Урок литературы для 1 класса на тему «Как хорошо уметь читать»


Чекалкина Наталья Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 117 г. Снежинск

План-конспект урока по учебнику «Литературное чтение. 1 класс» Составители: Л.Ф. Климанова, Л.В.Виноградская, В.Г.Горецкий

Тема урока «Как хорошо уметь читать»


Тема

Как хорошо уметь читать

Цель

Познакомить с темой урока «Как хорошо уметь читать»

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Сформировать представление о книге в жизни современного человека, возникно-вении письменности (на образно-иллюст-ративной основе), культуре обра­щения с книгой

Познавательные: общеучебные —осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические — построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем — самостоятельный по­иск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохра­нять учебную задачу; планировать дейст­вия согласно поставленной задаче; адек­ватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентирова­нию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: форму­лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Основные понятия

Пред­метное письмо, узелковое пись­мо, наскальные рисунки, иеро­глифы, правила обращения с книгой

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Окружающий мир. Музыка. Технология (умение работать с учебной книгой, соотносить музыкальный и литературный образ)

Фронтальная, индивидуальная

Учебник «Литературное чтение», ч.1, с.8-12

Климанова Л. Ф. Уроки чтения: 1 класс. Методическое пособие

Климанова Л. Ф. Чтение. Успешный старт. Рабочая тетрадь для 1 класса.

Книги для выставки. Мультимедийная презентация


Технология проведения урока

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность обучающихся

Диагностирующие задания

I этап. Мотивация к деятельности


Цель – мотивиро-вать учащихся на изучение темы «Как хорошо уметь читать»

1.(слайд 2) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву Б (благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный, безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.).

2. Чтение наизусть отрывков из стихотворения С. Маршака «Новому читателю».

  • Почему поэт называет вас новыми читателями?

  • Какими качествами должен обладать читатель? Для чего?


Подбор слов






Индивидуальная работа


Ответы учащихся, обмен впечатлениями предыдущего урока

Сравнить с предложенными словами


II этап. Учебно-познавательная деятельность


1.Актуализация знаний учащихся


Цель – дать первоначальное представление о значении книги в жизни человека, стимулировать желание учащихся научиться хорошо читать

(слайд 3) 1.Чтение названия новой темы «Кто говорит молча?».

2. Чтение загадок по учебнику

  • По каким признакам вы узнали, что речь идет о книге?

(слайд 4, 5) Сочини загадку

3.Чтение пословиц по учебнику

(слайд 6) Игра «Вот начало. Где конец?»

4.Подведение итога

  • Какая тема объединяет загадки и пословицы? (Кни­га)

Кто помогает книге заговорить? (Читатели)

(слайд 7) 5.Знакомство с творчеством и книгами К. Ушинского.

Ушинский считал главной задачей воспитания подготовку человека к самостоятельной жизни. Стремился учить так, чтобы развить желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Ушинский много работал над составлением для детей книг для чтения «Детский мир», «Родное слово» — учебник русского языка. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли, став учителем русских учителей.

6.Чтение высказывания К. Ушинского по учебнику (с.9)

  • Что самое главное, по мнению К. Ушинского, в чте­нии? Вы согласны с ним?

  • Какая из прочитанных пословиц подтверждает мысль К. Ушинского?

Предположения учащихся.

Объяснение смысла загадок.

Работа в паре

Ответы учащихся на вопросы

По опорным словам сочинить загадку.

Работа в паре

Найти продолжение пословицы





Работа с выставкой книг К.Ушинского






Выразительное чтение.

Составление собственных загадок о книге

Самопроверка











Выбор правильного ответа


2.Знакомство с информацией о возникновении письменности

Цель – познакомить с информацией о возникновении письменности

1.Беседа. Возникновением письменности

(слайд 8,9) 2.Зна­комство с узелковым письмом. Чтение диалога Ани и Вани.

«Знаете ли вы?»

Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, должен был обозначить ее шнурком и привязать его в определенном месте верев­ки. Белый цвет получившегося узла обозначал мир, желтый золото, зеленый хлеб и др.

(слайд 10, 11) 3. Зна­комство с узелковым письмом.


4. Чтение текста на с.10-12

5. Работа по вопросам с. 12


Рассматривание изобразительных знаков.

Чтение хорошо читающими учащимися.









Рассматривание изобразительных знаков — рисуночное письмо, иерогли­фов.

Самостоятельное чтение текста на с.10-12

Ответы учащихся



3.Творческая работа

Цель – учить составлять сообщения с помощью знаков-рисунков

(слайд 12) Попробуйте записать какое-либо сообщение с помо­щью знаков-рисунков «Я люблю читать книги».


Работа в группах. Составление сообщения





Оцени выступающего


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель – учить делать выводы по прочитанному тексту, составлять правила обращения с книгой

1.Беседа о книге, читателе и чтении.

  • Кого можно назвать хорошим читателем? Какими качествами он должен обладать?

  • Будет ли «разговаривать» книга без своего читате­ля? Обмен мнениями.

  • Почему люди так бережно хранят книги, которым несколько тысяч лет? Слышал ли ты о таких кни­гах? Знаешь ли ты что-либо о Библии? Почему ее ценят люди?

(слайд 13) 2.Обсуждение проблемы «Культура чтения, культура обращения с книгой», в том числе и с учебной книгой.

(слайд 14) 3.Чтение по памяти стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»

Учебная дискуссия







Рассказ о Библии


Подбор опорных слов, составление текста «Культура чтения, культура обращения с книгой».


Индивидуальная работа










Чтение текста


IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности


Цель – формировать у школьников самооценку

(слайд 15) Оцени свою работу на уроке

Выбор и комментарий своих ответов






4


Свежие документы:  Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе Тема урока : А.Барков «Пожарник Карл»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: