Урок литературного чтения в 4 классе «В мире мудрых басен»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов

г.Егорьевска Московской области






Неделя детской книги.


Всероссийский урок чтения.



Урок-театр.

4 класс.


В мире мудрых басен.








Учитель начальных классов–


Баранова Татьяна Юрьевна.




Цель урока:


обобщить полученные знания по теме «Басни».


Задачи урока:


Образовательные:

проверить освоение учащимися знаний о басне как жанре литературы,

проверить знания учащихся о великих баснописцах и их творчестве,

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.


Развивающие:

развитие речи и творческого мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).


Воспитательные:

воспитание культуры работы в группе;

воспитание интереса к классической литературе.



Оборудование:

презентация, толковые словари С.И. Ожегова и Даля, фразеологический словарь, конверт с пословицами, кроссворд, мультфильмы, аудиозаписи, выставка книг, рисунков,поделок, декорации и костюмы для инсценирования басен.


Подготовительная работа с учащимися:

разучивание басен, инсценирование,

написание сочинений о случае из жизни, который вспоминается при чтении какой-либо басни,

выставка рисунков, поделок









Ход урока.

Слайд 1.


Неделя детской книги.

Всероссийский урок чтения.

4 класс.

Урок – театр.

В мире мудрых басен



1. На уроках литературного чтения мы знакомились с творчеством русских баснописцев. Сегодня мы снова совершим путешествие в мир мудрых басен.


— Что такое басня?



Слайд 2.


Басня — короткий занимательный

рассказ в стихах или прозе,

содержащий нравоучение.



2. — Что вы знаете про 1-ого баснописца?

(Эзоп – основоположник басни – был рабом в Древней Греции в 6 в. до н.э.)


— Случайно ли, что басни «придумал» раб?

(Эзоп был одарён здравым умом, проницательностью философа, тонко подмечал человеческие недостатки, но, будучи рабом, не имел возможности прямо говорить об этом. Поэтому он стал выражать свои мысли иносказательно.

Точных фактов о его жизни до наших времён дошло очень мало. Зато народная фантазия связывает с его именем множество легенд и анекдотов. За едкий юмор и острый язык придумывается такая внешность: «брюхо выпученное, голова – что котёл, курносый, с тёмной кожей».

Уже в 5 в. до н.э. на аттической вазе найдено изображение такого уродца, который сидит, скорчась, перед маленькой лисицей, как Эдип перед Сфинксом. Несомненно, это Эзоп.)



— Согласны ли вы с мнением древних, что…


Слайд3.


Эзоп — «величайший благодетель

человечества»



«несущий пользу смертным»?

(Действительно, это так, т.к. он дал миру гениальный жанр литературы – басни.)


— С именем Эзопа связано выражение «Эзопов язык».


Заглянем в фразеологический словарь:



Слайд 4.


«Эзопов (эзоповский) язык –

иносказательное выражение мыслей.

Эзоп, будучи рабом, вынужден был прибегать к аллегорической форме выражения мыслей».



  1. — Какие знаете особенности басенного жанра?

(Аллегория, ирония, мораль)


Вы записали объяснение этих литературоведческих понятий.

Работаем в парах. Проверьте работу соседа.

Что такое аллегория? Ирония? Мораль?


Слайд5.


1. Аллегория — иносказание.

2. Ирония – тонкая скрытая насмешка.

3. Мораль – нравоучение.


— Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы- как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза.

Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное.


Мудрецы называли это зеркало басней, и что бы ни делали звери, всё разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

Заглянуть в это чудесное зеркало нам помогли известные баснописцы.


— Нам известны имена некоторых русских баснописцев. Вспомните, что вы знаете о них.



Слайд 6.

  1. Хемницер Иван Иванович

написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. Он любил басни великого Эзопа, переводил их.


  1. Измайлов Александр Ефимович

был современником Крылова, делил с ним славу лучшего баснописца.


  1. Толстой Лев Николаевич

в своём имении – Ясной Поляне открыл школу для деревенских ребятишек и сочинил для них азбуку. Басни из этой азбуки короткие, простые и занимательные.


  1. Крылов Иван Андреевич

Пушкин назвал его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».


  1. Михалков Сергей Владимирович

современный детский поэт, сочинитель не только стихов, но и басен.


Задание: соединить имена и отчества баснописцев с их фамилиями.




Слайд 7.

Выполнение задания, проверка:

Иван Иванович Крылов


Александр Ефимович Михалков


Лев Николаевич Хемницер


Сергей Владимирович Измайлов


Иван Андреевич Толстой




Разгадайте кроссворд:

Слайд 8.




2

Б




3

И


З


М


А



Й


Л


О


В



Н




1

К


Р


Ы


Л


О



В




П





И




4

О


С


Ё


Л




Е



5

Х


Е


М


Н


И


Ц



Е


Р



  1. Автор басни «Стрекоза и Муравей».

  2. Писатель, который сочиняет басни.

  3. Автор басни «Кукушка».

  4. Судья пения соловья.

  5. Фамилия автора басни «Стрекоза».


— Больше всего полюбили мы басни Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца.


Дедушкой Крыловым именуют его в народе, выражая этим своё уважение и любовь к нему.


«Книгой мудрости самого народа» назвал Н.В.Гоголь крыловские басни, в которых как в бесценной сокровищнице сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.


Его стихи превращались в пословицы и поговорки, и поэтому легко входили в народ строки и образы крыловских басен, его крылатые словечки, выражавшие ум и смекалку, весёлое лукавство ума.


Иван Андреевич, широко черпая из народной речи, не менее щедро отдавал народу взятое у него.


Такие лёгкие выражения, как «услужливый дурак опаснее врага»,

«а ларчик просто открывался»,

да только воз и ныне там»,

«а Васька слушает да ест»

и множество других давно вошли в сокровищницу русской речи.




Вспомните басню И.А.Крылова «Квартет».

Слайд 9. – Иллюстрация к басне «Квартет»

— Есть ли в этой басне ирония?

— Над чем смеётся автор?

— Есть ли в басне аллегория? В чём она?

(В образе участников квартета автор высмеивает невежество, глупость)

Расставьте паузы и логические ударения в басне.

— Чтобы выполнить это задание, послушаем отрывок из басни в исполнении народного артиста СССР Алексея Грибова.



Аудиозапись



— Как расставили паузы и логические ударения?

— Прочитайте отрывок выразительно.

— Как надо читать слова Мартышки? Осла?


Чтение басни по ролям.


(Роли: Мартышка, Осёл, Медведь, Козёл, Соловей, Автор)

— Какие слова басни стали крылатыми? Когда так говорят?

— Прочитайте мораль басни.

— Итак в этой басне высмеивается…



Слайд 10.

НЕВЕЖЕСТВО


И.А.Крылов

«Квартет»


?


В какой ещё басне Крылов высмеивает этот же порок?

(«Мартышка и очки»)


Побудем в роли режиссёра.

Слайд 11. – Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица».


Пожалуй, самая известная басня Крылова «Ворона и Лисица».


Ребята готовились инсценировать её. Какие советы вы им дадите?

Как сыграть роль лисы, чтобы раскрыть её характер?

(показать голосом, жестами, мимикой)


— Труднее роль Вороны – роль без слов.

(Ворона неповоротливая, грубая; но когда её хвалят, начинает прихорашиваться, любоваться собой)


— Как читать слова автора?

(Автор не просто «докладывает» текст, а горячо переживает вместе с героями. Кому-то он сочувствует, кого-то осуждает. Надо обратить внимание на паузы, на темп исполнения разных строк)


— Начнётся басня на экране (мультфильм ), а продолжат наши артисты.


— Что понравилось в исполнении?

— Что сказали бы по-другому?

— Какова мораль этой басни?

(лесть гнусна, вредна)


Работа с «Толковым словарем»

— Что такое ЛЕСТЬ?

(«Лесть-незаслуженная похвала с целью получения какой-нибудь выгоды»,


Итак, ещё один порок – ЛЕСТЬ – Крылов высмеивает в этой басне.


Слайд 12.

ЛЕСТЬ


«Ворона и

Лисица»



?


— Помните ли вы другую басню, где герои льстят друг другу взаимно, ожидая для себя незаслуженной похвалы?

(«Кукушка и Петух»)



Слайд 13. – Иллюстрация к басне «Кукушка и Петух».


— Послушаем эту басню в исполнении детей.

(Роли: Кукушка, Петух, Автор, Воробей)


— Какие пороки высмеивает басня?

(лесть, глупость, лицемерие)


Работа с «Толковым словарем»

— Объясните значение слова «ЛИЦЕМЕРИЕ».

(Лицемерие — когда говорят не то, что думают, чтобы услужить кому-то).


— Почему именно эти птицы стали героями этой басни?

Почему не ласточка, не синичка?

(Кукушка петь не умеет, а кричит на весь лес;

Петух горластый, крикливый, по-настоящему петь не умеет, но вышагивает важно, оперение у него яркое, нарядное)


— В каких ещё баснях встречались с Кукушкой?

(Е.А.Измайлов, «Кукушка»)


— Какие пороки высмеивает Измайлов в этой басне?

(Хвастливость, зазнайство, самовосхваление, завышенная самооценка)


— Итак, один и тот же герой по-разному может быть представлен в разных баснях.

Разные авторы по-разному используют аллегорию:



Слайд 14.


КУКУШКА


Крылов


Измайлов

Лесть

лицемерие


Самовосхваление

зазнайство

— Крылов в образе Кукушки высмеивает лесть, лицемерие.

— Измайлов – самовосхваление, зазнайство.

— Бывает, когда похожи не только герои басен, но и сюжеты.


В таком случае мы говорим о баснях с «бродячим сюжетом».


Например, басни про Стрекозу и Муравья:



Слайд 15.


  1. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

  2. Л.Н.Толстой «Стрекоза»

  3. И.И.Хемницер «Стрекоза и Муравьи»



— Чем отличаются эти басни?

(Басня Л.Н.Толстого короткая, в прозе. В басне И.И.Хемницера Муравей всё-таки помог Стрекозе)


— Какие ещё знаете басни с «бродячим сюжетом»?

(из 3-го класса помним басни про Ворону и Лисицу, про Лису и виноград

(в басне Эзопа Ворон держал во рту кусок мяса)




Слайд 16. – Иллюстрация к басне «Стрекоза и Муравей».


Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».


(Роли: Стрекоза, Муравей , Автор.)


— Какова мораль басни?


— А как эту историю рассказала бы стрекоза?

(Может, с обидой на Муравья; а может, с обидой на себя, раскаиваясь, сожалея об упущенных днях)


-Какие случаи из жизни вспоминаете, читая басню?

Прочитайте свое сочинение.(Дома дети писали сочинение о случае из жизни, который напомнила басня. Например, о том, как Вова все лето спокойно отдыхал, не вспоминая об учебе, и только в последний день каникул вспомнил, что на лето было задано прочитать много книг и выучить таблицу умножения)


ИТОГ

Итак, басни помогли нам ещё раз взглянуть в чудесное зеркало. Перед нами предстали птицы, звери, но мы всегда понимаем, что речь идёт о людях, о нас с вами.

Басни учат нас быть честными, трудолюбивыми, справедливыми, учат нравам.

Сегодня мы ещё раз убедились в том, что басни по праву можно назвать «книгой мудрости народа».












« ЕГО БАСНИ ПЕРЕЖИВУТ ВЕКА »




Крылов! Это имя нам дорого с детства,

И знает Крылова любой человек, —

Дедушка нам оставил наследство,

Которое светит из века в век…



Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.



Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые Крыловские слова.
















ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

(из биографии)

1769-1844

Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в семье бедного армейского офицера. Отец Крылова, Андрей Прохорович, по обязанностям службы часто менял местожительство. Брать взятки он не умел, льстить не привык. Начальство не выдвигало его, обходило вниманием. Мать Крылова, Мария Алексеевна, была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и очень добрая.

В 1755 году Крыловы переехали в Тверь, и отец будущего писателя перешёл из военной службы в гражданскую. В Твери Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала одной из главных особенностей его творчества. Он любил толкаться среди «чёрного» народа на торговых площадях, около качелей, смотреть кулачные бои, жадно прислуживаясь к говору «простолюдинов»; сидеть целыми днями на берегу Волги и слушать бойкие речи прачек, а потом передавать своим знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.

Началось умение маленького Крылова в Твери, в доме губернатора вместе с его детьми. Мальчик с жаром учил уроки, удивляя учителей своим рвением. Особенно ему нравилась арифметика.

Материальное положение семьи стало ещё тяжелее, когда родился второй сын, Лёвушка. Когда Лёвушке исполнился год, Андрей Прохорович слёг, а вскоре и умер.

Когда Крылову было 13 лет, семья переезжает в Петербург. Здесь он поступил на должность канцеляриста в Казённую палату и служил в ней 4 года.

Крылов рано начал литературную деятельность. В 14 лет он написал свою первую комедию. С самого начала он на стороне простых тружеников и против вельмож и дворян. Крылов сближается с передовыми людьми того времени. Эти смелые выступления против деспотизма и крепостнических порядков не прошли незамеченными. Он вызвал подозрения у императрицы.

За ним был установлен политический надзор. В течение 8 лет писатель скитался по провинции.

С начала царствования Александра I Крылов получил возможность вновь вернуться к литературной деятельности. Долгие годы Крылов жил в Петербурге. Служил 30 лет библиотекарем в Публичной библиотеке. Одновременно со службой в библиотеке Крылов работал над созданием своих басен, через каждые два-три года подготавливая новые книги.

Выйдя в отставку, Крылов поменял квартиру, перебравшись из района столичной суеты на Васильевский остров.

Умер он 9 ноября в восьмом часу утра 1844 года.

КОПИЛКА МЕТКИХ ВЫРАЖЕНИЙ


«Стрекоза и Муравей»

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же попляши!

«Ворона и Лисица»

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

От радости в зобу дыханье спёрло.


«Квартет»

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

Чтоб музыкантом быть,

Так надобно уменье.


«Лебедь, Рак и Щука»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!


«Зеркало и Обезьяна

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше б на себя, кума, оборотиться.


«Слон и Моська»

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!


«Кукушка и Петух»

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.


«Чиж и Голубь»

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.


«Волк и Ягнёнок»

У сильного всегда бессильный виноват.


«Кот и Повар»

А Васька слушает, да ест.



Свежие документы:  Тест по литературе 5 класс 1 е полугодие

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: