Урок литературного чтения во 2 классе «В гостях у дедушки Корнея»







Урок — литературная гостиная


(урок литературного чтения во 2 классе)


на тему:


«В гостях у дедушки Корнея»


(обобщающий урок по произведениям К.И.Чуковского)




Разработан

учителем начальных классов

Помыткиной Л.О.







п. Совхозный

Славянского района

Краснодарского края



Урок — литературная гостиная

(урок литературного чтения во 2 классе)


на тему


«В гостях у дедушки Корнея»


(обобщающий урок по произведениям К.И.Чуковского)


Образовательные задачи:

  1. Обучающая – формирование навыков правильного, выразительного чтения.

  2. Развивающая — развитие речи, внимания, мышления учащихся.

  3. Воспитательная – воспитание интереса к чтению, бережного отношения к книге, здорового образа жизни.


  1. Организационный момент.


  1. Тема урока.

  1. «Вхождение» в тему.

— В небольшом посёлке Переделкино, что под Москвой, есть весёлый терем-теремок. Местные жители называют его «Дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нём детские голоса. Здесь проходят интересные встречи с писателями, артистами, учёными. И все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, догадались, что это детская библиотека. А построил её на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником известный детский писатель … Корней Иванович Чуковский.

— И сегодня, ребята, мы с вами побываем в литературной гостиной и побеседуем о творчестве этого известного детского писателя.


2) Работа с толковым словарём русского языка С.И. Ожегова. Чтение толкования слова «гостиная».

Гостиная – комната для гостей.

— А кто догадался, какое значение у словосочетания «литературная гостиная»? (Ответы детей).

— И в нашей гостиной мы будем встречать многих гостей, но их всех будет объединять одно качество – они все помнят и любят произведения К.И.Чуковского.

2) Выступление заранее подготовленных учеников.

— А вот, пожалуй, и первые гости…


(В класс входят «знатоки» и сообщают о жизни писателя интересные факты)


1. А Корней-то не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось – Корней Чуковский.

2. Он рано начал работать маляром, чтобы заработать себе на жизнь, но одновременно занимался самостоятельно: изучал английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии и начал работать в газете.

3. В 1916 году вышла первая книга-сказка Чуковского для детей «Крокодил». Дети полюбили её. Чуковский написал для них ещё много сказок и стихотворений.

4. Кроме того, Чуковский писал книги и для взрослых, переводил книги зарубежных писателей.


  1. Обобщение учителя.

— У К.И.Чуковского был многогранный талант. Итак, кем же был К.И.Чуковский? (Дети читают по плакату)


К.И.Чуковский


сказочник

переводчик

литературовед



В дверь класса стучат. Заходит почтальон.


— Здравствуйте! Это 2 «А» класс? Значит, это письмо вам.

Почтальон вручает учителю конверт.


4) Чтение письма (учитель показывает конверт).

— Ребята, в письме рассказано о печальном известии. Книга К.И.Чуковского попала в руки одного мальчика. Он перемазал её, вырвал и перепутал страницы. К счастью, среди нас нет таких учеников. Ребята, а как можно помочь книге? (Ответы детей).


5) Встреча с персонажем произведения К.И.Чуковского.

— А вот, и следующий гость. Это доктор, лечит не книги, а зверей.


Приходи к нему лечиться:

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый … (Доктор Айболит)

В классе появляется литературный персонаж – доктор Айболит.

— Здравствуйте, ребята! Я хочу позаботиться и о вашем здоровье, поэтому принёс для вас полезные фрукты и овощи. Я угощу ими того, кто будет правильно отвечать на уроке. В моей корзине есть:

яблоки — в них содержится много витамина С, очень полезного для детского организма, и в день обязательно нужно съедать 1 яблоко;

морковь — кто будет её есть, станет крепким и здоровым, ведь в моркови содержится «витамин роста»;

лук и чеснок – если будете употреблять их в пищу, никогда не заболеете простудными заболеваниями. Кто больше соберёт таких призов в течение урока за правильные ответы, будет самым здоровым. Вы позволите мне остаться с вами на уроке?


6) Беседа:

— С какими стихотворениями К.И.Чуковского мы познакомились на предыдущих уроках?

(«Путаница», «Радость», «Федорино горе»).


7) Проверка домашнего задания. Работа по учебнику.

Дети читают понравившиеся отрывки из стихотворений К.И.Чуковского.

— Почему вы выбрали именно эти отрывки?


Физминутка для снятия физического напряжения


— Ребята, к нам в гости пришли герои одного из произведений К.И.Чуковского. Кто знает, из какого они стихотворения? Правильно, из стихотворения «Путаница». И они желают с нами потанцевать.


Под музыку исполняется «Танец маленьких утят».


8) Выборочное чтение. Беседа по произведению «Федорино горе».

— Чем была возмущена посуда?

— Выбрать все ответы посуды. Каким тоном нужно прочитать?

— Как вы относитесь к Федоре? Справедливо ли она была наказана?

— Покажите голосом, что ей плохо.

— Что за чудо произошло с Федорой?

— Какую песню она спела посуде?

— Какой Федора была и какой стала?

— Как относилась к ней посуда сначала и как стала относиться потом? Почему?


— Прочитайте отрывок, в котором описывается радость Федоры.

— Как повела себя после этого посуда? Зачитайте отрывок.

— Какие слова сказал после этого самовар?

— Могла ли произойти подобная история в жизни? Обоснуйте ответ.

— Чему учит стихотворение?


Физминутка для снятия напряжения глаз


Проводится по кругам Базарного.


9) Викторина по произведениям:

а) вступление:

— Поздний вечер. Смолкли детские голоса. Часы бьют полночь и оживают в домике дедушки Корнея герои сказок. Но чтобы они ожили и пришли в нашу литературную гостиную, вы должны их расколдовать – сказать из этого произведения строки.

    1. Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(Муха из стихотворения «Муха- Цокотуха)

    1. А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

(Утята из стихотворения «Путаница»)


    1. Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!

(«Мойдодыр»)

— Я думаю, что вы все обязательно умываетесь по утрам и вечерам и не похожи на героя из произведения К.И.Чуковского.

    1. Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко скорей.

( Крокодил с солнцем, «Краденое солнце»)


    1. Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей.

(«Бармалей»)

    1. Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

( Федора, «Федорино горе»)

10) Игра «Собери пословицу».

На плакате записаны слова: ЧИТАЕТ, ЗНАЕТ, МНОГО, КТО, ТОТ, МНОГО.

Ответ: КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.


11) Игра «Отгадай загадку»

— Ребята, герои произведений приготовили для вас весёлые загадки, автором которых является К.И.Чуковский. Прочитайте их сначала вполголоса, а затем вслух с отгадкой.


  1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик)

  1. Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут.

(Автомашина, автобус)

  1. Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

(Коньки)

  1. Итог урока.

— Прочитайте пословицу. К каким произведениям К.И.Чуковского можно её отнести?

ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.


— В одном из живописнейших мест Подмосковья, в знаменитом посёлке писателей Переделкино открылся музей К.И.Чуковского. Возможно, когда-то кому-нибудь из вас посчастливится, и вы сможете посетить этот чудесный уголок. Прошло более 35 лет, как нет любимца детворы К.И.Чуковского, но мы этого не ощущаем, ведь герои его произведений с нами, и ещё будут с нами и с нашими детьми.

— А я приглашаю всех гостей к нашему самовару на чашку чая с лимоном, который полезен для здоровья. Приятного чаепития!


Урок заканчивается чаепитием.




















Свежие документы:  Конспект урока на тему «К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: