Урок литературы в 10 классе «А я не хочу так жить, не умею»





Урок литературы в 10 классе «А я не хочу так жить, не умею»



Цели и задачи:


расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию


Оборудование : музыкальное оформление «Авэ Мария».



Наглядность: портрет В. Распутина, схемы опоры,

выставка книг писателя.


Эпиграф:


  1. Господи, что это за мир, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку.

В. Распутин.

  1. Это протест и молитва самой русской природы за всех, вышедших и не вышедших из окопа прозябания – выживания.

В. Чалмаев.







  1. Вступительное слово учителя


«Мы не хирурги, мы боль», — говорил в свое время о нелегкой, спасительной и мучительной миссии писателя А. И. Герцен.

Боль за человека и неустанные поиски надежды – вот главное, что объединяет все произведения писателя, о котором сегодня мы будем говорить на уроке.

Это Валентин Распутин.

Имя для вас не новое, а вот произведение, о котором пойдет речь – новое слово писателя современникам, а значит нам с вами.

Тема урока (запись темы, эпиграфы).

Название повести обыденное, малообещающее, но это только на первый взгляд.



  1. Беседа с классом



— Скажите, когда писатель берется за перо?

— Каждое произведение Распутина – это не столько всплеск чувств, сколько крик души: Так не должно быть! Люди, остановитесь.



Обращаюсь к выставке книг.




















Определение жанра произведения.

Повесть — …

Ретроспектива -…

Публицистическая (лат.) – посвященная обсуждению насущных социальных вопрос с целью прямого воздействия на общественное мнение.

— О каком времени идет речь в повести? (о нашей современности)

— Как сам автор называет это время? (дурное время, «изуродованный ход жизни»).


Назовите признаки современной жизни



рынок беззаконие наркомания бомжи

безработица учебники истории телепередачи

И если раньше Распутин ставил вопрос: «Как жить?», то в этой повести остро стоит вопрос: «Как выжить в этом мире, оставаясь человеком?»


Читаю:

Как страшно в этом мире жить,

Где все давно решают деньги

Где можно все продать, купить

А совести где нет и тени.

Вдруг стало как – то все не так

И друг не друг, и враг не враг

Нельзя по совести решить

Что делать и как дальше жить


Именно эти вопросы волнуют героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана»

Анализ произведения

— С чего начинается повествование?

— Почему так волнуется Тамара Ивановна?

(нарушен привычный ритм жизни семьи, страшное время: можно ожидать чего угодно)

Мотивы тревоги – лейтмотив всей повести от начала до конца.

— Ночь поисков дочери, расспросов подруг, посещения общежития результатов не дали.

— Как ведут себя родители?



Бессонная ночь Отец уходит

матери спать

(о чем думает, что вспоминает)


Утро.

— Что будем делать дальше?

— Не знаю? Не знаю?

— В какой момент решено было обратиться в милицию? Почему не сразу?

(недоверие милиции, нет надежды на власть).

Зачитываем эпизод. В милиции.

(С чем приходят, с тем и уходят люди. Как отреагировали в милиции? Дети — «дурное время»)

Нет, не напрасно волновалась Т. И. – произошла страшная трагедия: дочь подверглась зверскому изнасилованию.

— Встреча родителей Светки.

Какие чувства переполняют Т. И.? (,боль больнее боли)

Описание Светки (зачитываем) .

— Кто нашел преступника и привел в милицию?

Т. И. вытравила свою судьбу, как крепость, но теперь в этой крепости такая брешь, что трудно залатывать. И это она понимала точно.

— На что надеялись родители Светки, написав заявление в милицию? С чем столкнулись?(справедливое наказание тому, кто совершил преступление)

Начинается хождение по мукам.

Душа разрывается от боли, а кругом тишина.

Как переживают трагедию в семье?

Т. И. ————— Анатолий ——— Иван ——— Светка

(мать) (отец) (сын)


замкнулась

Страшно переживает, молчит много в себе

всю боль берет на себя размышляет о жизни


Как жить дальше?


Почему Т. И. все чаще обращается в мыслях к прошлому?

Ретроспекция (там другая жизнь, там нет зла и насилия)

Трагедия произошла с дочерью, но в центре повести (гл. героиня) Т. И.? Почему? (удар судьбы и за Светку и за все происходящее принимает на себя)

Русский народ отличается долготерпением?

Долго терпела и Т. И., ожидания наказания преступника.

Но терпение не бесконечно, оно накапливалось изо дня в день.

После очередного визита к следователю она снова задает вопрос мужу.

— Что будем делать, отец?

И снова ответ:

— Не знаю.

(возмущение Т. И. о птицах, зверях и червях — они сопротивляются перед опасностью)

— Встреча с прокурором (зачитываем) .

Происходит перелом в характере Т. И.

Больше терпеть она не в силах.

Тема «А я не хочу так жить, не умею…»

— Сцена семейного ужина.

— Какое решение принимает Т. И.?

Почему она не говорит об этом мужу?

— Сон накануне самосуда, устроенного героиней? Его (сна) роль? (предупреждение отца о том, что сама задуманная идея – противоестественна человеку)

— Почему Т. И не прислушалась к голосу отца?

(необходимо стать поперек подлости, заявить о том, что есть еще сильные люди, способные противостоять злу,

беззаконию – иначе это никогда не кончится) .

Самосуд, наказание.

Речь на суде Т. И.

— Как оценил поступок Т. И. муж?

Встреча матери со Светкой (читаем) .


Работаем со схемой.


Егоровна Иван Савельевич


«Я бы так не «А как мы в войну»

смогла…а она

героиня» «Надо быть

сильной, сильнее себя…»

Анатолий


«Это я должен Светка Иван

был сделать»

«Как же мне «Необходимо

жить мама?» создавать из

себя крепкий

орешек»

Так, кто же еще из героев не хочет и не может жить в мире, где рушиться все святое?

Смысл названия повести.


Тамара Ивановна


Иван Савельевич, отец Дочь Ивана, мать Ивана сын Иван



Сила характера передается из поколения в поколение и пока есть эта связывающая нить – есть надежда, что народному терпению придет конец и как в войну (вспоминал отец) всем миром поднялись, перекрестились и вперед!

С кем из героев связаны надежды на нравственное возрождение общества?


Вывод: (Иван восстанавливает церковь)

В чем заключается основная мысль повести?

(Что же с нами происходит, предупреждение о

нравственной катастрофе) .

Ты проснешься ль ?… Эпиграф №2.


  1. Домашнее задание






Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Литературе "Фонвизин «Недоросль»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: