Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска
Урок русского языка на тему «Произношения звуков [Л], [Л’]»
подготовила
учитель-логопед:
Иванникова Оксана Анатольевна
г. Новокуйбышевск
2013
Цель: закреплять навык правильного произношения звуков [Л], [Л’] в словах, в
предложениях.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие;
Закреплять навык звукового анализа, синтеза;
Совершенствовать навыки словообразования.
Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в
предложения.
Дидактический материал: сюжетные и предметные картинки, индивидуальный
раздаточный материал для составления предложений, звуковые линейки и
звуковые пеналы.
Примерный ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовёт: первый звук (лодка, лиса, лопата, лейка) и последний
звук (соль, стол, уголь, стул) в словах.
II. Основная часть
1. Введение в тему:
— Какой звук чаще других встречается в словах лодка, лиса, лопата, лейка? (В
этих словах чаще других встречаются звуки [Л], [Л’].)
— О каких звуках мы будем сегодня говорить?
(Сегодня мы продолжим знакомиться со звуками [Л], [Л’].)
2. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков [Л], [Л’].
1) Уточнение артикуляции звуков.
— Возьмите зеркала, и давайте вспомним, какое положение принимает наш
язычок, когда мы произносим эти звуки.
Логопед читает стихотворение:
Узкий кончик языка
Вверх в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
“Л” получился певучий,
Плавный, ласковый и звучный.
2) Уточнение акустической характеристики звуков:
— Дайте характеристику звуков [Л], [Л’].
Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синей фишкой.
Звук [Л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёной фишкой.
3. Сообщение темы занятия.
— Предлагаю вам отправиться в путешествие со сказочными героями, во
время которого мы будем продолжать учиться правильно произносить эти звуки и
узнаем много интересного.
1) Игровое упражнение «В гостях у Лесовичка».
4. Картинка с изображением леса.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
Картинка с изображением Лесовичка.
— Ребята, посмотрите, нас встречает наш знакомый Лесовичок:
Я – старичок-лесовичок
И лес я охраняю.
В моем лесу стоят деревья:
Березы, сосны, клёны, ели
Выставляются картинки с изображением деревьев.
— Назовите деревья, которые вы видите на картинках (Я вижу липу, тополь, клён, ель.)
— Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах. (В этих словах есть звуки [Л], [Л’.)
2) Игровое упражнение «Где звук живёт?» — определение места звука [Л’] в словах, работа со звуковыми линейками.
— Определите место звука [Л’] в словах: липа, клён, тополь.
(В слове липа звук [Л’] находится в начале слова, я поставлю зелёную фишку в начало слова.
В слове клён звук [Л’] находится в середине слова, я поставлю зелёную фишку в середину слова.
В слове тополь звук [Л’] находится в конце слова, я поставлю зелёную фишку в конец слова.)
3) Игровое упражнение «Скажи, какая?» — употребление относительных прилагательных.
— Лесовичок предлагает вам предлагает поиграть в игру «Скажи, какая?»:
Игра проводится с использованием картинок с изображением деревьев и листьев, плодов этих деревьев.
Лист клёна (какой?) – … кленовый лист
Почки клёна (какие?) – … кленовые почки
Листья липы (какие?) – … липовые листья
Почка липы (какая?) – … липовая почка
Почка тополя (какая?) – … тополиная почка
Ветки тополя (какие?) – … тополиные ветки
Шишка ели (какая?) – … еловая шишка
Ветки ели (какие?) – … еловые ветки
— Вы выполнили задание Лесовичка и вас ждёт встреча с другими героями сказки.
4) Игра «Подбери картинку» — отбор картинок на звуки [Л], [Л’].
Отгадайте загадку:
Карлсон в малом доме жил,
Дом его всех выше крыш.
Карлсон с мальчиком дружил,
Называл его … (Малыш.)
Картинка с изображение Малыша.
— Малыш приготовил для вас задание.
— Посмотрите на картинки: яблоко, лимон, апельсин, банан.
— Назови только те картинки, в названии которых есть звуки [Л], [Л’]. (Яблоко, лимон, апельсин. В слове банан нет звуков [Л], [Л’].)
— Назовите одним словом предметы, изображённые на картинках. (Это фрукты).
— Назовите картинки: клубника, земляника, малина, ежевика.
— Назовите одним словом предметы, изображённые на картинках. (Это ягоды).
— Какая картинка лишняя и почему? (Лишняя картинка ежевики, потому что в слове ежевика нет звуков [Л], [Л’].)
— Что можно приготовить их ягод и фруктов? (Из ягод и фруктов можно приготовить желе, повидло, компот, сок.)
5) Приглашение от Карлсона.
— Карлсон прислал вам приглашение:
Пригласить я всех хочу
В Сладкоежкину страну.
Там печенье и варенье,
Торт, конфеты, шоколад,
Будет сладким день рожденья,
Каждый будет очень рад!
6) Игра «Вкусное угощение»
— Карлсон и Малыш приготовили вам угощение из фруктов и ягод, в названии которых есть звуки [Л], [Л’].
Детям предлагается назвать, как называется сок, желе, напиток, компот, джем из ягод и фруктов.
Повидло из клубники – … клубничное повидло
Кекс из апельсинов – … апельсиновый кекс
Компот из малины – … малиновый компот
Джем из лимонов – … лимонный джем
Желе из земляники – … земляничное желе
Напиток из облепихи – … облепиховый напиток
Сок из слив – … сливовый сок
Начинка из яблок – … яблочная начинка
Физминутка Игра на координацию речи с движениями «Яблоко».
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
7) Игровое упражнение «Исправь Незнайкины ошибки».
— Впереди нас ждёт встреча со следующим сказочным героем.
— Отгадайте загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
— Кто это? (Незнайка.)
Картинка с изображением Незнайки.
— Незнайка прислал вам письмо и проси вас помочь исправить его ошибки.
— Незнайка пишет: «Мама купила шёлк блузку».
Дети составляют предложение: Мама купила шёлковую блузку.
Материал:
Бабушка надела фланель платье. – Бабушка надела фланелевое платье.
Папа взял солома шляпу. – Папа взял соломенную шляпу.
Лола взяла железо лопату. – Лола взяла железную лопатку.
Лёня съел шоколад конфету. – Лёня съел шоколадную конфету.
Алёша взял металл ложку. – Алёша взял металлическую ложку.
Бабушка увидела золото кольцо. – Бабушка увидела золотое кольцо.
Алёна купила пластмасса самолёт. – Алёна купила пластмассовый самолёт.
Лина поставила пластик бутылку. – Лина поставила пластиковую бутылку.
— Незнайка благодарит вас за то, что вы помогли ему исправить ошибки в письме.
8) Игровое упражнение «Помоги Буратино».
— Вашей помощи ждёт и следующий сказочный герой.
— Отгадай загадку:
В истории про Буратино
Живет красавица …. (Мальвина.)
Девчонка с дивными глазами
И голубыми волосами.
Картинка с изображением Мальвины и Буратино.
— Мальвина дала задание Буратино, которое он не может выполнить. Давайте поможем Буратино.
Детям предлагается взять индивидуальный раздаточный материал и составить предложение.
— Посмотрите на картинки и составьте предложение.
— Первое слово в предложение обозначает предмет. Скажите кто это?
— Второе слово – действие. Скажите, кто и что делает?
— Третье и четвёртое слова – картинки.
— Расскажите, кто что делает и подберите слова, отвечающие на вопросы какой, какое?
Бабушка ——— малина желе (покупает, взяла и т.д.). – Бабушка купила малиновое желе.
Дедушка ——— яблоко сок. – (Дедушка пил яблочный сок.)
Мама ——— баклажан салат. – (Мама ела баклажанную икру.)
Дочка ——- фасоль салат. – (Дочка сделала фасолевый салат.)
Бабушка ——— лук салат. – (Бабушка приготовила луковый салат.)
Малыш ———-молоко каша. – (Малыш ел молочную кашу.)
Папа ———свёкла салат. (Папа любит свекольный салат.)
Мама ——-апельсин кекс. (Мама испекла апельсиновый кекс.)
Дети составляют предложения, использую относительные прилагательные, логопед добивается правильного употребления относительных прилагательных, и употребления разных слов-действий.
— Буратино и Мальвина благодарят вас за то, что помогли им выполнить задание.
Будем отправляться в обратный путь.
III. Итог
— Вот и закончилось наше путешествие со сказочными героями.
— Во время путешествия вы учились правильно произносить звуки [Л], [Л’].
— Я думаю, что вам понравилась встреча с любимыми героями сказок и я приготовила для вас вот эти картинки-раскраски (с изображение героев сказки.)
Использованные материалы и Интернет-ресурсы