Урок литературного чтения во 2 классе «Анализ поэтического произведения. Р.Сеф «Странное дело»»



Класс: 2 (1-4).

Предмет: литературное чтение.

Программа: «Школа 2100».

Тип урока: урок обучения чтению нового текста.

Форма урока: урок-исследование.


Тема: «Анализ поэтического произведения. Р.Сеф «Странное дело»».

Цели: 1) формировать тип правильной читательской деятельности,

учить прогнозированию содержания текста, проводить анализ

прочитанного произведения через «диалог с автором», находить в тексте

материал для характеристики героев и формулировки основной мысли

стихотворения;

2) развивать устную речь (грамотно строить предложения), логическое и

образное мышление, воображение, внимание, навык работы в парах

постоянного состава;

3) обогащать жизненный опыт учеников, открывать мир нравственных

ценностей, формировать чувства коллективизма, товарищества,

доброжелательности.

Оборудование: доска – портрет Р.Сефа, выставка книг Р.Сефа, рисунки с изображением

сапожника и художника, пословицы, слова – черты характера героев

стихотворения, слова «стихотворение», «Р.Сеф», «Странное дело»,

слова – цели урока; на партах – лист с заданиями для каждого ученика,

учебник.


1. Актуализация знаний.

Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. Каким? Кто его автор? Как оно называется? Попробуем предположить.

Подвиньте к себе лист с заданиями. Выполните задание №1.


( для 1 группыРасшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.


т о С т о е и

х р и в н е


для 2 группыУзнай имя автора. Его нужно исключить из списка.


Н.Носов, Р.Сеф, Л.Толстой


для 3 группы – Прочти название произведения.


еоннартс олед )


По мере ответов на доске появляются слова: стихотворение

Р.Сеф

«Странное дело»


Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на странице 32.


2. Работа с текстом до чтения.

а) — Назовите жанр произведения. Автор? Знакомы ли вы с его творчеством?

— Поставьте учебную задачу.

(Выбор одной из фраз-целей урока: Познакомиться с творчеством…)


Учитель вывешивает на доску портрет Р.Сефа и обращает внимание

на выставку его книг.

— Роман Семёнович Сеф – наш современник, он родился и живёт в г.Москва. Своё первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Берёза ждёт мороза! Берёза ждёт мороза!» Юный поэт был счастлив.

С тех пор Р.Сеф написал более 25 книг, и все они для вас, ребята.


б). — Как называется стихотворение? Как можно сказать по-другому?

— Сформулируйте следующие цели. (формулировка целей с опорой на фразы: Прочитать,

Проанализировать…)

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что заметили? Как вы думаете, о чём это

Свежие документы:  Сочинение на тему "Пьеса "На дне" М. Горького"

произведение?


3. Чтение текста про себя.

— Проверим, подтвердятся ли наши предположения. Прочитайте стихотворение про себя.

— Итак, подтвердились наши предположения? А как вы теперь ответите на вопрос: «О чём это стихотворение?»


На доску вывешиваются иллюстрации с изображениями художника и сапожника.


— Сапожник и художник – совсем непохожие профессии, но автор именно их, таких разных людей, сделал героями своего произведения. Почему? Есть над чем подумать.

— Предлагаю провести исследование. Определим его тему. Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? Что странного он подметил?

(Дети: Сапожника называли художником, а художника – сапожником.)

— А почему?

— Наши мнения разделились. Надо думать. Сформулируйте тему исследования.


(Дети: Почему сапожника называли художником, а художника – сапожником?)

Доска: изображение ? изображение

сапожника ↔ художника


— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны…(повторное обращение к целям урока: Прочитать…, Проанализировать…)


— Что будет объектом нашего исследования?

(Дети: Стихотворение.)

— А кто станет предметом исследования?

(Дети: Сапожник и художник.)


— Впереди у нас серьёзная работа. Поможем организму подготовиться.

(Физминутка)


4.Работа с текстом во время чтения.

— Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем в глубь строки и поделимся возникшими мыслями.


1 – 2 строки

— Прочитайте две первые строки. Что услышали в этой фразе? Достаточно этих слов, чтобы понять, над чем размышляет автор? (Дети: Нет.)

— Дочитаем предложение до точки.

3 – 6 строки

— Что вам напомнили эти строки? И кто её герой? Кто такой сапожник? Узнаем о нём побольше. Прочтите следующие две строки.

7 – 8 строки

— Каким вы представили себе сапожника? Мог быть такой человек на самом деле? Значит это не сказка, а что…? Дочитаем страницу.

9 – 11 строки

— Задайте вопрос автору.

(Дети: Почему сапожника называли художником?)

— А как вы на него ответите?

(Дети: Сапожник – мастер своего дела.)

— Итак, это первая часть нашей рабочей версии ответа по теме исследования.

— Прочтите следующее предложение.

12 – 17 строки

— Что заметили? Зачем автор повторяет строки? Кто такой художник? Что о нём говорит автор?

— Прочтём следующие три строки.

18 – 20 строки

— Опишите художника. Какой он? А такой человек может жить рядом с нами? Как вы думаете, почему автор не даёт подробного описания внешности сапожника и художника, только примерный возраст?

Свежие документы:  Урок литературного чтения 1 класс Украинская народная сказка «Рукавичка»

— Дочитаем предложение до точки.

21 – 23 строки

— Что хотел сказать автор этой фразой?

(Дети: Художник ленился. Он писал плохие картины.)

— Это вторая часть рабочей версии ответа по теме нашего исследования.

— Дочитаем стихотворение.

24 – 25 строки

— Обратите внимание на знак в конце предложения. О чём спрашивает нас автор?

(Дети: Может ли быть, чтобы сапожника называли художником, а художника – сапожником?)

— Попробуйте на него ответить.

(Дети: Сапожник был мастером своего дела, у него «золотые руки». Он делал не

только удобную, но и красивую обувь. Его называли художником.

Ххудожник не вкладывал в свою работу душу, у него не было таланта. Он

писал некрасивые картины. За это его называли сапожником.)

— Мы сформулировали нашу версию ответа по теме исследования. Отдохнём и подготовимся к последнему этапу исследования.

(Физминутка)


5.Работа над выразительностью чтения.

Как вы думаете, это стихотворение – игра, фантазия, сказка, раздумье? Докажите.

— Как нужно читать стихотворение? Какие строки наиболее ярко выражают размышление?

— Прочтите удивлённо, задумчиво.

— Мы сказали, что для понимания главной мысли стихотворения внешний вид героев неважен. А что тогда, по-вашему, важно?

— Найдите на ваших листах задание №2 и выполните его.


(Задание одинаковое для всех: Назови черты характера сапожника, художника.

Слова на выбор: трудолюбие,лень,небрежность,безответственность,мастерство,равнодушие,надёжность, аккуратность.)


— Назовите черты характера сапожника.

(По мере ответов детей слова — карточки появляются на доске и размещаются под изображением сапожника.)

— Как автор относится к герою? А вы разделяете его точку зрения?

— Прочтите строки о сапожнике так, чтобы мы это почувствовали, услышали?

— Так почему Р.Сеф называет сапожника художником?

(Дети: Сапожник – мастер своего дела.)

— Это первая часть итоговой версии нашего исследования.

— Назовите черты характера художника.

(Ответы – слова на карточках размещаются под изображением художника.)

— Как автор относится к художнику? А вы согласны с ним?

— Прочтите строки о художнике, выразив своё отношение к нему.

— Почему Р.Сеф называет художника сапожником?

(Дети: Художник – человек, который не вкладывал в свой труд душу, ленился.)

— Это вторая часть нашей итоговой версии.


— Прочитайте две последние строки так, чтобы мы услышали обращение автора к нам, читателям, с вопросом.


— Чтобы дать ответ на вопрос автора, прочитаем стихотворение выразительно, передав своё отношение к героям.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по русской литературе «Литература периода Великой отечественной войны» 8-11 класс

— Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть к следующему уроку.

— Итак, ответьте на вопрос автора.

(Дети: Нет, это не странное дело.)

— Почему?

(Дети отвечают, объединяя в ответ 1 и 2 части итоговой версии.)

— Это наша итоговая версия исследования.


6. Работа с текстом после чтения.

— Как вы думаете, можно ли словами «сапожник», «художник» назвать повара, музыканта, футболиста, ученика? Поделитесь своими мыслями.

— А рядом с вами есть такие люди?

Дома подготовьте рассказ об одном из таких людей; кто затрудняется, может рассказать о сапожнике или художнике из стихотворения так, как будто это ваши знакомые.


— Итак, пришло время подвести итог нашего исследования. Выполните задание №3 на листочках.


(Задание общее: Прочитай предложение – главную мысль стихотворения.

  1. Как хорошо быть сапожником!

  2. Человек славен трудом.

  3. Все работы хороши!)


— Какая формулировка главной мысли кажется вам наиболее точной?

— Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так:


Доска: «ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ТРУДОМ!»


— Наше исследование закончено.

(Выставление отметок)

7. Рефлексия.

— Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.

— Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р.Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья.

— Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим стихотворением Р.Сеф, раскройте кулачки – почки.

— Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.

Наш урок окончен.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: