Урок литературного чтения во 2 классе «Б. Житков «Храбрый утёнок»


Б.С. Житков. «Храбрый утенок»

Цели:

  • познакомить детей с творчеством Б.С.Житкова;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • учить делить текст на смысловые части;

  • составлять диафильм, используя иллюстрации к рассказу;

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оформление доски: портрет писателя Б.С.Житкова; запись трудных слов поделенных на слоги; скороговорка.

Оборудование: выставка детских книг Б.С.Житкова; рисунки персонажей рассказа; таблица-квадрат с повторяющимися буквами; индивидуальные разноцветные кружки разного цвета.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ текста Е.Чарушина «Страшный рассказ».

Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным?
–Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных?

3. Изучение нового материала. Постановка цели урока

Рассказ ученика о творчестве писателя.

Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.
Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

Учитель: Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам. Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утенок»

4. Подготовительная работа

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным

Читайте целыми словами:

Бег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугались
Еда – наедались.

5. Первичное чтение

Дети читают рассказ цепочкой.

6. Проверка понимания содержания и смысла рассказа

Понравился рассказ?
– О чем рассказ?
– Как хозяйка кормила утят?
– Почему утята боялись стрекозу?
– О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?
– Кто пришел в гости к утятам?
– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
– Как ему это удалось?
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела ли стрекоза еще раз?

7. Физкультминутка

Я называю детенышей животных. Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки – котенок,
У собаки – собачонок,
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овчонок,
У курочки – цыпленок,
У ежихи – еженок,
У коровы – теленок,
У свиньи – свиненок,
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок,
У лосихи – лосенок,
У волчицы – волченок,
У голубки – голубенок.

(Щенок, ягненок, поросенок, малек, птенец)

8. Закрепление нового материала

1. Выразительное чтение.

2. Составление диафильма с помощью иллюстраций (персонажи рассказа).

С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят)

Выставляем картинку тарелку с рублеными яйцами.

Почему утята не ели? (Боялись стрекозы)

Ставим утят и стрекозу.

Как вели себя утята? (Боялись и прятались в траве)

Закрываем утят рисунком – травы.

Чему удивлялась хозяйка? (Еда не тронута)
– Кто к ним приходит в гости?
(Разговор Алеши с утятами)

Ставим соседского – утенка Алешу.

Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу)
– Чем заканчивается рассказ?
(Довольные утята кушают и угощают Алешу)

9. Итог урока

С каким рассказом познакомились?
– Кто его автор?
– Можно ли назвать рассказ сказкой? Почему вы так считаете?
– Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
– Стоило ли утятам бояться стрекозу?

10. Домашнее задание: пересказ по картинному плану.

11. Оценка за урок

Дети с помощью кружков оценивают свою работу: красный – пять: синий – четыре: зеленый – три.

На доске квадрат с повторяющимися буквами, зачеркните одинаковые, и вы получите оценку за урок.

х

т

в

а

н

ж

з

о

з

х

ч

и

л

а

ж

в



Список литературы

Климанова Л.Ф. «Родная речь». Издательство. «Просвещение», 2004 г.

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «Вако», 2006 г.

https://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/Sbornik_pis/Hrabri_utenok.htm

Свежие документы:  Сценарий «Сказ о том, как Иван-царевич стал агрономом»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: