Урок чтения
Тема: «В.В.Бианки «Сова»
Цели: создать условия для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы и человека, о пользе, приносимой человеку птицами; формирования умения читать произведение. Развивать навык выразительного чтения, создавать условия для развития монологической речи. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Оборудование: Портрет В.В.Бианки, жетоны, фигурки главных героев сказки для инсценирования, пословицы, д/и «Ромашка», ребус, скороговорка.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические комментарии | |
1.Орг. момент. Общая готовность к уроку. Создание психоло-гической обстановки. | — Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все собрались вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. — Какое у вас настроение будет на уроке, мы узнаем по количеству, набранных вами жетонов за правильные ответы.
— Поднять настроение предлагаю со скороговорки. — Ребята, а для чего мы это делаем? — Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки. — Прочитайте её. Постарайтесь запомнить. Медведь лежит в густой тени.
Его за лапу не тяни.
быстро в паре друг другу.
— Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?
|
Развивают речевой аппарат.
Дети читают скороговорку, стараются её запомнить.
Работают со скороговоркой
Развивают речевой аппарат. | Данное упражнение способствует созданию благоприятной рабочей обстановки в классе. |
2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания. Приложение № 1 | — С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? — Что объединяет все произведения В.В.Бианки? — Чтобы посмотреть, как вы это произведение прочитали дома, я предлагаю поиграть в необычную игру «Ромашка». — Если выполните задание правильно, то прочитаете замечательные слова М.М.Пришвина.
— Прочитайте слова, которые мы с вами открыли. — Объясните, как вы их понимаете? — Природа- это всё то, что нас окружает: лес, небо, река, воздух, земля, животные. Охранять всё это и значит охранять свою родину. Природа помогает существовать человеку, даёт ему пищу, одежду, мебель и т.д., но и природа немыслима без человека. А, если сказать точнее, природа и человек одно неразрывно связанное целое. — Ребята, давайте на одну секундочку вернёмся на урок «Мир вокруг нас» и ответим на вопрос: как природа и человек связаны между собой? |
Ученики по очереди выходят к доске, берут по одному лепестку, на обратной стороне, которого читают вопрос, а остальные отвечают на него. Дети читают слова на лепестках ромашки. Дети объясняют смысл записанных слов.
|
Здесь используется ведущий метод постановки учебной проблемы, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Это станет мотивацией к работе, поможет заинтересовать учащихся.
|
3. Этап планирования решения задачи по действиям. Приложение № 2 | — Эту взаимосвязь показал в своём произведении В.В.Бианки. — Как называется это произведение, вы узнаете, разгадав ребус. — Какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? — Тема нашего урока В.В.Бианки «Сова». — Что вы узнаете на уроке? Ребята, что вы знаете о сове? — Кристина приготовила нам небольшое сообщение. — Сейчас я вам прочитаю эту сказку, вы внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос — о чём это произведение. — Когда я буду читать текст, обратите внимание, как правильно и выразительно надо читать. — Возьмите карандаш и отметьте непонятные слова. |
Дети разгадывают ребус.
«Сова», В.В.Бианки
Ответы детей
Ученица читает сообщение о сове.
Дети отмечают в тексте непонятные слова. |
Очень важно создать условия для формирования важнейшего компонента учебной деятельности, постановки учебной задачи, при решении, которой осваиваются общие способы действия в работе. |
4. Этап поиска и построения способа решения учебной задачи.
Приложение № 3
Словарная работа | — Поднимите руки, кому понравилась сказка.
— Какой отрывок вам больше всего запомнился?
— Ребята, о чём это произведение? (Открывается на доске иллюстрация к сказке).
— В тексте вам встретились слова, значение которых, вам было непонятно. На доске записаны эти слова в два столбика. Я предлагаю поработать над ними. — Объясните значение слов, записанных в первый столбик: хоронишься, сторонишься, раздолье, приволье, кормовистый. — К словам второго столбика подберите близкие по смыслу слова: рыщут, бранится, грузно, утекает, худо. — Значение каких слов было непонятно и вы с ними не работали?
|
Рассказывают, что они запомнили.
Дети объясняют значения слов.
Подбирают близкие по смыслу слова.
Называют слова, которые детям были непонятны. | В ходе урока используются следующие виды деятельности: — работа с текстом — выбор цитат — анализ текста. |
| — Сейчас я предлагаю вам прочитать текст самостоятельно. Читать будете друг другу в парах. — После чтения ответьте на вопрос: почему сова рассердилась на старика? — Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? Покажите это на доске. |
| Дифференциро- ванный подход даёт возможность учесть инди- видуальные особенности учащихся.
|
Физминутка | В лесу темно, Все спят давно. Все птицы спят, Летит, кричит, Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг – как полетит! |
|
|
Приложение № 4
| — Чтобы ответить на вопрос: что же пришлось сделать старику и почему? Прочитайте текст всему классу вслух. — Что же пришлось сделать старику? Почему?
— Как сова отнеслась к просьбе старика? Почему?
— Расскажите, как всё восстановилось в природе, и восстановите картинку на доске. — Какая связь между совой и чаем старика? — Нарисуйте цепочку взаимосвязи. — Как вы думаете, чему учит это произведение? — Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпались пословицы. Давайте их соберём. — Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? — Объясните её значение. — Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста? — Ребята, а почему текст назвали «Сова»? — Можно ли ему дать другое название? Какое? — Часто художники иллюстрируют своё произведение. Посмотрите на рисунок стр. 59 . — Как вы думаете, эта иллюстрация соответствует нашему тексту? — Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этой иллюстрации. |
Текст читают хорошо читающие дети. Просить прощение у совы. Корова не стала давать молоко. Сова простила старика.
Ответы детей и работа у доски по восстановлению картины. Ответы детей.
Рисование цепочки.
Ответы детей.
Собирают пословицы.
Зачитывают пословицу и объясняют её.
Да.
Ответы детей.
Рассматривают рисунок.
Да.
Находят и зачитывают отрывок к иллюстрации. |
Значительное время на уроке уделяется поисковой деятельности учащихся, работе с текстом. Для этого предлагаются проблемные вопросы, ответы на которые опирается на знание текста. |
6. Этап контроля. | — Что значит охранять природу? — Для чего её надо охранять? Оценивание. | Ответы детей.
Дети подсчитывают количество жетонов. | Развитие рефлексивных навыков повышает общий интеллектуальный и личностный уровень развития человека. Рефлексируют собственную деятельность на уроке. |
7. Домашнее задание | Дома прочитайте сказку и попробуйте себя в роли художника. Нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку. |
|
|
Пояснительная записка.
Урок был проведен во 2 классе, обучающихся по программе М. В. Головановой (система «Школа 2000»). В программе представлен один из вариантов литературного образования младших школьников. В соответствии с этой концепцией основное внимание уделяется формированию у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».
В предлагаемой разработке урока показана технология работы с текстом после чтения ряда произведений с целью достижения понимания прочитанного на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтение между строк»). Для реализации поставленной цели мы предлагаем различные средства: углубленный анализ прочитанного, который связан с выделением позиции героя, его отношение к жизни.
Таким образом, мы учим читать ребенка не для взрослых, а для самого себя, т.е. учим понимать чужие мысли, заключенные в тесте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
Данный урок способствует воспитанию у детей любви к Родине, к природе, формирует умение ориентироваться в книге и группе книг, приучаться выразительно, громко читать наизусть, с интересом слушать товарищей.
Учитель же на таком уроке отрабатывает умение вести с детьми беседу, ставить обобщённые, но в достаточной мере конкретные вопросы, на которые можно ответить, только внимательно рассмотрев книгу и прочитав нужные отрывки из текста.