Урок литературы для 7 класса «Художественный мир А. Платонова»











Снеткова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Покров

Петушинского района

Владимирской области









Урок литературы

7 класс


«Художественный мир А. Платонова»
















Цели:


  1. Формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе, раскрытие авторского замысла;


  1. Развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов: кроткий, блаженный и других;



  1. Воспитывать чувства сострадания, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.



Ход урока:

Слайд 2


Эпиграф: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. ( А. Н. Радищев)

  1. Прослушивание песни. Никольский Константин «Музыкант»

Слайды 3-5


  1. Слово учителя:

— Добро и зло , лютая ненависть и святая любовь… Как разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие… Посмотрите портретный ряд. Вы не найдете ни одного похожего лица. А за каждым из них свой характер, судьба, эпоха. Как это увидеть?


— А что значит, быть непохожим на других? Легко ли быть непохожим? Что чувствует такой человек?


— Встречались ли вам герои произведений, не имеющие сходства с окружающими их людьми?


Слайд 6


-И в прочитанном вами дома рассказе А. Платонова вы также встретились с героем, отличающимся от других людей. Это Юшка.


— Что почувствовали вы, читая рассказ?

Чем вас взволновал герой этого рассказа? Что запомнилось?


Слайд 7


Цель нашего урока: от языка произведения, художественно- языковой формы подойти к раскрытию идейного содержания, авторскому замыслу.


  1. Случайно ли называется рассказ?

Итак, мы прочитали первые строчки. Вы чувствуете, что здесь присутствует автор? Как?


— И именно глаза автора передают нам образ главного героя, причем, не сразу называя его по имени. ( постепенное приближение: старый на вид человек, он, Ефим, Юшка)

-Используя текст, опишите Юшку,

Внешние черты героя _ это основа его характера, и Платонов подробно описывает образ. Но что является главным в этой характеристике? ( неостывающие слезы, белое тело- словно душа сквозь мирскую оболочку)

Слайд 8

  • Попробуйте охарактеризовать его одним словом (запись на доске, работа со значением слов и происхождением)

  • Что не согласуется в описании Юшки и той жизни , которую он вел? ( слабые руки — тяжелая работа)


Работа со значением слова «юшка» (словарь Даля)


  • Какие чувства вызывает у вас такой образ?


  1. А как относятся к нему окружающие? Дети? (чтение отрывков)

  • Как вы понимаете значение слова «терзать»? Попробуйте дать определение с помощью синонимов. ( Запись: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить)

Работа со словарем.

В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно.


— В каком значении использует это слово Платонов. (Первое значение – согласуется с именем — кровь, незаживающая рана. Второе — проявление отношения детей)

  • Почему дети, которые только начинают жить, и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они от него ждут?

  • В отрывке 3 раза встречается слово «правда».

  • Дети не могут поверить, что такой человек, как Юшка может быть живым, ведь он не как все.

  • Какие чувства испытывает при этом Ефим? Какие у вас возникли чувства?


  1. Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

  • Вас что-то удивило в предложении, начинающем отрывок? (« взрослые ругали их…», хочется продолжить: «за такое отношение к Юшке», но этого нет)

  • Как объясняет автор такое отношение?

  • Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит?»

  • Почему он испытывает не возмущение, а жалость?

  • Как перекликаются слова Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!» с началом рассказа?


  1. Мучительно жить Ефиму среди людей, в городе. И он находит место, где ему хорошо, где он не скрывает своей любви к живым существам. Это природа.

Путешествия в человеческие сердца и сознание, в самое потаенное на свете, происходят с непременным обращением Платонова к природе, с населяющим ее миром насекомых и животных. Все они вместе с травой и облаками выступают у него как сопроводители основных персонажей.

  • Что влечет героя в природу? (безлюдье)


Чтение описания природы


  • В чем необычность восприятия героем природы? (живет по своим законам как единый организм, частью которого становится Юшка).

  • Задействованы все чувства: обоняние (благоухание), зрительные образы, слух, осязание – что это дает нам?

  • Что необычное во фразе « смотрел в облака»…( использует предлог в, а не на). Что может видеть в них Юшка?

  • Что позволяет увидеть живую природу Платонова? (прием олицетворения).


Рассматриваются иллюстрации


— В природе герой даже видит образ, близкий ему. Какой? (работающие кузнечики)

  • Но почему он старался не дышать на них? (впитывая в себя людскую злобу и не возвращая ее, он боялся, наверное , занести эту заразу в прекрасный чистый мир)

  • В одном предложении можно увидеть единение героя с миром природы. «Он склонился…» В главных частях – действия Юшки, в придаточных — мир природы, соединяют собой обособленные обстоятельства – чувства Юшки: забота и сострадание.


  • В каких предложениях дается описание состояния человека? (легко, в покое и тепле дремал, не чувствовал недуга, больная грудь отдыхала , «шел весело дальше, как здоровый человек» — именно сейчас Платонов дает возраст Юшки – 40 лет)



  • В отличие от этого ,как описывается состояние в то лето, когда он не пошел? (болезнь мучила его тело и истощала его, брел )


Слайд 9

  • Мы подошли к самому трагическому эпизоду рассказа. И начинается он предложением «веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним…»

Обычное действие, Платонов передает глаголом. Но именно с этого момента что-то изменяется в повествовании. Обратите внимание на вид глаголов, встречающихся до этого. Они почти все несов. вида. Основное значение несов. вида – длительность и повторяемость действия, незаконченность. Встречающиеся глаголы сов.вида – поругает, возьмет хворостину, погонится, отозвался злом, развесил, испортить. (о Юшке, но не принадлежат ему), отбежали. Отойдите (о детях, но не принадлежат им)


  • Во второй части Платонов передает действия героев: и Юшки, и людей — глаголами сов. вида. Почему?

  • Доводят дело до конца, Юшка вдруг изменяется.

  • Разговор начинает прохожий. Как строится его первая фраза – по типу вопросительного предложения , но нет ? Потому-то он и не ожидал, что Юшка ответит. Но произошло то, чего все люди хотели видеть: Юшка осерчал (ср. дети «начинали серчать»)

  • Почему автор не называет убийцу человеком? Что он хочет показать? Откуда взялась сила для удара?

  • Прохожий называет Юшку в начале разговора «блажной». В русском языке есть слово однокоренное этому — «блаженный». Значение этих слов?


Работа со словарем. Блажной – взбаломошный, неуравновешенный, сумасбродный. Блаженный – в вышей степени счастливый, глуповатый.

Слайд 10

  • Какое из них действительно подходит для характеристики Юшки в 1 части? А в сцене с прохожим?


  • Признали ли люди Юшку своим? Раскаялись?


  1. — Что происходит в городе после смерти Юшки? Последствия того, что выпал из общества 1 человек?

  • Почему? (исход символичен и поучителен)

  • Чего не сумели сделать люди? (обращение к эпиграфу: увидеть человека в другом!)

  • Но этим рассказ не заканчивается. Людям дается шанс изменить себя.(приезд девушки) Вот он росток добра, сохраненный Ефимом. Какое чувство вселяет в нас этим Платонов?


  1. Итоги.

  • Что должен сделать каждый, чтобы быть человеком?

  • Пройдя путь нравственного очищения ,прозрев сердцем, увидеть человека в другом.

  • С помощью чего доносит до нас эту мысль Платонов? ( язык, художественные средства произведения смогли затронуть самые глубинные струны души и в нас зазвучала песня, возможно, именно такая — …….

Слайд 11

  • Непохожий — от греческого «путь, дорога.» Юшка прошел свой путь, страдая и радуясь. А как вы думаете, что значит быть непохожим?


ДЗ – Написать творческую работу на тему «Что значит быть непохожим?»














































Список использованной литературы


1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001

2. Коровина В.Я. Литература 7 класс.- М.: Просвещение 2005

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: «Русский язык»,1989.





Использованные дополнительные материалы

  1. Никольский К., песня «Музыкант» ( сл. и муз. Никольского К.)























Свежие документы:  Конспект урока литературы "Г. Фаллада « История про мамину сказку», В. Драгунский «…Бы…»" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: