Урок литературы на тему «Чтение с увлечением!»


Родительское собрание

Тема: «Чтение с увлечением!»

Цель: оказание помощи родителям в воспитании у детей интереса и любви к чтению.

Задачи:

  1. Проанализировать технику чтения учащихся класса.

  2. Познакомить родителей с читательскими интересами их детей.

  3. Дать полезные советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

  4. Познакомить с брошюрой «Читаем играя».

Подготовка к собранию:

  1. Приглашение родителей, психолога, библиотекаря школы (Приложение 2.1.).

  2. Анкетирование детей и родителей (Приложение 2.2.).

  3. Подбор литературы для выставки по теме собрания.

  4. Составление брошюры с рекомендациями для родителей «Читаем, играя!» (Приложение 3).

  5. Создание презентации по теме собрания (Приложение 4).

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, PDF «Читаем играя».

Ход собрания:


«Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы»

С.Я.Маршак


1. Анализ техники чтения учащихся класса


Добрый вечер, уважаемые родители! Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать.

Чтение – основной инструмент обучения. Если школьник медленно и плохо читает, он ничего не успевает. У него пропадает интерес к учёбе.

Норма темпа чтения в 1 классе (Слайд 3)

20-30 слов в минуту – период обучения грамоте

30-35 слов в минуту – конец учебного года

Мы сегодня собрались, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы.

Навыками элементарного чтения дети овладевают под руководством родителей и учителей. После начальной школы чтению практически нигде не учат. Недостатки чтения, закрепившись на начальном этапе обучения, сохраняются.

Часто ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целыми словами, но все равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует семь основных причин, тормозящих скорость чтения:

(Слайд 4)

  1. Природный темп деятельности.

  2. Регрессии (возвращение к прочитанному слову).

  3. Отсутствие антиципации (предугадывание событий).

  4. Артикуляция (членораздельно произношение).

  5. Малое поле зрения.

  6. Уровень организации внимания.

  7. Уровень развития памяти (оперативной).

Для расширения поля зрения, я на уроках использую специальную таблицу Шульте, для расширения поля зрения – «Пирамида», для развития оперативной памяти – зрительные диктанты Т.И. Федоренко.

Опыт доказывает: чем раньше начинается процесс совершенствования техники чтения, тем успешнее идет процесс обучения школьника.

Пути решения проблемы, связанной с темпом чтения:

  1. Каждый день дети читают текст из литературного чтения, который они будут изучать на следующем уроке.

  2. Каждый день дети читают литературу, которая им нравится. Помощь родителей – ведение «Дневника читателя». Рекомендательный список литературы выдан родителям.

  3. Каждый день производить замеры темпа чтения ребёнка в течение трёх месяцев.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям: (Слайд 5)

    • Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

    • Числительных быть не должно.

    • Прилагательных должно быть мало.

    • Короткие слова тоже нужно учитывать.


2. Проблемы, связанные с чтением у детей (педагог-психолог)


Ридингфобия – это навязчивый страх перед чтением.

Даниэль Пеннак (французский писатель и школьный преподаватель) считает: чтобы вернуть вкус к чтению, нужно преодолеть страх – боязнь нескончаемости. Что же делать? «Выберите – и намеренно – такое издание, где крупный шрифт, большие поля, много воздуха на страницах; на первый взгляд книга, как айсберг, огромная, сулящая бесконечную пытку. Но начинается чтение, и айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошел, как не бывало. Потрясающее открытие, которое меняет всё!.. Сначала дивишься и радуешься количеству прочитанных страниц, а потом… потом пугаешься, как мало их осталось до конца.» (Слайды 6-12)


  1. Читательские интересы детей


Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам» и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план — другая проблема. А мы с вами бьёмся над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?


  1. Рецепты чтения


Проблеме нарушений чтения уже более 100 лет. Специалисты всего мира занимаются изучением данных нарушений, выявляя причины возникновения и пути коррекции. Единственного рецепта по преодолению нарушений чтения не существует, так как нарушения эти весьма разнообразны, как и причины их вызывающие.



Рецепт 1. Читающий родитель (Слайд 13)


Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, мы должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он всё умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.


Рецепт 2. Библиотечные дни (Слайды 14-17)


Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда мы с вами и библиотекарь – единомышленники и работаем вместе, это даёт положительные результаты.


Полезные советы родителям (библиотекарь школы).


Библиотекарь даёт советы, что читать детям 7-8 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.


Рецепт 3. Чтение в семейном кругу (Слайд 18)


Когда книга передается от одного члена семьи к другому. Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьёй, не для ребёнка, а вместе с ребёнком. О прочитанных книгах надо разговаривать, а не контролировать ребенка и не требовать отчёта, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.


Рецепт 4. Метод Кассиля (Слайд 19)


Читаете ребёнку книгу, после чего, дочитав до самого интересного и захватывающего момента, «вспомните», что вам необходимо постирать или вымыть посуду. Книгу, разумеется, нужно оставить на самом видном месте в пределах досягаемости ребёнка. Вскоре он сам потянется к книге, для того чтобы узнать, что же будет дальше.



Рецепт 5. Метод Искры Даунис (детского психолога) (Слайд 20)


Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.


Рецепт 6. «Провокация» ребёнка на чтение (Слайд 21)


«Спровоцировать» ребёнка на чтение. Если он сам не догадался взять в руки интересную книгу, то вы можете высказать заинтересованность судьбой героев книги, после чего, можете сказать, что удивлены, что он до сих пор сам не прочитал эту книгу.


Рецепт 7. Метод древнего народа (Слайд 22)


Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)…»

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Хвалите свое чадо за прочитанные странички. Дайте при этом понять ребёнку, что читать – это не обязанность, а удовольствие, чтение – занятие добровольное и принуждать его к этому не будут.

Помните, что если вы будете заставлять ребёнка читать, то можете попросту отбить у него всю охоту браться за книгу. Нужно чтобы в вашем доме возможность почитать была не наказанием, а наградой.

Так, например, пользуйтесь такой мотивацией: «Если ты погуляешь, то я разрешу тебе немного почитать перед сном!».


Рецепт 8. Покупка книг (Слайд 23)


Сделать покупку книг праздником. Раз в две недели можно ходить в книжный магазин вместе. Это – знаменательное событие. Заранее оговорить, сколько книг купить и про что.


Рецепт 9. Просмотр диафильмов и их создание (Слайд 24)


Помогают привить любовь к чтению просмотр диафильмов.


Рецепт 10. Шаг к творчеству (Слайд 25)


Попробуйте сами писать книги.

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя». Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего ребенка в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребёнком – он будет в восторге.


Рецепт 11. Чтение перед сном (Слайд 26)


Обязательный ритуал чтения книг на ночь.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.


Рекомендация. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги и привьёшь любовь – все предметы будут даваться легко.


  1. Знакомство родителей с брошюрой «Читаем, играя!»


  1. Рефлексия.

— Как вы поможете своему ребёнку полюбить чтение?

— Какой рецепт чтения вы считаете более приемлемый для вашего ребёнка?


7. Решение родительского собрания:

  1. Поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день.

  2. Обсуждать прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

  3. Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приёмы, физминутки.

  4. Найти время и возможности для семейного чтения.

  5. По возможности покупать книги, выписать детские журналы.



Список литературы и Интернет-ресурсов:


  1. Алле А.Х. К проблеме мозговой организации речевых функций у детей. Проблемы медицинской психологии. М., 1980.

  2. Журнал «Мама и Малыш», №9, 2005.

  3. Как привить ребенку любовь к чтению. Московский психологический журнал, №7.

  4. Как привить ребенку любовь к чтению? Елена Урдиханова. Интернет-ресурс: Shkolazhizni.ru.

  5. Яременко Е. О. Родительские собрания. Издательство «Экзамен», 2008.

  6. Чтение без увлечения или почему ребенок не хочет читать. Виктория Полянцева.

Интернет-ресурс: https://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2801.





































Приложение 2.1.

Приглашение

Уважаемые родители!

Приглашаем вас на родительское собрание «Чтение с увлечением»

На собрании:

*Встреча с психологом и библиотекарем школы.

*Полезные рецепты.

Ждём вас _________________________ в _____ ч

Классный руководитель:

Педагог-психолог:

Библиотекарь:



















Приложение 2.2.


Анкета для учащихся

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? __________

  2. Нравится ли тебе читать книги? _______

  3. Нравится ли тебе получать книги в подарок? ______

  4. У вас дома много книг? _________

  5. Что выберешь: компьютер или книгу?_____________________________

Спасибо!


Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать? ________

  2. Читаете ли Вы ребенку? _________

  3. Обсуждаете ли прочитанное? Как? __________________________________

  4. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как? ___________________________

  5. От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить? _______________________________________________________________

  6. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал? ______________________________________________

  7. Ваши просьбы, пожелания учителю. О чем вы хотели бы узнать на собрании? ______________________________________________________

Благодарю!







Свежие документы:  Конспект урока на тему «В.М. Гаршин. Сказка «Attalea Prinсeps»»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: