Урок по литературе в 5 классе «С.В.Михалков»



Урок по литературе в 5 классе «С.В.Михалков»

Форма проведения: литературно-творческая игра «Школа, которую построил Сергей Михалков…»


Подготовила и провела: Асеева И.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Зуевская ООШ» Солнцевского района курской области



Цель: развивать творческий потенциал детей


Задачи:

Развивать логическое мышление, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы.

Формировать нравственную сторону развития личности ребенка посредством детских художественных произведений.

Воспитывать бережное отношение к книге.


Оборудование.

Выставка книг С.В.Михалкова.

Портрет С.В.Михалкова.

Иллюстрации детей к произведениям С.В.Михалкова.

Презентация мероприятия.

«Песенка друзей» на стихи С.Михалкова






















ХОД УРОКА


Пером-оружием своим,

Что я в руках держу,-

Всем честным людям трудовым

Я, как солдат, служу.

С.Михалков


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Звучит «Песенка друзей» на стихи С.Михалкова (приложение 1)

Мы едем, едем, едем в далёкие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живётся, мы песенку поём,

И в песенке поётся о том, как мы живём.


ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

Автором слов этой всем известной песни является С.В.Михалков. Я думаю, что всем вам хорошо знакомо его имя. Сегодня мы отправляемся в мир книг этого замечательного поэта.

В каждом доме, в каждой хате — в городах и на селе-

Начинающий читатель держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом. Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом мы б не знали б ничего!


Сергей Михалков — один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а, может быть, и прабабушки.

Впрочем, только ли поэт Михалков? За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.Это стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. Даже сказку «Три поросенка» первым на русский язык пересказал Михалков. А ведь, кажется, что она существует вечно.

Стихи Михалкова радостные, сердечные, веселые, то иронично — лукавые, то шутливые, то серьезные, всегда сохраняют неповторимую подлинность ребячьей интонации.

Вот как писатель говорит о себе: «Иногда мне кажется, что я ничем не отличаюсь от вас мои юные друзья, — так мне хочется поозорничать и подурачиться, попрыгать на одной ноге или погонять во дворе мяч. Может быть, поэтому я и пишу веселые стихи для детей?»

Он всегда говорит о главном. О дружбе и доброте. О любви к жизни, к человеку, к миру, Родине.

Книги Сергея Владимировича Михалкова издаются и переиздаются миллионными тиражами.



2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (приложение 2)


Слайд 1

К 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова

«Что писал С.В.Михалков»


Слайд 2

Сергей Михалков — один из самых знаменитых детских писателей

1928 год- первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме»


Слайд 3

С 1933 года его печатают в «Огоньке», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и даже в «Правде».


Слайд 4

1935 год.

  • Пионерский отдел Московского городского комитета комсомола предложил поэту участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Чтобы получить творческий импульс и найти нужную тему, Михалков проводит с ребятами около месяца, ходит в походы, удит рыбу, сидит у костра. Из поездки поэт привёз три пионерских песни и несколько весёлых стихотворений для детей. Относит их в журнал «Пионер» в котором они и были опубликованы:


  • «Три гражданина»,


  • «Веселый турист»,


  • «Упрямый Фома»,


  • «Мы с приятелем»


Слайд 5

«Дядя Стёпа». Первая публикация состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год.


Слайд 6

Михалков «дописывал» «Дядю Стёпу» почти десять лет

  • 1954 г. -«Дядя Стёпа — милиционер».


  • 1968 г. -«Дядя Стёпа и Егор»,


  • 1981 г. -«Дядя Стёпа — ветеран».


Слайд 7

Лирический герой детских стихов Сергея Михалкова не пример для подражания, у него те же недостатки, что у его сверстников:

это и лень («Чудесные таблетки»), и изнеженность («Про мимозу»), и грубость («Лапуся»), и желание прогулять уроки («Тридцать шесть и пять»), и упрямство («Бараны», «Не спать»), и неуважение к старшим («Одна рифма»). Поэт вместе с ребятами над этими недостатками смеется — и побеждает «врага» на его собственной территории.


Слайд 8

Грамоте учиться всегда пригодится


Слайд 9

Во время Великой Отечественной войны 1941-45гг. Михалков — военкор фронтовых газет; автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок.

  • В это же время написал для малышей и ребят школьного возраста стихи:

  • «Быль для детей»,

  • «Пионерская посылка»,

  • «Карта»,

  • «Мать» и др.


Слайд 10

С конца 1944 года работает над баснями:

  • «Лиса и Бобер»,

  • «Шутка»,

  • «Ромашка и Роза»,

  • «Собака и Осел»,

  • «Медвежий мед»,

  • «Клятва Гиппократа»,

  • «Ученый Кот»,

  • «Орлы и воробьи»,

  • «Две подруги»,

  • «Текущий ремонт»


Слайд 11

Сергей Михалков написал 36 пьес для детей и взрослых: для детского театра:

«Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971) и др.


Слайд 12

В 1971г выходит повесть — сказка «Праздник Непослушания».


Слайд 13

1983 — знаменитые «Три поросенка»


Слайд 14

С 1962 Михалков — организатор и главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль».

  • «Фитиль стал популярным, получил всенародное признание.

Государственная премия СССР в 1978,

орден «Знак Почёта» — в 1982 году  к двадцатилетию со дня его основания


Слайд 15

С.В.Михалков- автор 3-х гимнов

  • У Сергея Владимировича Михалкова существует пароль для взрослых, и имя ему — ГИМН.


  • Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза


  • В 0.00 часов 1 января 1944 года новый Гимн СССР впервые прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.


  • В 1977 году пишет новую версию слов гимна.


  • В 2000 году в третий раз сочиняет текст гимна новой России.


Слайд 16

За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков получил много наград и званий. Но среди них есть такой редкий, как Орден Улыбки.


Слайд 17

  • В 2008 году за выдающиеся литературные заслуги был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного.

  • Дети Сергея Михалкова от первого брака — известные кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Михалков-Кончаловский.

  • Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.






3. Викторина по басням С.В. Михалкова


1 загадка

Не позавидуешь работе

Весь день стоять ногой в болоте

И ловить в нём наугад

Длинным клювом лягушат…

А вот ему работа эта

Сладка, как нам с тобой конфета

(АИСТ)


Хвост потерял – и себя не узнал,

Но не заплакал – заквакал!

(ЛЯГУШКА)


 

 

 

Басня «Аисты и Лягушки»

2 загадка

Он зелёный, круглый, гладкий,

А внутри он – красный сладкий.

(АРБУЗ)

 

Басня «Арбуз»

3 загадка

Чтоб увидеть себя,- посмотри на него.

Больше я про него не скажу ничего.

(ЗЕРКАЛО)

Басня «Зеркало»

 

4 загадка

Чёрное тихонько дремало на полу.

Серое тихонько пряталось в углу.

Чёрное тихонько лапой шевельнуло,

Серое проворно хвостиком вильнуло.

(КОТ И МЫШИ)

 

 

 

 

 

Басня «Коты и мыши»

5 загадка

Мой папа – красавец, соседям на зависть:

Глаза – словно сливы, раскосы, красивы.

Он длинные уши

На солнышке сушит.

Врагов не боится – ни зверя, ни птицы.

Храбрец и красавец!

Зовут его ….

(ЗАЯЦ)

В добротной избушке

Старушка живёт.

Порой на прогулку тихонько идёт.

То в зарослях бродит,

То выйдет к воде,

Хотя не выходит из дома нигде.

(ЧЕРЕПАХА)


 

 

Басня «Заяц и Черепаха»

6 загадка

Он – царь зверей, и потому

Рычать так нравится ему!

(ЛЕВ)

 

 

Басня «Лев и ярлык»

7 загадка

Носит шубу круглый год,

Сладкоежкою слывёт:

Очень уж малину любит,

А ещё сильнее  — мёд.

Ах, какой приятный запах

Оставляет он на лапах!

(Медведь)

 

 

 

 

 

 

 

Басня  «Медвежий зарок»

8 загадка

Я сторожу хозяйский дом,

На незнакомых лаю.

Посуду мою языком,

Ушами вытираю.

(ЩЕНОК)

Шелестя, шурша  травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел

(ЗМЕЯ)


 

Басня «Щенок и Змея»

9 загадка

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нос садится.

(МУХА)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком

(ПЧЕЛА)


 

Басня  « Муха и Пчела»

10 загадка

Зверь уснул, укрывшись гривой.

Хвостик  с кисточкой игривой

Я бы тронул, осмелев,

Да боюсь, проснётся…      (ЛЕВ) Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.       

  (МУХА)


 

 

Басня «Лев и Муха»

11 загадка

Не ворона , не синица, —

Как зовётся эта птица ?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку».                    (КУКУШКА)

На шесте дворец,

Во дворе  — певец,

А зовут его…                          (СКВОРЕЦ)


 

Басня « Кукушка и скворец»

12 загадка

Они растут под хвойной лапой,

Они растут, а с ними и шляпа

Никогда на наш поклон

Не снимают они шляпы              (ГРИБЫ)

 

 

 

 

Басня « Грибы»

 

13 загадка

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты её не бей!

Эта птичка…                                           (ВОРОБЕЙ)

 

 

 

 

Басня « Непьющий воробей»

 

14 загадка

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?…                                         (СОЛОВЕЙ)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?…                         

(ВОРОНА)


 

Басня  « Соловей и Ворона»

15 загадка

Заберётся в огород

И давай над грядкою

Забивать капустой рот,

Грызть морковь украдкою:

Погрызёт часок –другой

И стрелой летит домой!          

(ЗАЯЦ)

 

 

Басни

«Жадный заяц»;

«Заяц –симулянт»;

«Заячий мост»;

«Заячье горе»






4. Станция «Театральная».


-В 32 года Михалков начал писать басни. Он получил славу лучшего баснописца ХХ века.

— Послушайте басню « Заяц-симулянт» и скажите, что в ней автор высмеивает?

( Инсценирование басни подготовленными обучающимися)

Инсценировка.

Автор. Наступил Медведь Зайцу на мозоль.

Заяц. Ой! Ой! Спасите! Умираю!

Медведь. Извини, пожалуйста! Я ведь нечаянно!

Заяц. Что мне от твоих извинений! Как я теперь прыгать буду?

Автор. Стал медведь Зайцу лапу перевязывать.

Заяц. Ой! Ой! Я сейчас умру!

Автор. Стал Медведь лечить, поить, кормить зайца. Утром только проснётся, идёт к Зайцу.

Медведь. Ну как лапка? Заживает?

Заяц. Ещё как болит. Вчера вроде лучше, а сегодня и встать совсем не могу.

Автор. Медведь уходит в лес, а Заяц скачет и песни поёт:

Мишка кормит, Мишка поит- ловко я провёл его!

А меня не беспокоит ровным счётом ничего!

Автор. Обленился Заяц, стал капризничать.

Заяц. Почему ты меня одной морковкой кормишь? Искалечил, а теперь голодом моришь. Хочу груш с мёдом!

Автор. Пошёл Медведь за грушами. По дороге повстречал Лису.

Лиса. Куда ты, Миша, такой грустный?

Медведь. Да Зайцу мёд и груши иду искать, покалечил я его, теперь вот приходится кормить.

Лиса. Не туда идёшь. Тебе за врачом надо идти.

Медведь. Да где его взять?

Лиса. Так проводи меня к Зайцу. Я его быстро на ноги поставлю.

Автор. Заходят в берлогу. Заяц сразу задрожал.

Лиса. Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб. Заберу я его в больницу,

Мы с врачом-волком быстро на ноги поставим ( Заяц убегает). Вот он и здоров!

Медведь. Век живи, век учись!






Инсценировка басни « Услужливый».

Автор. Устал Лось бродить по лесу, захотел отдохнуть.

Лось. Заяц, сделай одолжение, разбуди меня через полчасика.

Автор. Засуетился Заяц. Сам Лось об одолжении попросил.

Заяц. Спи, спи, обязательно разбужу. Может, тебе сена подстелить?

Лось. Спасибо, не надо.

Заяц. Как не надо? На сене-то мягче спать.

Лось. Ладно, ладно. Я спать хочу!

Заяц. Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалёку. Я мигом сбегаю.

Лось. Да не надо, не надо! Я спать хочу.

Заяц. Спи, спи. Хочешь, я тебе сказку расскажу? Скорее уснёшь!

Лось. Да нет же, спасибо. Я и так усну.

Заяц. А может, тебе рога мешают?

Автор. Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.

Заяц. Куда же ты? Ведь ещё и двадцати минут не прошло!


РЕФЛЕКСИЯ ( приложение 3)

— Понравилось ли вам на уроке?

(СМАЙЛИКИ: Выберите фразеологизм, который характеризует вашу  работу сегодня

-Шевелить мозгами

=Краем уха

-Хлопать ушами)


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Свежие документы:  Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения и внеклассного (родного) чтения для 3-4 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: