УРОК ПО ТЕМЕ: «НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.А.ОСЕЕВОЙ» для 2 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 Г.БРАТСКА





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ





ЛИТЕРАТУРА




УРОК

ПО ТЕМЕ: «НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.А.ОСЕЕВОЙ»









ВЫПОЛНИЛА: ОЖЕГОВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ



















Г. Братск

2014









В практике деятельности учителей начальных классов основное внимание на уроках чтения уделяется решению образовательных задач – обучению навыкам чтения. Проблема нравственного воспитания в реальном учебно – воспитательном процессе выпадает из содержания педагогической деятельности учителя. Технология нравственного воспитания на уроках чтения составляет предмет серьёзных педагогических затруднений учителя начальных классов. Прямые нравоучения срабатывают далеко не всегда. Тогда на помощь приходят художественные произведения.


Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: «Рассказы В. Осеевой о дружбе, товариществе. «Три товарища», «На катке».

Цель: -познакомить детей с произведениями В.Осеевой;

-развивать грамотную, связную речь учащихся;

-воспитывать благородство, щедрость, порядочность, умение помочь окружающим, чувство справедливости, товарищества.

Оборудование: выставка книг, портрет В.Осеевой, иллюстрации к рассказам, грамзапись.

  1. Организационный момент.

Звучит отрывок из песни Шаинского «Если с другом вышел в путь».


-как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (мы сегодня продолжим разговор о дружбе, товариществе, доброте, сочувствию к ближнему.)

1. Проверка домашнего задания. (конкурс чтецов)

-отлично, ■-хорошо, □-нужно постараться.

Физминутка.

«Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре-

Потянулись, наклонились,]3р.

Хорошо мы потрудились.

  1. Валентина Александровна Осеева (1902-1969г.)

1.Сообщение ученика.

Выступала в печати с 1937года. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Отцовская куртка» и др.

Широкую известность у юных читателей получила трилогия В.А.Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», по которой был создан кинофильм.

2.Словарь.

ЗАВТРАКАЛИ, РАЗЛОМИЛ ПОПОЛАМ, ТОВАРИЩ.

-как по-другому сказать(подбери синонимы к слову)

Товарищ, друг, приятель.

3.Чтение рассказа «Три товарища»

А)-согласны ли вы с названием этого рассказа?

-как бы вы его назвали?

-где произошёл этот случай? (зачитать)

Б) чтение рассказа «цепочкой»

-почему Витя стоял в сторонке?

-какой вид был у Вити? (докажи это из текста)

-почему он отвернулся?

-как звали товарищей Вити?

-как отнёсся к Вите каждый из них?

-стало ли им жалко Витю, захотелось ли им ему помочь?

-как нужно произносить слова Коли и Миши? Найдите их слова и зачитайте с нужной интонацией. (равнодушно)

-как повёл себя в этой ситуации Володя?

-с каким чувством нужно говорить его слова? (уверенно) Зачитайте слова Володи.

В) чтение рассказа по ролям.

4.Знакомство с рассказом «На катке»

1)чтение за «ведущим»

2)Словарь.

СКАМЕЙКА, КРУЖИТЬСЯ ВОЛЧКОМ, ПРОНЁССЯ СТРЕЛОЙ, ЛИХО ЗАВЕРНУЛ,С ДОСАДОЙ, ЭКА НЕВИДАЛЬ.

3)чтение в «наушниках»

1.»МОЛОДЕЦ!-КРИКНУЛ ЕМУ ОДИН ИЗ МАЛЬЧИКОВ».

2.»ДАВАЙ Я ПОМОГУ ТЕБЕ, ДЕВОЧКА!

3.»ИДИ К НАМ! – ПОЗВАЛИ ОНИ.

-Какого предложения нет в рассказе?

-что я хотела показать этим предложением? (мальчик поступил наоборот)

-можно ли назвать Витю ловким, смелым? Докажите это словами из текста. (выделывал разные фокусы, стрелой пронёсся….)

-что произошло на катке?

-как повёл себя первоначально мальчик? Зачитать.

-можно ли сказать о Вите, что он сильный духом, твёрдый характером? Почему?

(услышал насмешки, смалодушничал)

МАЛОДУШНЫЙ (слабовольный, трусливый человек)

-каким человеком вырастит Витя?

-Как его ещё можно охарактеризовать? Докажите.

-бросив однажды девочку без помощи, может ли Витя совершить благородный поступок в дальнейшем?

ВИТЯ

↓ ↓

СМЕЛЫЙ

МАЛОДУШНЫЙ

ЛОВКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ


ГРУБИЯН


НЕВЕЖА



-что бы вы посоветовали нашему герою Вите, если бы он учился в нашем классе?

-выберите из слов те, которые характеризуют нашего героя.


СКРОМНЫЙ ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

ДОБРЫЙ ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ ЖЕСТОКИЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ УЧТИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ БЕСКОРЫСТНЫЙ

НЕЖНЫЙ


  1. Итог урока.

-какую из пословиц вы бы взяли для рассказа «На катке» Почему?

ДОБРО ТВОРИТЬ – СЕБЯ ВЕСЕЛИТЬ.

ЧУЖОЙ БЕДОЙ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ.


-Какими для вас являются рассказы В.Осеевой «Три товарища», На катке»?

Дом. задание. подобрать пословицы и поговорки о дружбе.

Нарисовать рисунок к рассказу.

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: С.Воронин. «Храбрый клоун».

Цели: —познакомить учащихся с произведением С.Воронина «Храбрый клоун»;

-расширять знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;

-развивать критическое мышление, память, воображение, речь;

-воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

I. Сообщение темы, цели урока.


Ребус. (БЛАГОРОДСТВО)

-какого человека называют благородным? (самоотверженный, великодушный)

1. Проверка домашнего задания (рисунки к произведению, пересказ текста)

-умница. ■ –молодец. ○ –надо постараться.

-кто из вас любит цирк? Кто в цирке веселит публику?

II. С.Воронин. Детский писатель. Одно из его произведений «Храбрый клоун».

1.Словарь. Объяснить значение слов.

ЧИНИЛИ, МАСТЕР, СОЛДАТ,МЕЧ, МУНДИР, ИЗОДРАН, КОЛПАК, ПОМПОН, ОТЧАЯНИЕ, МАСТЕРСКАЯ, ДОСАДА, ВОСТОРГ, СКАЛЯ ЗУБЫ, ПРЕГРАДИЛ, ЛИТАВРЫ, ЛИКУЮЩИЙ, ИСТЕРЗАННЫЙ, ВОСХИЩАЛИСЬ.

Физ.минутка.

В нашем цирке нынче праздник:

Слоники затопали,

Бабочки захлопали,

Зайчики запрыгали,

Мотыльки полетели

И за парты тихо сели.

II. Чтение рассказа «Храбрый клоун» с помощником.

1.- к какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите.

— где происходят события, описанные в сказке?

— зачем женщина хотела из солдата сделать клоуна? Зачитать.

— Какую одежду сшил мастер для клоуна? Докажите. Каким голосом нужно читать слова клоуна (отчаянно).

— что произошло, когда мастер ушёл домой?

— что увидел мастер утром, когда пришёл в мастерскую?

2.Чтение сказки методом «Бросок».

— почему мастер решил снова сделать из мастера солдата?

— какой новый костюм сшил мастер клоуну-солдату?

— куда мастер его поставил?

— найдите и выразительно прочитайте описание боя.

— можно ли назвать главного героя смелым? Почему?

— как ещё можно сказать о нём?

Клоун-солдат

смелый

храбрый

герой

добрый

умеющий постоять за других.

3.Вывод:

Выбери и зачитай слова, присущие нашему герою:

Благородство

Злоба

Бескорыстие

Глупость

Жестокость

Злорадство

Мужественность

Отважность

Решительность

Бесстрашность

Находчивость.

  1. Итог урока.

какой для вас является сказка С.Воронина?

— как бы вы вели себя на месте клоуна? Зависят ли поступки героев от того, в чём он одет ?

— прочитайте пословицу:

ДРАТЬСЯНАСМЕРТЬ-ЗАВОЕВАТЬБЕССМЕРТИЕ.


Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)

Дом. задание:

Придумать свою сказку о игрушках.







Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Ф.Абрамов. "О чем плачут лошади" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: