Урок – проект во 2 классе «Сказка мудростью богата»


12








Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №9 имени заслуженного учителя школы

Российской Федерации Волгограда











Сказка мудростью богата

Литературное чтение.

Урок – проект во 2 классе

(Программа 2100)



подготовила

учитель начальных классов

Селезнёва Наталья Ивановна





Волгоград 2012

Цели урока: Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения

обобщать и делать выводы;

совершенствовать звуковую культуру речи;

развивать и обогащать устную речь, образное мышление;

Воспитывать бережное, чуткое отношение друг к другу,

умение работать в группе; прививать любовь к чтению.

Задачи урока: Развитие у младших школьников мотивации к чтению сказок,

воспитание уважения к книге, включение в структуру

приоритетных культурных потребностей обучающихся.

Создание модели образовательного пространства,

обеспечивающего совместную деятельность детей и родителей на

основе общего интереса к сказкам, поиска заданной темы.

Наглядность: презентация, интерактивная доска, сообщения детей по группам.

Подготовка к созданию проекта: Учащиеся делятся на 5 групп:

1 группа – готовит сообщения о загадках в сказках.

2 группа – понравившиеся сказки и инсценировка отрывка из них.

3 группа – готовит сообщения о пословицах и поговорках в сказках.

4 группа – готовит сообщения об отличительной особенности бытовой сказки

от сказки другого вида.

5 группа – эксперты – на основе предыдущих сообщений готовят ответы на

вопросы и помещают их в таблицы.


I. Постановка темы и целей урока:

1. Воспроизведение основных этапов проекта:

  • Выбор темы.

  • Определение целей проекта.

  • Разработка основных этапов проекта.

  • Сборка.

2. Распределение обязанностей между группами:

Учитель напоминает, что данный проект выполнялся с предварительной подготовкой. Во время подготовки к данному уроку – проекту была определена тема урока, дети были разделены на 5 групп, каждая из них заранее получила определённое задание, которое старались выполнить дома.

Первой группе было дано задание выбрать загадки из сказок данного раздела, которые помогали определить мудрость героя.

Вторая группа готовила инсценировку отрывка из понравившейся им сказки.

Все вы знаете, что к каждой пословице можно подобрать пословицу и не одну. Этим вопросом занималась третья группа.

Четвёртая группа расскажет нам об особенностях каждого вида сказки.

Пятая группа – это зксперты. Выслушав ваши ответы, они помогут создать нам таблицу сравнительного анализа сказок о мудрости.

II. Вводная беседа:

Учитель: Сказка или казка, или байка, побасенка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, то ему так и говорят: что ты мне сказки рассказываешь? Сначала вам сказки читали родители, бабушки и дедушки, потом, когда вы научились читать сами, вы обходились без помощи взрослых. Я думаю, вы теперь сможете назвать, какие читали сказки. На какие же группы можно разделить сказки?

Слайд №1


Учитель: В течение нескольких уроков мы читали бытовые сказки. Чем же богата бытовая сказка?

Уч-ся: Бытовая сказка богата мудростью.

Учитель: Я думаю, вы без труда назовёте тему нашего урока.

Уч-ся: Тема нашего урока «Сказка мудростью богата».

Слайд №2

Сказка мудростью богата



Учитель: На слайде иллюстрации прочитанных сказок. Назовите эти сказки.

Слайд №3 -6



Уч-ся: «Мудрый старик», «Мудрая девушка», «Мудрая дева», «Честный

мальчик»

Слайд №7

Учитель: Как и у каждой сказки, в бытовой сказке тоже существуют сказочные приметы. Назовите их.

III. Разработка этапов проекта:

Учитель: Я хочу предоставить слово ребятам из 1 группы.

1 ученик: В фольклоре народов сказки являются самым удивительным созданием. Их начало затерялось во мраке первобытных времён. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней письменности индийцев, египтян, китайцев. Настоящая жизнь сказки стала в устах народа. Но не всякая выдумка становилась сказкой. По традиции от поколения к поколениям передавалось только то, что заключало в себе важное для людей. Сказочники выражали мудрость своих народов, их стремления и мечты, причём зачастую мудрость народа выражалась в загадках.

2 ученик: «Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке или толковании» — так записано в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. В

прочитанных нами сказках очень много загадок. Их невозможно просто так разгадать. Надо обладать определённой мудростью.

3 ученик: Например, в русской народной сказке «Русская дева» были загаданы очень мудрые загадки:

— Что всего на свете сильней и быстрей?

— Что всего в свете жирнее?

— Что всего мягче?

— Что всего милее?

На сколько удивительны и мудры были ответы девочки — семилетки

4 ученик: В киргизской сказке «Мудрая девушка» хан Болотбек загадал тоже очень мудрые сказки:

— Какое расстояние между востоком и западом?

— Какое расстояние между небом и землёй?

— Какое расстояние между правдой и ложью?

По опросу одноклассников, самая мудрая загадка – это, какое расстояние между правдой и ложью? А вы помните, какой ответ дала бедная девушка?

(Ответ детей)

В татарской сказке «Мудрый старик», имеющий большой жизненный опыт отец юноши помог ему своими советами найти драгоценный камень, отличить молодого жеребца от старого, узнать, какое бревно отпилено от верхнего конца дерева, а какое от нижнего.

Учитель: Выслушав выступления ребят первой группы, можно сделать определённый вывод. Мы предоставим слово нашим экспертам.

1 эксперт: Слушая выступления ребят первой группы, можно сделать вывод: мудрость не имеет возраста, не имеет национальности, она не передаётся по наследству и её не купить за деньги. Для девочки семи лет не стоило большого труда ответить на такие сложные вопросы. А бедная девушка, ощущая весь мир, быстро ответила на вопросы, на которые не смогли ответить знатные девушки. Я считаю, что результатом нашей работы должна стать таблица, которую мы так и назовём: Сказка мудростью богата.

2 эксперт: В этой таблице мы поместим названия прочитанных нами сказок. Обязательно укажем, чья эта сказка, кто проявил мудрость в этой сказке? И сейчас мы готовы назвать, сколько загадок было в каждой сказке.

Слайд №8



Учитель: А сейчас я предоставлю слово ученице из второй группы, которая нам расскажет о героях понравившейся сказки.

1 ученик: Мы читали сказки о мудрости. Они относятся к бытовым сказкам. В них восхваляется ум, мудрость и высмеивается глупость, как в сказке «Три калача и одна баранка», когда мужик никак не мог наесться. Или же в «Сказке о глупости», её ещё можно назвать «Сказкой о жадности», когда охотник не понял трёх советов птички. Ой, посмотрите, кто это к нам идёт? (Инсценировка отрывка из сказки.)

(Появляются герои из «Сказки о глупости»: охотник, птичка и автор).

Автор: Сказал охотник:

Охотник: Дельно.

Запомню твой совет.

Не надо верить бредням.

Чудес на свете нет.

Спасибо за науку.

Счастливого пути.

Да в сети к птицелову

Опять не залети!

Автор: Вспорхнув на ветку, птичка

Промолвила:

Птичка: Дурак!

Тебя я обманула,

А ты попал впросак!

Добыча дорогая

К тебе летела в сеть.

Из-за меня, охотник,

Ты мог разбогатеть.

В моём брюшке таится

Награда для ловца:

Алмаз, крупнее вдвое

Куриного яйца!

Автор: Охотник чуть не плачет.

Бормочет:

Охотник: Как же так!

Несметное богатство

Я упустил, дурак!

Автор: Сидит на ветке птичка

Не слишком высоко.

А до неё добраться

Совсем не так легко.

Охотник, не мигая

С неё не сводит глаз.

Вот-вот она умчится,

А вместе с ней алмаз!

Зовёт охотник:

Охотник: Пташка!

Вернись ко мне скорей!

Отцом тебе я буду.

Ты – доченькой моей.

И ветку золотую

Тебе я закажу,

И в клетку золотую

Тебя я посажу!..

Автор: А птичка отвечает:

Птичка: Та так же глуп, как был,

Все три моих урока

Сейчас же позабыл.

В награду за науку

Лететь ты мне велел,

А сам через минуту

Об этом пожалел.

Ещё я не успела

Пуститься в дальний путь,

А ты уже задумал

Прошедшее вернуть.

И веришь небылице,

Что в птице есть алмаз,

Крупнее этой птицы

Во много-много раз!

Учитель: Поучительная сказка, не правда-ли? Как же отличить бытовую сказку от сказок другого вида? Мы послушаем ребят четвёртой группы.

1 ученик: Я хочу рассказать о волшебной сказке. «Волшебная» — от слова «волшебство». В ней человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, Жар-птицей. В такой сказке всё возможно! Хочешь стать молодым – поешь молодильных яблок; надо оживить царевну или царевича – спрысни их сначала мёртвой, а потом живой водой. Сказка учит нас смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, а просто показывает, что может произойти с человеком, если он поступает плохо, не по совести. Так, например, сказочный персонаж Емеля пожалел щуку, за это она его вознаградила. Маленький братец не послушал своей сестры – попил из копытца – стал козлёночком. Много потом пришлось пережить им несчастий.

Слайд 9-12.




2 ученик: Сказки о животных, как и волшебные, возникли в глубокой древности. В них отражаются забытые верования, обряды, представления. Поэтому герои этих сказок не только животные, но и люди. Таким замыслом эта сказка близка к бытовой. Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой хорошей ниги. Сказка – это не полуразрушенный памятник далёкого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.

Учитель: Я хочу предоставить вашему вниманию несколько сказок о животных, а вы должны сказать название этой сказки.

Слайд 13-15

Сказки о животных




3 ученик: Близка к волшебной и бытовой сказке – сказка богатырская.

Слайд 16.

Богатыри.




Сказочные богатыри богатырских сказок, наделенные необыкновенной физической силой и сноровкой. В основе сюжета богатырских сказок — повествование о чудесном рождении и детстве героя, о борьбе с могучими противниками и его победе. Он освобождает народ от притеснений, рабства и часто, взяв власть в свои руки (или будучи избранным царем), устанавливает в стране равенство, справедливость, мир.

4 ученик: А я расскажу о бытовой сказке. Бытовую сказку называют ещё сатирической. Появилась она гораздо позже волшебной. Говорится в ней о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый. К царю отношение двойственное. Если рядом с ним бояре или придворные, то царь обязательно на стороне мужика. Это потому, что народ верил, что царь – батюшка хороший, он всегда на стороне мужика, а бояре да дворяне плохие.

Учитель: Об истинности этих слов нам расскажут ребята, прочитав отрывок из сказки «Мудрая дева»

(Выходят автор, два брата, на троне сидит царь.)

Автор: Поспорили два брата, чья кобыла принесла жеребёнка и пошли к царю.

2 брата: Рассуди, государь – батюшка, кто из нас прав? Чья кобыла принесла жеребёнка?

Автор: Именитый дарит деньгами, бедный словами оправдывается:

Бедный: Ну, разве может телега принести жеребёнка?

Автор: Решил царь загадать загадки братьям.

Царь: Отгадайте мои четыре загадки:

  • Что всего в свете сильней и быстрее?

  • Что всего в свете жирнее?

  • Что всего мягче?

  • Что всего милее?

Даю сроку вам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте!

Автор: Богатый подумал, подумал и пошёл к куме совета просить. А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой. Встречает его дочь – семилетка; только и семьи было, что дочь одна.

Дочь: О чём ты, батюшка вздыхаешь, да слёзы ронишь?

Бедный: Как же мне не вздыхать, как слёз не ронить! Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

Дочь: Скажи мне, какие загадки.

Бедный: А вот какие, дочка: что всего в свете сильней и быстрей, что всего в свете жирнее, что всего мягче, что всего милее?

Дочь: Ступай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт – всё земля питает; мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё под голову руку кладёт; милее сна ничего нет на свете.

5 ученик: Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. Наши предки работали много, труд их был тяжёлым. Поэтому им хотелось получить облегчение в труде. Отсюда в сказках появляются топора – саморубы, ковры – самолёты, скатерти – самобранки. Нынешние технические чудеса во многом превзошли сказочные. Но это не значит, что сказка устарела. Ведь человек не перестал мечтать.

Учитель: Совершенно верно. Человек не перестал мечтать, не перестал анализировать замысел каждой сказки. Поэтому, он для каждой сказки смог подобрать пословицы и поговорки. Об этом мы поговорим с ребятами из третьей группы.

1

Слайд №17

ученик: Что такое пословица и поговорка? В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Они короткие, точные, образные. Пословица имеет поучительный смысл. Поговорка метко определяет какое – либо явление жизни. Есть пословицы и поговорки о смелости и трусости, о честности, о трудолюбии. Пословица – это суждение о жизни, результат наблюдений над жизнью, вывод из каких – то фактов.


2 ученик: Пословица «Умный и без денег богат» говорит нам о том, что если человек умный, то он уже богат.

— «Говори мало, слушай много, а думай ещё больше» — эта пословица учит нас думать, уметь слушать и слышать говорящего, и советует, прежде чем что-то сказать, подумать.

Пословица «Глупый ищет большого места, а умного и в углу видать» говорит нам о том, что не всегда тот человек, который похваляется собой – умный.

Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться – эта пословица всем ясна. Никогда не бери чужого.

3

Слайд 18

Эксперт: Выслушав сообщения о пословицах и поговорках, мы предлагаем дополнить таблицу о мудрых сказках. Мы думаем, что ею могут пользоваться и другие ученики, которые изучают эту тему.

Название

Чья это сказка?

Кто был мудрым?

Сколько в сказке загадок?

Пословицы, которые помогают понять сказку.

«Мудрый старик»

Татарская

Старик

3

Не за бороду – за ум жалуют.

«Мудрая девушка»

Киргизская

Девушка

3

Умное повторять не грех.

«Мудрая дева»

Русская

Дева

4

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

«Честный мальчик»

Корейская

Старичок

3

Чужое взять – своё потерять.











IV. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, мы закончили работу над бытовыми сказками, мы узнали о мудрости, которую несут в себе эти сказки. Я думаю, они вас многому научили.

Вы сегодня замечательно работали. Кто, по-вашему, лучше всех работал на уроке

и почему?



Литература.

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения

во 2 классе в 2-х ч. Ч.2.-М.: «Баласс», 2008.-160с., илл. (Серия «Свободный ум).

2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в

большой мир». 2 класс, 2-е изд., испр.,- М.: Баласс, 2007.-64с.

(Серия «Свободный ум).

3. Методические рекомендации для учителя. Уроки чтения по книге «Маленькая

дверь в большой мир». 2 класс. М.:Баласс.2001г.

4. В.П.Аникин «От прибаутки до былины» Для семейного чтения. Издательство «Художественная литература» ГСП Москва, Б-78.

5. Л.В.Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками»

Изд:, Ярославль, Академия развития. 2005.

6. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» Изд:. «Русский язык» Москва.

Свежие документы:  Рабочая программа по литературе 8 класс на 2014-15 учебный год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: