Урок литературы в 3 классе. Тема : Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни


  1. Семёновой Раисой Александровной

  2. МАОУ «СОШ №1» г. Набережные Челны

  3. Учитель начальных классов



Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»

Задачи:

— Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

— Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.

— Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.

— Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.


Предметные умения:


— Уточнить понятия «басня», «мораль».

— Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.

— Уметь характеризовать героев басни.


Метапредметные умения:

Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.


Планируемые достижения:


Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.




1. Орг. момент

Звенит звонок и весел, и горласт

И радостью душа переполняется

И каждый раз, для каждого из нас

Чудесные уроки начинаются.

– Народная  пословица  гласит: «Чтение – лучшее учение».  Согласны ли вы с этой народной пословицей?

-Что для вас значит урок чтения?

-Что нового и интересного вы ждёте от  нашего  урока чтения?


2. Актуализа-

ция знаний

— Посмотрите внимательно на экран. — Чей портрет вы видите?

— Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе открытое лицо, проницательные мудрые глаза).

-Что вы знаете об этом великом человеке?

— Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова.

3. Постановка учебной задачи


1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

  1. Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).

  2. Как вы понимаете слово «нравоучительный»?

3.Соотнесите басню с моралью.

( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак»)

1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,

Да только всё не впрок.

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)

2. Ты всё пела – это дело,

Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей)

3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак)

Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська»

— А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)

Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)

4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)


Вспомним эталон работы над баснями.

1. Автор, название.

2. Действующие лица и их характеристика.

3.Работа над содержанием басни.

4.Работа над выразительностью.

5.Мораль басни.


4. Работа с басней до чтения.

1. Прочитайте название басни.

2.Чему может научить басня с таким названием?

  1. Кого видите на иллюстрации?

  2. Предположите, какой разговор могут вести герои басни?


5. Работа с басней во время чтения

  1. Прочитайте самостоятельно басню.

  1. Оправдались ли ваши предположения?


б) Словарная работа.

1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?


ЗЕВАКИ — люди которые слоняются по улицам

без дела

НАПОКАЗ — обращает внимание для вида

ЗАБИЯКА — человек, который любит

затевать ссоры.

ОТКОЛЕ – откуда

ШАВКА – непородистая собака

ДИКОВИНКА – странная, удивительная

вещь или явление.


б) Вторичное чтение.

Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:

— отколе ни возьмись

— метаться

— срамиться

— возиться

— вот то-то мне и духу придаёт


в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.

— Назовите действующих лиц басни.

— Как ведёт себя Моська?

— Как Слон отнёсся к нападению Моськи?

— Какой вы представляете Моську? А слона?

— Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?

— Какой вы представляете Шавку?


г) Выборочное чтение.

— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

— За что Шавка осуждает Моську?

— Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)

— Что высмеивает И.А.Крылов в басне?

— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

— Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?

Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.

(Работа в группе). Проверка.



Чтение басни мастером художественного слова.

-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.

— Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись

— Мы тоже поучимся читать басню выразительно.

е) Работа над выразительным чтением басни.

Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.

Чтение по ролям.


Рефлексия.

— Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

— Когда в жизни можно употребить эти слова?

( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

— Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

— Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)

— Современны ли басни в наши дни?

— Почему сюжеты не устаревают?

— Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)


Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)

В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)


Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об

И.А. Крылове или выучить басню;

на « 4»- выразительно читать басню.


Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль

И не забудут этой были,

Пока по – русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Противостояние добра и зла" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: