Урок по по литературному чтению. Проект «Сказка моей жизни»


Гордеюк Раиса Ивановна — 9

Гордеюк Раиса Ивановна

ГУ средняя школа № 10 г. Петропавловска

Учитель начальных классов

Проект «Сказка моей жизни»


Паспорт проекта

1. Автор проекта: Гордеюк Раиса Ивановна, стаж работы – 25 лет,

категория — высшая.

2. Регион, в котором находится школа: Северо – Казахстанская область.

3. Название школы: средняя школа № 10

4.Возрастная категория учащихся: 4 класс

5. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литература

6. Тема учебного проекта: “Рассмотрение понятия любви с разных точек зрения».
7. Цель проекта:

  • Формирование нравственного понятия «любовь» на материалах сказок Г. Х. Андерсена, руководствуясь умениями планировать, прогнозировать и действовать в команде

  • Вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

8. Компетентности, которые формирует проект:

  • исследовательские умения: принимать ответственное решение, планировать свою деятельность; выдвигать идеи;

  • информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; структурирование информации, выделение главного, представление в различных формах;

  • коммуникативные умения: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс;

  • презентационные умения: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результата своей деятельности;

9. Задачи проекта:

  • Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение работать с текстом, анализировать характер и поступки героев.

  • Развивать творческое воображение, устную монологическую речь, умение прогнозировать, делать выводы, сравнивать, на основе владения техниками рефлексии, действия, коммуникации.

  • Воспитывать чуткость, гуманность, доброту. Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

10. Проблема проекта: выявить многообразие чувств и эмоций, которые скрывает в себе понятие любви.

11. План работы для творческого поиска:

  • оформить в классе выставку иллюстраций и скульптур образа русалочки

  • провести интервью с людьми различного возраста;

  • познакомиться с мифологическим образом русалок;

  • составить сравнительную таблицу разных концовок сказок

Г. Х. Андерсена;

  • подобрать пословицы, поговорки, высказывания известных людей;

  • составить словесный портрет главной героини сказки с использованием эпитетов, сравнений, метафор;

  • Познакомиться с биографией датского сказочника Г. Х. Андерсена.

  • Просмотреть различные варианты мультфильмов, художественных фильмов по этой сказке.

  • Разработать инсценировку своего варианта концовки сказки.

12. Самостоятельные исследования учащихся в проекте:
1 группа
Любовь – глазами современников
2 группа
Как понимает любовь главная героиня сказки?

3 группа
Любовь с позиции Г. Х. Андерсена

4 группа
Ролевая игра: «Три варианта концовки сказки»

13. Пункты тематического учебного плана школьного предмета, соответствующие проекту:

Раздел: ”Детская литература XIX века”

— Г. Х. Андерсен «Русалочка»

— Г. Х Андерсен «Соловей»

— В. А. Жуковский Спящая царевна»

— С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

14. Вид проекта:

  • По доминирующей деятельности – смешанный тип, так как реализация требует объединить следующие виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую, ролевую.

  • По предметно – содержательной области – межпредметный проект.

  • По характеру координации проект открытый, с явной координацией, т. к. учитель направляет работу его участников, помогает организовать отдельные этапы проекта.

  • По характеру контактов – внутренний (проект организуется внутри одного класса)

  • По количеству участников проект – групповой.

  • По продолжительности выполнения – краткосрочный.

15. Продукт проекта: праздник ко дню Святого Валентина

16. Краткая аннотация проекта:

Познакомившись со сказками Г. Х.. Андерсена, дети обратили внимание на то, что многие его сказки о любви имеют несчастливый конец. Так что же такое любовь? Какое многообразие чувств и эмоций скрыто в ней? Учащиеся рассмотрели понятие любви с разных точек зрения. Любовь многообразна — это и любовь родителей к своим детям, и любовь детей к родителям, любовь к близким, к друзьям и, наконец, любовь мужчины и женщины. Но все эти виды любви характеризуются такими чертами, как забота о другом, ответственность, уважение, готовность в любой момент помочь, пусть даже в ущерб себе. Когда человек по-настоящему влюблён, он готов на любые безумства ради любимого, — вплоть до полной самоотдачи и самопожертвования.

17. Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

Выставка книг Г. Х. Андерсена, портрет писателя, видеозапись

(интервью с людьми разного возраста), видеозапись мультфильма «Русалочка», фотоальбом, рисунки детей с изображением героев сказок, карточки с заданиями для групп.

Тема урока: «Рассмотрение понятия любви с разных точек зрения»

( по сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка» )

Тезис урока: Любовь – это источник нашего счастья и в то же время – это награда за страдания. Любовь – это сама жизнь. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее.

Ход урока:

I. Организационный момент

— Ребята, сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз. Я принесла на урок прекрасный бутон розы.

— Какие у вас возникают ассоциации при виде этого цветка? (украшение, подарок, поздравление, добрые пожелания)

— Почему я на урок принесла именно розу?

II. Вводная часть

На прошлом уроке мы выяснили, что темой сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» является любовь.

ЛЮБОВЬ ?

Давайте попытаемся разобраться: Что значит для вас это слово?

Для оформления собранной информации даётся 10 мин.

III. Работа в группах

Совместно с учащимися для каждой группы был разработан план работы над проектом

План 1 группы:

  1. Назовите ассоциации к слову любовь

  2. Составьте пятистишье по данной теме

  3. Проведите интервью с людьми различного возраста

  4. Подберите пословицы, поговорки.

  5. Найдите высказывания известных людей

  6. Подготовьте рассказ на тему: «Любовь – глазами современников»


План 2 группы:

  1. Мифологический образ русалок

  2. Образ русалочки в сказке Г. Х. Андерсена

А) Найдите эпитеты, сравнения, метафоры

Б) Составьте словесный портрет

3. Изобразите русалочку, используя приём ассоциации

4. Образ русалочки, созданный художниками, скульпторами

5. Сформулируйте вывод: «Что такое любовь для Русалочки?»


План 3 группы:

  1. Любовь в сказках Г. Х. Андерсена (подобрать такие сказки)

  2. Нарисовать иллюстрации к этим сказкам

  3. Как заканчиваются сказки? Сделайте сравнительную таблицу.

  4. Познакомьтесь с биографией датского сказочника Г. Х. Андерсена. (фотографии музея, памятника писателю, скульптуры «Дикие лебеди»; статуи Русалочки, которая охраняет вход в порт столицы Дании – Копенгаген)

  5. Оформить фотоальбом

  6. Сформулировать вывод: « Как Андерсен раскрывает тему любви в своих произведениях?»


План 4 группы:

  1. Перечитайте сказку «Русалочка» и ответьте на вопрос: «Чем жертвует Русалочка ради своей любви к принцу?»

  2. Просмотрите различные варианты мультфильмов, худ. фильмов по этой сказке.

  3. Придумайте три варианта концовки сказки

  4. Разработайте диалоги, подберите муз. сопровождение, костюмы к сказке

  5. Покажите инсценировку своего варианта концовки сказки.


IV. Презентация групп

1 группа «Любовь – глазами современников»

(оформили кластер)

  • «Мы считаем, что любовь – очень широкое понятие. Любовь бывает к Родине, к животным, к увлечениям, к природе, родительская любовь, человека к человеку.»

  • «Мы составили пятистишье на тему любовь:

  1. любовь

  2. окрыляет, вдохновляет

  3. сердечная, романтическая, дружеская

  4. С любовью стоит жить.

  5. симпатия»

    • «Чтобы разобраться в этом понятии наша группа провела интервью с людьми различного возраста.» (видеозапись интервью)

вопросы:

девочка 6 лет

— Кого ты любишь?

— Почему ты любишь свою маму?

18 лет

— Что такое любовь?

— Что нужно делать, чтобы тебя любили?

37 лет

— Что такое любовь?

— Мы читали сказку Г. Х. Андерсена «Русалочка», в которой любовь главной героини закончилась очень печально. Она погибла. Как Вы считаете, любовь это светлое чувство или грустное?

65 лет

— Что такое любовь?

— Легко ли жить без любви?

  • «Мы собрали много пословиц и поговорок о любви»

«Верная любовь не в огне не горит, не в воде не тонет»

«Где любовь да совет, там и горя нет»

«Кого журят, того и любят»

«Где сердце лежит, туда и око глядит»

«Из жалости любовь не выстроишь»

Вывод: «Мы считаем, что любовь — это сама жизнь. Благодаря любви человек чувствует себя счастливым. Она делает нас добрее, мужественнее и сильнее».

2 группа «Как понимает любовь главная героиня сказки?»

( выставка)

  • «Чтобы понять как понимает любовь главная героиня сказки, мы познакомились с мифами о русалках. Оказывается от русалок больше вреда, чем пользы. Порой они называли на поля проливные дожди, а то и бури, которые портили посевы людей. Русалкам по душе молодые красивые парни. Русалки заманивают парней своей красотой и очаровательным пением. Когда парень теряет голову, он идёт за неземной красавицей и тогда ему никогда не вернуться домой.»

  • «В народе называют русалок по-разному: водяная, чертовка, шутовка. Так же её называют купалкой и лишачихой. Есть ещё специальные названия русалок. Мавки – это злые духи. Мавки имеют спереди тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности. Ундивы – это прекрасные девушки, выходящие из воды и расчёсывающие волосы. Своим пением они заманивают путников вглубь и могут погубить своего возлюбленного. Вилы – это очаровательные девушки. У них есть крылья и волшебное платье. Кто отберёт у них волшебное платье, тому они подчиняются.»

  • «А русалочка в сказках Г. Х. Андерсена совсем другая. Она добрая, ласковая, нежная, как роза. Она легка, как воздушный шарик. Чиста, как капелька родниковой воды».

  • «Я очень люблю рисовать, поэтому изобразил мифологическую русалочку и русалочку Андерсена» (рисунки)

  • «Мы решили посмотреть, как изображают русалочку художники и скульпторы, поэтому оформили эту выставку. Вход в порт столицы Дании

( г. Копенгаген) охраняет статуя русалочки. Мы составили сравнительную таблицу мифологической русалочки и русалочки из сказки Г. Х. Андерсена»

Черты

Русалка в мифологии

Русалочка Андерсена

1. Происхождение русалок

Женщина, умершая неестественной смертью

Дочь морского царя, имеет свою семью

2. Местонахождение русалок

Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства

Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей

3. Внешний вид русалок

Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги

Роскошные длинные волосы, рыбий хвост

 

4. Занятия русалок

Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, защекачивают насмерть

Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека

5. Отношение к человеку

Запугивает, губит

Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью

Вывод: «Мифологическая русалка любит причинять вред, русалочка Андерсена наоборот жертвует во имя любви, не думая о мести. Для русалочки любовь – это самопожертвование».

3 группа « Любовь с позиции Г. Х. Андерсена»

(фотоальбом)

  • «Свой проект мы оформили в виде альбома. Работая над темой перечитали сборник сказок Г. Х. Андерсена и выбрали сказки, в которых раскрывается тема любви. К некоторым сказкам нарисовали иллюстрации»

  • «Я нарисовала иллюстрацию к сказке «Стойкий оловянный солдатик». На первый взгляд эти герои беспомощные и униженные, но они полны силы и мужества. Они жертвуют своей жизнью ради высокой любви»

  • « Я нарисовала иллюстрацию к сказке «Снежная королева». Это моя самая любимая сказка.. Когда в поисках Кая, Герда верхом на олене приближается ко дворцу Снежной королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду небывалой силой, иначе ей не вернуть Кая. Вот что ответила ему эта женщина: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать… Она босиком обошла полсвета: и эта сила скрыта в её сердце». Такова сила любви в этой сказке. Она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обречённых на смерть».

  • « Моя иллюстрация к сказке «Ромашка». Я восхищаюсь чуткостью, добротой ромашки, которая сама погибает, но отдаёт свою силу благоухая всё больше и больше. Ей очень хочется облегчить страдания птички».

  • « Я нарисовал два рисунка. Один к сказке «Гадкий утёнок», потому что мне очень жалко утёнка, которого никто не любит. Он много страдает, прячется от всех. Но у этой сказки счастливый конец. Любовь и признание в сказке – это награда за все страдания главного героя. Второй рисунок к сказке «Русалочка». Когда русалочка видит, как принц счастлив, она не может его убить. Она выбирает свою смерть, потому что любовь не может убить другую любовь»

  • «Читая сказки мы привыкли к тому, что они имеют счастливые концы. («и был пир на весь мир», «они жили долго и счастливо»). Но мы обратили внимание, что в большинстве сказок Андерсена концовки неблагополучные. Чтобы разобраться в этом, Мы познакомились с биографией Г. Х. Андерсена»

портрет

  • « На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании – городок Оденс, именно в нём 2 апреля 1805 года родился знаменитый писатель – сказочник Г. Х. Андерсен»

фотография семьи

  • « Семья была очень бедной. Отец был башмачником, а мать – прачкой, стиравшей бельё богатым горожанам. В городе Оденсе есть сад Г. Х. Андерсена или его ещё называют «Сад сказки», в нём есть памятник писателю. Есть в городе дом музей Андерсена.

памятник, дом , комната, письменный стол

« Мы узнали, что жены и детей у Андерсена не было. Он всю жизнь безответно любил певицу Йенни Линд, которая любила его сказки и истории, но не любила его самого. Наверное эти чувства и отразил Андерсен во многих своих сказках».

Портрет Йенни Линд

Вывод: « Любовь в сказках Андерсена – это жертва, во имя счастья любимого человека; это награда за страдания; любовь всегда совершает добро. Она не может быть злой».

  • «Мы хотим подарить этот альбом школе. Он поможет при изучении сказок Г. Х. Андерсена»

4 группа «Три варианта концовки сказки»

(инсценировка)

  • «Русалочка в сказке Андерсена жертвует многим, ради любви к принцу. Она оставляет свою семью, дом в подводном царстве, жертвует прекрасным голосом, своим счастьем, терпит невыносимую боль, даже своей собственной жизнью»

  • «Русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала и очень хочется, чтобы она вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Мы посмотрели несколько фильмов о русалочке. Этот мультфильм поставлен по сказке Г. Х. Андерсена и заканчивается тем, что русалочка превращается в пену. А в этом мультфильме отец русалочки своим волшебным тризубцем снимает чары злой ведьмы и русалочка остаётся вместе с принцем. А это художественный фильм, в котором русалочка просто растворяется в воздухе».

  • « Мы придумали три своих варианта концовки сказки»

  1. «Русалочка превратилась в пену, а на следующее утро принцесса призналась, что это русалочка спасла принца. Тогда принц понял, что он её любил больше всех на свете и закончил жизнь самоубийством. Вскоре их души встретились и остались вместе навсегда»

  2. « Отец русалочки попросил её жить вместе со своей семьёй. Русалочка простилась с принцем и поплыла в подводное царство. Тогда принц не удержался и бросился в море за русалочкой. Властелин моря превратил принца в русала. И они все вместе уплыли в подводное царство»

  3. Инсценировка

Принц: Я знаю это ты, моя милая спасительница, обронила это кольцо, когда спасала меня. Я клянусь, что обязательно найду тебя.

Слуга: Принц Эрик, вот твоя спасительница. Это принцесса Элиза.

Принц: Благодарю Вас, моя спасительница. Элиза, из какого драгоценного камня это кольцо?

Элиза: Я не знаю.

Автор: И тогда принц Эрик засомневался, что Элиза спасла его, но она утверждала это. И как благородный рыцарь он считал своим долгом взять в жёны свою спасительницу.

Слуга: Свадьба, свадьба принца Эрика и принцессы Элизы.

Автор: Когда русалочка узнала о свадьбе, ей было больно это слышать. Но она желала, чтобы принц был счастлив, она больше всех радовалась за него. Она пела и танцевала весь день

Танец русалочки

К вечеру русалочка так устала, что присела за стул и уснула. Принц увидел это и подошёл к ней.

Принц: Моё милое дитя. Ты так добра и мила.

Автор: Но оказывается во сне русалочка могла говорить.

Русалочка: О, Это же моё самое любимое кольцо!

Принц: Так это ты спасла мне жизнь и это твоё кольцо.

Автор: Они долго смотрели в глаза друг другу и принц Эрик понял, что он всегда любил только русалочку. Они сыграли свадьбу и жили долго и счастливо.

V.контрольный ( Рефлексия)

Почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? (Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым человеком, видеть что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.

-Так что же такое любовь? В чём её сила?

-Любовь – это великая сила, доступная каждому живому существу. Без неё нет жизни на этой земле.

-Любить – это значит думать о других больше, чем о себе. Это значит жертвовать собой ради любимого существа.

-Любовь – это очень широкое понятие.

— Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности.


— Что дала вам работа над проектами?

В заключении мне бы хотелось вам пожелать, чтобы это прекрасное чувство было всегда рядом с вами. И тогда в каждой вашей семье будет мир и благополучие, в нашем классе не будет ссор, потому что каждый будет добрее друг к другу, более терпим, будет стараться понять другого человека, его точку зрения, у вас появятся настоящие и верные друзья, без которых так трудно прожить в этом мире.

Свежие документы:  Олимпиадные задания по литературе для 5 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: