Урок по литературе в 8 классе «Ревизор»


Комова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Урок по литературе в 8 классе «Ревизор»

«Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга».

Цели: Обучающая: совершенствовать навык аналитического чтения, вдумчивого отношения к различным приемам создания художественного образа в произведении;

Развивающая: развить речевую компетентность учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения; анализа текста; навыки характеристики героя; уметь представлять литературное произведение инсценированно; развитие познавательного, творческого интереса к предмету,

Воспитывающая: пробудить интерес к глубокому осмыслению прочитанного; воспитание правильного отношения к порокам общества; обогащение нравственно-эстетического опыта учащихся.

Методические приемы: комментированное чтение комедии по ролям ;рецензирование исполнения чтецов; характеристика героя; работа в группах.

Оборудование: иллюстрации к комедии; фрагмент художественного фильма «Инкогнито из Петербурга».

Эпиграф к уроку:

Происходит странная вещь.

Фитюлька, спичка, мальчишка, Хлестаков силою страха и

благоговения к нему вырастает в персону,

становится сановником, становится тем, кого в нём видят.

Г. А. Гуковский в кн.: «Реализм Гоголя».

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала. Слайд 1.

— Сегодня мы продолжим разговор о бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Посмотрите на тему урока, внимательно давайте прочтем эпиграф к уроку, и предположите: о ком будем говорить? Чем будем заниматься на уроке?

  • Вступление. Слово учителя.

За окном моросила весна…
Нагрузив свои души заботой,
Два приятеля шли на работу,
Не вполне пробудившись от сна.

Они шли, погрузившись в свои
Думы разные, шли и молчали.
И лишь капли ритмично стучали,
Да машины шумели вдали.

Серый день. Сырость, слякоть и грязь, —
Прозвучало как эхо глухое. –
Настроение никакое,
Как бы в липкой тоске не увязть.”

Ты не прав! Неужели не видишь,
Как ликует сегодня природа,
Ей по нраву такая погода.
Посмотри. Неужели не видишь”.

— Как по-разному отразился дождливый день в душах героев стихотворения?

— Что-то внутри каждого человека делает нас непохожими друг на друга. Одного это “что-то” наделяет способностью видеть звуки и слышать цвета. Мы можем смотреть на одну и ту же вещь и видеть ее абсолютно по-разному. Эта уникальная способность дарит миру Моцартов и Чайковских, Пушкиных и Гоголей, Репиных и Малевичей. Но даже обладающие этим даром уникальны своим видением мира – своей индивидуальностью.

Слайд 2

  • а) Предлагаю провести небольшое исследование. Перед вами два полотна. На обоих изображены женщины, красивые, притягивающие взор. (Боровиковский В.Л. “Портрет М.И. Лопухиной”, Серебрякова З.Е. “За туалетом. Автопортрет”). Я хочу спросить у вас, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).

Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).

Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).

А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).

А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).

Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников, которые творили в разное время и принадлежали к различным направлениям искусства.

  • б) Продолжим наше исследование. Но если до этого мы с вами созерцали, то теперь прошу вас превратиться в слух. Послушайте строки.

  1. Слушай, продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы заплатить за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши, что начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души..”

  2. Да что ж делать?… я не виноват… я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни. Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп – он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морит голодом по целым дням … чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я … Вот новость!”

Перу одного автора принадлежат эти строки? (Нет).

Почему вы пришли к такому выводу? (Язык, стиль, манера излагать, характер предложений).

Кому принадлежат эти строки, и кто их произносит? (Пушкин – Гринев, Гоголь – Хлестаков).

Как вы узнали героев? (По их манере говорить – по тому, как они говорят, что они говорят, мы видим, что за человек перед нами).

Вывод: Речь героев может нам о многом рассказать. В ней – они сами. Писатель создает своего героя долго и кропотливо, он точно собирает его по крупинкам, чтобы в итоге получить цельный образ, характер.

Слайд 3

— В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию — в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.

А между тем личность — это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его — мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.

  • — Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)

2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют «почтенный», а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.)

3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника.)

4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)

5. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)

Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.

— Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии, фильм «Инкогнито из Петербурга» режиссёра Гайдая, ваше прочтение пьесы и словесный протрет, который мы будем составлять на протяжении нашего урока.

Слайд 4

Итак, знакомьтесь: «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»!

  • Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает монолог наизусть, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает «+» и «—» качества Хлестакова.) Индивидуальное задание — рецензия на выразительное чтение.

О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип? Как Осип относится к своему барину?

(«+»: «каждый день доставай билеты в кеятр»; «—»: «профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту», в картишки играет; не платит в трактире).

Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.

  • А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?

Чтобы ответить на этот вопрос, проверим домашнее задание, было дано творческое задание: написать мизансцену «Хлестаков в трактире». (Ученики следят за точностью, логичностью, выразительностью речи отвечающего; находят положительное и отрицательное в поведении Хлестакова.)

Слайд 5

Примерная творческая работа.

На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами «Трактиръ». Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. Посередине комнаты стоит маленький круглый столик без скатерти: на нём видны следы жизни прежних постояльцев: пятна от супа, вина, чернил. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.

Входит Хлестаков, молодой человек 23–24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице — тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: «Эй, Осип!». Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: «Ты ступай туда…». При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить «куда», поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а «дурак!», «канальи!», «подлецы, бездельники!».

После чтения прошу оценить работу с точки зрения точности, логичности, выразительности речи.

Какие «+» и « — » Хлестакова нашли отражение в этой работе?

(«+»: молодой человек лет 23–24, одет по моде; «—»: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой).

Слайд 6-7

  • Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III, явл. 6.) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Гайдай в фильме «Инкогнито из Петербурга». Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма. Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.

(Включаю фрагмент «Хлестаков в доме городничего».)

(«+»: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; «—»: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).

Слайд 8

  • Гимном Хлестакову звучит Д. IV, явл. 3–7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.

Не претендуя на театральную постановку, эту сцену мы постараемся сыграть.

Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.

(Учащиеся инсценируют эпизоды комедии.)

Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить.

Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?

(«+»: Хлестаков понял сущность всех чиновников; «—»: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т. е. берёт взятки).

Слайд 9

  • Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине, было дано творческое домашнее задание — от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Обратимся к домашнему заданию.

Примерная творческая работа.

Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова — Анне Андреевне или Марье Антоновне.

Дочка городничего — полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.

Оцените рассказ с точки зрения точности, логичности, выразительности.

Какие качества Хлестакова открыли для себя ?

(«+»: нравится женщинам; «—»: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).

Слайд 10

  • Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. Было также творческое домашнее задание — сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова. Обратимся к вашим работам.

Милостивый государь, Иван Александрович!

Я получил твоё милое и откровенное письмо. Прочитавши его, я мысленно тебя обнял и поцеловал, а потом засмеялся. Какое величие, простота и какая прелесть мысли — ты генерал-губернатор! Ты, верно, произвёл впечатление на всех, несмотря на разность вкусов и мнений. Скажу тебе так же, что П…. был поражён и признал твоё письмо решительно лучшим русским анекдотом. Смею заметить, что ты всегда был не прочь покуражиться, покутить, пожить на широкую ногу. Но там, в глуши, до которой «хоть три года скачи, не доскачешь», ты превзошел самого себя. Признаюсь, я считал тебя и по части женщин более удачливым, нежели себя. Но представить, что ты волочишься сразу за маменькой и дочкой, даже я не мог. Что касается городничего и прочих, так и тут, в Петербурге, таких не мало. Я чуть не умер от смеху, читая твои замечания об этих людях. Оригинал ты страшный. Но помнится мне, ты и тут точно понимал сущность своих начальников.

О себе скажу вообще, хозяин здешней квартиры меня ещё терпит, но денег у меня нет, думаю написать статейку о твоём городничем.

Если будешь писать ко мне теперь, то адресуй по-прежнему, если же на тебя найдёт ленивое расположение в деревне и в течение пяти дней не соберёшься писать, предпримешь это гораздо позже, тогда адресуй уже в Гороховую.

Затем остаюсь весь твой Тряпичкин.

Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин?

(«+»: разбирается в людях; «—»: ленив)

3.Обобщение. Слайд 11

— В результате нашей работы на уроке мы составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» героя.

Положительное:

1. «каждый день доставай билеты в кеятр»;

2. молодой человек лет 23–24;

3. одет по моде;

4. знаком с русской и зарубежной литературой;

5. умеет увлечь слушателей;

6. нравится женщинам;

7. разбирается в людях.

Отрицательное:

8. «профинтил денежки»;

9. «сидит и хвост подвернул,

не горячится»;

10. «кутит на батюшкины деньги»;

11. «продаёт всё до последней рубашки»;

12. «делом не занимается»;

13. «гуляет по прешпекту»;

14. не платит в трактире;

15. труслив;

16. высокомерен, нагл, груб со слугой;

17. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни

и службе в столице;

18. придумывает небылицы;

19. берёт взятки;

20. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной,

несерьёзно относится к женщинам;

21. ленив.



Может ли человек, обладая таким набором качеств, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)

А почему его принимают за ревизора? Слайд 12



  • Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!

Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.

Каким вы его видите — это будущая работа вашего ума, это рефлексия урока, это ваше домашнее задание.

4. Домашнее задание:

Подготовить сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга», в котором вы не только расскажете о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою.

5. Выставление мотивированных оценок.











Свежие документы:  Конспект, 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: