Урок литературы в 6 классе «Тема весны в стихотворениях И.Бунина и И.Северянина»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»















Урок литературы в 6 классе


Тема весны

в стихотворениях И.Бунина и И.Северянина




Учитель русского языка

и литературы

I квалификационной категории

Сидоренко Галина Ибрагимовна





















Г.Мегион

2011г.


ТЕМА УРОКА


Тема весны в стихотворениях русских поэтов И.Бунина и И.Северянина


ЦЕЛИ УРОКА

  1. Формирование знаний по теме «Лирика весны…»; формирование понятия «анафора», её роли в художественном произведении;

  2. Развитие умений анализировать поэтический текст, выделять в нем изобразительно-выразительные средства, определять их роль в тексте, сравнивать поэтические произведения, выделять главное, обобщать и делать выводы.

  3. Воспитание эстетического вкуса учеников, бережного, чуткого отношения к природе.


Оборудование:

Иллюстрации Левитана «Большая вода», Саврасова «Грачи», Пластова «Март», Грабаря «Февральская лазурь».

Портреты Ивана Бунина и Игоря Северянина.

Звукозапись «Времена года» П.И.Чайковского.


Ход урока


I Оргмомент

Побудит.мотивация

Звучит музыка из цикла «Времена года»

— Рассмотрите иллюстрации, что общего между ними?(они изображают картины природы)

-Какие из них близки со звучащей мелодией? Почему?

-Как называется изображение природы в изобразительном искусстве и литературе?

(пейзаж)

-Какие краски использует художник, чтобы передать настроение в живописи?

-В литературе тоже есть «краски», какие? (ИВС)


II Актуализация

-Продолжите ряд: метафора, эпитет…(олицетворение, сравнение…)

  • В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.


  • Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огонёк вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.


-Какими «красками» рисуют поэты картины природы? Найдите художественные средства.

— Какие чувства передаются в этих строках?

-Как называется литературных произведений, в которых выражаются чувства, мысли, переживания автора?(лирика)

Микроитог

Мы повторили такие понятия, как «лирика», «пейзаж», средства выразительности, или «краски», которые используют поэты, чтобы выразить чувства, переживания, настроение.

Вот как Михаил Пришвин ощущал приход весны:

(познавательная мотивация)

«Никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить – с волнением, с ожиданием чего-то нового».


-А как вы ощущаете приход весны?


-Сегодня нам предстоит познакомиться с творчеством И.Бунина и И.Северянина.

Как бы вы предложили назвать урок?

-Почему, как вы думаете, мы сегодня обращаемся к творчеству двух поэтов?


? КАК ИЗОБРАЖАЮТ ВЕСНУ БУНИН И СЕВЕРЯНИН?

-Как мы будем работать над вопросом? Какие этапы нам предстоит выделить в процессе изучения лирики?

  1. Изучить

  2. Проанализировать

  3. Сравнить

  4. Выделить главное

  5. Обобщить

  6. Сделать выводы


III Изучение нового материала

Слово о Бунине .

Иван Бунин родился в дворянской семье. Много профессий пришлось сменить в жизни: был библиотекарем, работал в газете; жил то в Крыму, то на Украине, то в России. Первые стихи увидели свет 1887 году. После революции эмигрировал во Францию и умер там в нищете. Это первый русский писатель, удостоившийся Нобелевской премии. Через своё творчество Бунин пронёс трепетную любовь к родине.

Чтение учащихся стх-я «Свежеют с каждым днём…»

-Какую картину рисует Бунин? (Бунин рисует картину уходящей зимы: потемневший снег, весенняя сырость, голый мокрый сад)

-Какие художественные приёмы помогают создать эту картину?

Олицетворения : « свежеют, молодеют сосны», «февраль сдаётся»

Эпитеты: «сырые ветра», «голый мокрый сад», «стёкла потные», «чернеющие бугры»

Метафора: «гнёзда в сучьях лап»

-Обратите внимание на состояние лирического героя.

-По каким признакам мы можем судить о его состоянии?

жду, как в тюрьме, давно желанной воли», воскл. предлож.-е) . Автор использует антонимы, назовите их.

-Что для него воля, а что тюрьма? (воля: «туманы мартовские», «бугры темнеющие», «свет», «тепло»; тюрьма: «покой», «затишье», «дверь», «стекло»)

-Обобщите состояние лирического героя своими словами.

Лирический герой изнывает в ожидании весны, свежести, тепла. Он измучен холодом и однообразной картины.

-Какова роль пейзажа в стих-ии?

Пейзаж лишь средство для выражения чувств лирического героя. «Покой», «затишье», «тюрьма» — ключевые слова для понимания состояния героя, они противопоставлены «свету», «теплу», пению жаворонка. Пейзаж создается изобразительными средствами.

Какие строки вы назвали бы ключевыми?

«Жду, как в тюрьме…»

-Сделаем запись на доске под портретом Бунина.

Мы изучили и проанализировали стихотворение Ивана Бунина.

Слово учителя о поэте.

Одним из ярких поэтов, жившим в одно время с Иваном Буниным, был Игорь Северянин,

который был провозглашён «королём поэтов». Настоящее имя Игорь Лотарёв, родился в семье офицера в г.Петербурге. Издал несколько книг со стихотворениями. После революции выехал в Эстонию и на родину вернуться уже не мог, хотя и очень тосковал по ней.

-Прослушайте стихотворения «Весенний день» Северянина и «Всё темнее и кудрявей…» Бунина.(читают подготовленные ученики)

-Что объединяет эти стихотворения? (Всё цветёт – разгар весны)

–Сравните по данному плану, какие приметы весны рисуют поэты.

(анализ стихотворений по вариантам)


План.

  1. Тема

  2. Основная мысль

  3. Настроение

  4. Изобраз.-выразит. ср.-ва

  5. Ключевые слова (фраза)

  6. Синтаксис

(Опрос 1и 2 варианта)

— Какие ощущения , настроения испытывают лирические герои?


Лирический герой Бунина наслаждается наступившей весной: «весенние зори», «майские росы», «колокольчики ландышей», пение соловьёв… В конце предложений встречаются многоточия, т.е недосказанность, растерянность. Восклицательные предложения подчеркивают тоску , ностальгические чувства по ушедшей молодости.

-Какую ключевую фразу можно вынести под портрет?

«О далёкая юность моя!»

Лирический герой Северянина радуется обновлению, приходу весны, потому что «весенний день горяч и золот», «город солнцем ослеплён»,с ним связаны приятные воспоминания. Чувства лирического героя передаются побудительными и восклицательными предложениями. Ключевая фраза:

«Я снова молод и влюблён»


(Учащиеся меняются вариантами)

-Пронаблюдайте, какие строки в стихотворениях начинаются одинаково. Как вы думаете, почему? Прочитайте их.

Северянин подчёркивает переполняющие его чувства радости, нетерпения в ожидании нового.

Бунин подчеркивает, что картины природы весной повторяются, напоминая об ушедшей молодости.

Единоначатие строк называется анафорой – это стилистическая фигура.

Роль анафоры – выделение мысли, усиление картины.


ОБОБЩЕНИЕ

-Мы с вами проанализировали, выделили главное, сравнили стихотворения.

Теперь обобщим то, что мы узнали.

-Вернёмся к главному вопросу урока: как изображают весну поэты Бунин и Северянин.

-Что общего в стихотворениями? (Оба поэта используют средства выразительности и анафору для создания пейзажа и настроения)

— В чём отличие? ( ощущение весны у лирического героя разные: (подписи под портретами) Средства выразительности и анафора создают разные настроения.

Ощущения прихода весны у лирических героев резко отличаются (обращаемся к подписям под портретами)



V . Обратная связь

  1. Анафора.

  2. Восклицательные и вопросительные пр-я.

  3. «Король поэтов».

  4. Удостоен Нобелевской премии.

  5. Ностальгические нотки в стих-ях.

  6. Радостное ощущение весны.

  7. «Душа поет и рвется в поле…»

  8. «Всё цветёт и поёт, молодые надежды тая…»


Самоконтроль


Бунин 1, 4, 5, 8

Северянин 1, 2, 6, 7

(опросить1-2 учеников)


VI. Итог урока


Рефлексия

— Давайте и у нас в классе зажжём весеннее солнце.



Мне понравилось





Я знал




Я понял

Я узнал


Я научился



Оценивание

— Кто из ваших одноклассников сегодня активно и грамотно работал?

— Кто из чтецов наиболее удачно выступил?


VII .Домашнее задание

  1. Всем выучить 1 стихотворение по выбору.

  2. Написать стих-е из 4-х строк, используя пейзаж, выражающий состояние лирического героя (по выбору).

  3. Написать стих-е из 4-х строк, используя пейзаж и анафору (по выбору).



Список использованной литературы


  1. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией Г.И.Беленького , авторы-составители: М.А.Снежневская, О.М.Хренова. (М.:Мнемозина, 2008г.)

  2. Учебное пособие по литературе под редакцией Н.Я.Паскевич (Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000г.)


Свежие документы:  Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом (7 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: