Урок литературы на тему «В.В.Бианки «Сова»



Урок чтения

Тема: «В.В.Бианки «Сова»

Цели: создать условия для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы и человека, о пользе, приносимой человеку птицами; формирования умения читать произведение. Развивать навык выразительного чтения, создавать условия для развития монологической речи. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.


Оборудование: Портрет В.В.Бианки, жетоны, фигурки главных героев сказки для инсценирования, пословицы, д/и «Ромашка», ребус, скороговорка.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

1.Орг. момент.

Общая готовность к уроку.

Создание психоло-гической обстановки.

— Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все собрались вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните…

Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

— Какое у вас настроение будет на уроке, мы узнаем по количеству, набранных вами жетонов за правильные ответы.


— Поднять настроение предлагаю со скороговорки.

— Ребята, а для чего мы это делаем?

— Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки.

— Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

Медведь лежит в густой тени.




Его за лапу не тяни.

  1. Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

  2. Закройте глаза, повторите её.

  3. Произнесите скороговорку без звука.

  4. Игра «Радио» (от тихого к громкому).

  5. Проговорите скороговорку

быстро в паре друг другу.



  1. Игра «Кто догонит учителя».


— Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?

























Развивают речевой аппарат.



Дети читают скороговорку, стараются её запомнить.



Работают со скороговоркой













Развивают речевой аппарат.

Данное упражнение способствует созданию благоприятной рабочей обстановки в классе.

2. Актуализация

знаний учащихся.

Проверка домашнего

задания.

Приложение

1

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Что объединяет все произведения В.В.Бианки?

— Чтобы посмотреть, как вы это произведение прочитали дома, я

предлагаю поиграть в необычную игру «Ромашка».

— Если выполните задание правильно, то прочитаете замечательные слова М.М.Пришвина.



— Прочитайте слова, которые мы с вами открыли.

— Объясните, как вы их понимаете?

— Природа- это всё то, что нас окружает: лес, небо, река, воздух, земля, животные. Охранять всё это и значит охранять свою родину. Природа помогает существовать человеку, даёт ему пищу, одежду, мебель и т.д., но и природа немыслима без человека. А, если сказать точнее, природа и человек одно неразрывно связанное целое.

— Ребята, давайте на одну секундочку вернёмся на урок «Мир вокруг нас» и ответим на вопрос: как природа и человек связаны между собой?









Ученики по очереди выходят к доске, берут по одному лепестку, на обратной стороне, которого читают вопрос, а остальные отвечают на него.

Дети читают слова на лепестках ромашки.

Дети объясняют смысл записанных слов.



















Здесь используется ведущий метод постановки учебной проблемы, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Это станет мотивацией к работе, поможет заинтересовать учащихся.













3. Этап планирования

решения задачи по

действиям.

Приложение

2

— Эту взаимосвязь показал в своём произведении В.В.Бианки.

— Как называется это произведение, вы узнаете, разгадав ребус.

— Какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

— Тема нашего урока В.В.Бианки «Сова».

— Что вы узнаете на уроке? Ребята, что вы знаете о сове?

— Кристина приготовила нам небольшое сообщение.

— Сейчас я вам прочитаю эту сказку, вы внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос — о чём это произведение.

— Когда я буду читать текст, обратите внимание, как правильно и выразительно надо читать.

— Возьмите карандаш и отметьте непонятные слова.




Дети разгадывают ребус.


«Сова», В.В.Бианки



Ответы детей



Ученица читает сообщение о сове.










Дети отмечают в тексте непонятные слова.











Очень важно создать условия для формирования важнейшего компонента учебной деятельности, постановки учебной задачи, при решении, которой осваиваются общие способы действия в работе.

4. Этап поиска и построения способа решения учебной задачи.



Приложение

3



Словарная работа

— Поднимите руки, кому понравилась сказка.


— Какой отрывок вам больше всего запомнился?


— Ребята, о чём это произведение? (Открывается на доске иллюстрация к сказке).


— В тексте вам встретились слова, значение которых, вам было непонятно. На доске записаны эти слова в два столбика. Я предлагаю поработать над ними.

— Объясните значение слов, записанных в первый столбик: хоронишься, сторонишься, раздолье, приволье, кормовистый.

— К словам второго столбика подберите близкие по смыслу слова: рыщут, бранится, грузно, утекает, худо.

— Значение каких слов было непонятно и вы с ними не работали?







Рассказывают, что они запомнили.












Дети объясняют значения слов.




Подбирают близкие по смыслу слова.



Называют слова, которые детям были непонятны.

В ходе урока используются следующие виды деятельности:

— работа с текстом

— выбор цитат

— анализ текста.


— Сейчас я предлагаю вам прочитать текст самостоятельно. Читать будете друг другу в парах.

— После чтения ответьте на вопрос: почему сова рассердилась на старика?

— Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? Покажите это на доске.


Дифференциро-

ванный подход

даёт возможность

учесть инди-

видуальные

особенности

учащихся.



Физминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Летит, кричит,

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!























Приложение

4














— Чтобы ответить на вопрос: что же пришлось сделать старику и почему? Прочитайте текст всему классу вслух.

— Что же пришлось сделать старику? Почему?


— Как сова отнеслась к просьбе старика? Почему?


— Расскажите, как всё восстановилось в природе, и восстановите картинку на доске.

— Какая связь между совой и чаем старика?

— Нарисуйте цепочку взаимосвязи.

— Как вы думаете, чему учит это произведение?

— Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпались пословицы. Давайте их соберём.

— Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте?

— Объясните её значение.

— Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

— Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

— Можно ли ему дать другое название? Какое?

— Часто художники иллюстрируют своё произведение. Посмотрите на рисунок стр. 59 .

— Как вы думаете, эта иллюстрация соответствует нашему тексту?

— Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этой иллюстрации.



Текст читают хорошо читающие дети.

Просить прощение у совы. Корова не стала давать молоко.

Сова простила старика.



Ответы детей и работа у доски по восстановлению картины.

Ответы детей.


Рисование цепочки.


Ответы детей.




Собирают пословицы.



Зачитывают пословицу и объясняют её.



Да.


Ответы детей.




Рассматривают рисунок.




Да.



Находят и зачитывают отрывок к иллюстрации.












Значительное время на уроке уделяется поисковой деятельности учащихся, работе с текстом. Для этого предлагаются проблемные вопросы, ответы на которые опирается на знание текста.

6. Этап контроля.

— Что значит охранять природу?

— Для чего её надо охранять?

Оценивание.

Ответы детей.


Дети подсчитывают количество жетонов.

Развитие рефлексивных навыков повышает общий интеллектуальный и личностный уровень развития человека.

Рефлексируют

собственную

деятельность

на уроке.

7. Домашнее задание

Дома прочитайте сказку и попробуйте себя в роли художника. Нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.






















































Пояснительная записка.


Урок был проведен во 2 классе, обучающихся по программе М. В. Головановой (система «Школа 2000»). В программе представлен один из вариантов литературного образования младших школьников. В соответствии с этой концепцией основное внимание уделяется формированию у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».

В предлагаемой разработке урока показана технология работы с текстом после чтения ряда произведений с целью достижения понимания прочитанного на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтение между строк»). Для реализации поставленной цели мы предлагаем различные средства: углубленный анализ прочитанного, который связан с выделением позиции героя, его отношение к жизни.

Таким образом, мы учим читать ребенка не для взрослых, а для самого себя, т.е. учим понимать чужие мысли, заключенные в тесте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

Данный урок способствует воспитанию у детей любви к Родине, к природе, формирует умение ориентироваться в книге и группе книг, приучаться выразительно, громко читать наизусть, с интересом слушать товарищей.

Учитель же на таком уроке отрабатывает умение вести с детьми беседу, ставить обобщённые, но в достаточной мере конкретные вопросы, на которые можно ответить, только внимательно рассмотрев книгу и прочитав нужные отрывки из текста.


























Свежие документы:  Сценарий праздника для 1 класса «Сказки А.Пушкина»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: