Урок литературы в 8 классе «Фазиль Искандер»



МБОУ ЛСОШ №2





















Подготовила : Чернозуб И. В.

Брянская обл, Брасовский р-н. п. Локоть


Урок литературы в 8 классе «Фазиль Искандер»




Познакомить учащихся с рассказом «Возмездие» ;

Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средства, избираемым для ее достижения;

совершенствовать навык анализа художественного произведения.



Эпиграф :



Ты живешь среди людей… Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо…

В. Сухомлинский.










  1. Вступительное слово учителя – ст. Ю. Левитанского.


Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты


Каждому когда – то приходится делать выбор: сказать или промолчать; помочь или сделать вид, что не заметил.

Делают свой выбор и герои рассказа Ф. Искандера «Возмездие», о котором пойдет речь сегодня на нашем уроке.


  1. Сообщение темы и цели урока.


Эпиграф:

Я не люблю уверенности сытой

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.


В. Высоцкий.

Имя Ф. Искандера не ново для вас. Вспомните, когда вы встретились с ним?

( «Тридцатый подвиг Геракла» )


Сегодня мы откроем для себя новую страницу творческой биографии писателя – рассказ «Возмездие».

Рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующим лиц (согласны?) .

Дома вы прочитали рассказ. Определим тему рассказа.

— О чем этот рассказ?

Тема созвучна с названием.

— От чего имени ведется повествование?

(Чика – все его глазами)


Керопчик Чик Мотя



Обида Алихану жаждет Защитник

Подлость возмездия Алихану



Керопчик







Чик





!


Мотя







— С чего начинается повествование? (прямое вступление – совершено действие, вокруг которого разворачиваются события)

/Появление Керопчика, предчувствие Чика, портрет/


— Когда Чик начинает желать возмездия?

(после обиды Алихана)

Давайте проследим по тексту за реакцией Чика.


/Стр. 55, сердце разрывается от жалости и возмущения/


Возмущение было такой силы, что Чику захотелось физически уничтожить обидчика и его друзей.

Ни Чик, никто другой не захотел заступиться за Алихана! Почему?

Дальше как обычно возмущения …

И вдруг по толпе прошелся благоговейный шепот и в то же время испуганный. Что случилось?


/Появление Моти/


Реакция окружающих на его появление. (Стр. 56)


/Портрет, обращение к прошлому/


Ретроспектива.


Глаза Моти! Восхищение Чика. Алихан – Мотя. Немногословность – кто?



Керопчик


Чик



Мотя

Совершил подлость

Сердце разрывалось от несправедливости



Обещание заступиться



Ненавидел с довоенных лет

Желает возмездия



Тайно восхищается холодным взглядом


Приступ тоски по возмездию

Стр. 60



Жалкий, но человек

Возмездие


? ?

Презрение к людям, хозяин жизни



Тост за Мотю

Отказывается от такого возмездия

Почему?



(Несправедливое наказание)

Наслаждение от страха людей



Возмездие должно быть, но равнозначное, чтобы человек знал, за что его наказывают.


— Для Моти это не главное, а что главное — ?

— Почему?

Чужой бедой не все умеют жить


Голодных сытые не разумеют


Тобою, жизнь, балован я и пытан,


И впредь со мною делай, что угодно,


Корми, как хочешь, но не делай сытым,


Глухим, не понимающим голодных.

( К. Кулиев)


К кому это относится?


Каждый выбирает по себе меру

окончательной расплаты


Справедливости Утверждения своего я,

выбирает Чик прев – ва над людьми Мотя


  1. Домашнее задание


Стр. 69, вопрос №7.


Свежие документы:  Урок литературы в 10 классе по теме: «Петербург в лирике Некрасова»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: