произведения: о животных.)

8.групповая работа по таблице (исследовательская работа по сравнению произведений)

-Самая главная деятельность нашего урока сегодня «сравнивать». Сравним два произведения «Лебеди» и «Зайцы». Проведём небольшую исследовательскую работу. Будем работать по группам. Предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». Если находите сходство, то в своих табличках ставьте одинаковые значки: «+», а если находите различия, то ставьте разные значки. Результаты исследований занесите в таблицу



А). коллективное обсуждение результатов исследования.

(групповое обсуждение, защита коллективных решений)

1) название произведения (устные ответы)

  • «Лебеди»

  • «Зайцы»

2) автор

  • Л.Н.Толстой

  • Л.Н.Толстой

3)жанр: рассказ, рассказ

3) вызывает чувства,

сообщает только факты

4) модель обложки

— По своим блокнотам для моделирования сверьте модели обложек рассказов

Б). самопроверка (проверка по готовому образцу)

-Группы, проверьте себя по образцу.





9.обобщение по таблице.

А)-Посмотрите на таблицу. Какой вывод сделали?

Б) решение проблемной ситуации

-Можно ли сказать, что эти рассказы написаны с использованием одинаковых приёмов? Обоснуйте ответ.

-В чём разница в произведениях?

10. введение нового понятия.

Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ.

11. творческая работа.

-Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»?

-Как думаете, долетит ли лебедь?

12. видеофильм.

-Лебедь — один из прекраснейших представителей живой природы. Люди не перестают им восхищаться. Пишут картины с изображением лебедей и увековечивают в музыке.

-Свою картину художник Рылов А.А. и назвал «В голубом просторе», а французский композитор Шарль — Камиль Сен – Санс сочинил замечательную музыку «Лебедь»

13. вывод по рассказу.

-Мы сегодня исследовали и сравнивали 2 рассказа Л.Н.Толстого. Для этого читали, слушали, отвечали на вопросы, сочиняли, анализировали, сравнивали т.е. выполняли всё, что задумали. Считаете ли вы, что мы напрасно провели эти минуты вместе?

14. творческая работа: коллективное сочинение синквейна «Лебедь»

Давайте попробуем обобщить наши чувства, наше отношение к этим прекрасным птицам в синквейне.

-Сочиним синквейн «Лебеди»

Например: Лебеди.

Чистые, нежные.

Скользят, плывут, тоскуют.

Белоснежное диво природы.

Прекрасные.





-Давайте подведём итог урока.

-Сколько учебных задач мы поставили в начале урока?

-Удалось ли их выполнить?

-Что нового и интересного узнали на уроке?

-Что в итоге каждый из вас получил?

-Оцените себя и своих товарищей.



с. 134-136 читать, пересказывать, сост. модель

подготовить вопросы к тексту:

1 группа – «толстые» вопросы,

2 группа – «тонкие» вопросы




Познавательные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели

Личностные УУД









Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД







Регулятивные УУД

контроль, коррекция, осознание того, что уже освоено и что предстоит освоить

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

выбор наиболее эффективных способов решения задания,



Коммуникативные УУД





Регулятивные УУД:

использование знаний в практической деятельности



Познавательные УУД











Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном



Познавательные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД





Познавательные УУД

Личностные УУД





Личностные УУД















Познавательные УУД

умение осознанно и произвольно строить высказывание





Коммуникативные УУД:

контроль, коррекция, управление поведением партнёра, оценка действий партнёра

Познавательные УУД

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

нравственные ценности

контроль в форме сличения способа действия и его результата с планируемым.

Коммуникативные УУД:

контроль, коррекция, управление поведением партнёра, оценка действий партнёра

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.

Личностные УУД:

Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.











Свежие документы:  Сценарий литературно-музыкальной композиции "Унылая пора! Очей очарованье..." (Осень в изображении русских поэтов, музыкантов)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: