Урок русской литературы в 5 классе «Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина»


Урок русской литературы в 5 классе

Тема урока: «Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина»

Цели урока: Расширить представления учащихся о лирике Пушкина, помочь понять чувства автора, описывающего красоту зимы;

Развитие критического мышления через чтение стихотворений «Зимний вечер», « Вот север, тучи нагоняя…»

Воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к прекрасному.

Оснащение: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин «Зима»…

Оргмомент: Добрый день, дорогие ребята! Вы уже знаете сказки поэта, учили его стихи . На этом уроке прочитав отрывок из романа «Евгений Онегин», вы еще раз убедитесь, как великий поэт любил природу…

Проверка домашнего задания: На кого похожа зима?/ Творческий вопрос/

  • Чародейка ворожея, седая старушка…

  • Фея

  • Волшебница

  • Девица

  • Снежная королева

  • Красавица

Слово учителя: Стихотворения, в которых изображаются картины природы, мы относим к жанру пейзажной лирики.

Что такое пейзаж?- Природа…

Природа для поэзии — зеркало, в котором она яснее видит свой облик-свое лицо.

Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.

Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит.

Какие стихи Пушкина вы изучили?

-« Зимний вечер»

-«Зимнее утро».

Прослушивание стихотворения: Ребята, Пушкин однажды написал замечательное произведение, роман в стихах- «Евгений Онегин». Но это произведение вы будете изучать в старших классах. Сегодня мы прочитаем только отрывок из этого произведения. Будьте внимательны к словам, данный отрывок непростой, волшебный, магический!

Чтение учителем отрывка.

Олицетворение — одушевление предметов в художественной литературе , т.е наделение их свойствами живых существ.

Чтение учащимися отрывка по цепочке.

Вопросы и задания:

  1. Как вы думаете ребята, о чем это стихотворение?

( О волшебнице зиме).

  1. Найдите в отрывке олицетворения?

  2. Зачем поэт использовал этот прием?

  3. Почему зиму поэт назвал волшебницей?

Физминутка.



Работа со словом зима.





волшебная

снежная

северная



жемчужная

Какая?? На что??





Величественная













Звучит мелодия. Звуки зимы. ( Дохнул, завыл).

  • Ветер

  • Вьюга

  • Метель

  • Буран

  • Буря

I . Работа над словом.

Ворожея- колдунья ,волшебница, чаровница.

Составление синквейна.

Зима

Холодная, красивая.

Пришла, рассыпалась, блестит.

Картина «Чудной красоты».

Чародейка.

Работа над словами:

Рассыпалась-раскатилась по поверхности;

Клоками — (клок, клочья) кусок чего- нибудь;

Суках — крупный боковой отросток от ствола дерева;

Брега — край земли около воды;

Пухлой — округлый, мягкий, вздутый;

Пеленою — покров сплошной то, что закрывает;



Изморось – кристаллики льда, которые оседают на ветках деревьев.

Иней – тонкая ледяная пленка покрывающая траву, камни.



II. Образное воображение.

Постарайтесь представить «проказы матушки зимы».

Какие картины вы видите в вашем воображении?

Опишите их, используя образные выражения пушкинского текста.



Пример: Наступила волшебница зима. Она повисла на суках деревьев, дубов.

Покрыла леса, поля, холмы. Превратила реку в лед. И она стала неподвижной.

Стало холодно, морозно. Но мы все рады проделкам (проказам) матушки зимы.















III. Обобщение темы:

— Какое стихотворение мы прочитали?

/ «Евгений Онегин» (отрывок) А. С. Пушкина/

— О чём это стихотворение? /о волшебнице зиме/

— Какие краски использовали поэты и художники? (пример)



— Природа – это идеал истинной красоты, гармонии в мире.

Зима — не усыпляет человека, а бодрит, зовёт к действию.



Физминутка. Мороз дохнул …

Ветер завыл …

Конкурс поделок оригами « Снежинки»

Вывод. Итог урока.

Выставление оценок.

Д.З: Выучить наизусть отрывок. Нарисовать зимнюю природу или узоры на моем стекле.







Тема урока: Храни меня, мой талисман… Лирика любви Александра Пушкина /урок – встреча/



Цели:

1. Обобщение систематизация изученного по лирике А.Пушкина;

2. Научить ребят выразительному чтению стихотворений о любви;

3. Организовать ещё одну встречу с шедевром любовной лирики со стихотворением «Талисман»;

4. Дать понятие учащимся, что есть на земле такое прекрасное чувство, как любовь.



Оснащение: репродукции, портрет поэта, адресаты – женщины поэта, выставка книг, эпиграф к уроку, ОСК о любви, мрз запись песни Ю. Антонова, свечи, желтые листья .

Организационный момент. Дорогие ребята, доброе утро! Сегодня мы вновь встретимся с лирикой Пушкина. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? / «Цель к цели»/.

Почему здесь сердечко? Конечно, любовь! О любви…





I Блиц – викторина « О жизни Пушкина» «Я вас любил…» /чтение учителем стихотворения/

Итак, мы на этом уроке узнаем ещё об одной любовной тайне поэта.

Любовь! Любовь! Любовь! Скажите , что же обозначает это слово ? ( прослушивание мнений учащихся) …Вы все когда – нибудь встретитесь с настоящей любовью, как неоднократно встречался А. Пушкин.

II Работа с эпиграфом Словарная работа

Колорит – особенность

Лелеющая – эргеледип, тааладыр

Гуманность – человечность



Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви. Эти стихи поэт посвятил женщинам, прекрасным дамам, которыми он, как « все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. Да, Пушкин есть великий поэт!

— Ребята, какие стихи о любви мы изучили? Расскажите о них. Не забыли ли вы о них?

— Чем они вас затронули?



Чтение наизусть стихотворений. /По желанию учащихся/. Мини – выступление «Прекрасные женщины поэта».

/ о Воронцовой, о Керн, о Голицыной/

Чтение учителем стихотворения «Талисман»

Учитель. Это замечательное стихотворение было написано в 1827г., ночью. Женщины занимали особое место в разнообразной, богатой, деятельной жизни А. Пушкина. Когда в его крови горела страсть, огонь перекидывался в его творчество. В глубине его стремительного, гибкого, сильного тела любовь и творчество переплетались, сливались, били из одного родника.

Работа по опорной схеме.



Ритм жизни Ритм песни

? Любовь ?



Благодаря чему ритм жизни превращается в ритм песни?



Описание перстня.

Это было золотое кольцо с резным, восьмиугольным сердоликом, на котором была вырезана надпись /восточная/ « арабская кабалистика» считал Пушкин. А на самом деле надпись арабская «Симха , сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память»



Дан любовью

Горечь прощальных поцелуев

ТАЛИСМАН сладость

Память



Творческое задание. Определить, каким стихотворным размером написано стихотворение.

Работа над словом: сердоликом- сердолик-полудрагоценный камень красного или оранжевого цвета, разновидность халцедона.

« Сожженное письмо» / прослушивание записи/.

Рассказ учителя: Переписка длилась недолго… ( воспоминание сестры Пушкина). Уезжая из Одессы, Пушкин навсегда расстался со своей волшебницей. Но ее вкрадчивый, нежный образ не покидал его , медленно исчезал из памяти. « Только благодаря вам, я узнал, что есть в любви что- то наиболее нежное», писал он. Спустя некоторое время он встретил свою Натали.

Как вы думаете о чем это стихотворение?

Плещет- плескаться

Блещет — блеск

Гарем- дом богатого мусульманина

Мусульман — восточный мужчина

Талисман — чолдуг эдилел.

Работа над текстом ——— берег…?

——— моря…?

——— гармония…?

Постановка проблемных вопросов.

К сожалению, мы не узнали ни по письмам княгини Воронцовой о том, как расставался Пушкин с ней. Но в своем стихотворении поэт запечатлел прекрасную сказку о любви , заколдованную в волшебное кольцо. Знакомые, друзья посмеивались над суеверностью Пушкина. Но с кольцом Пушкин никогда не расставался…

Судьба перстня / Работа над схемой/.





Пушкин— поэту Жуковскому— сыну Павлу— И.С.Тургеневу—Полине Виардо—в музей Александровского лицея ( до 1917г).

В дни революции музей был разгромлен и перстень пропал…

Вам жалко? Ведь он был талисманом поэта . Наверное , он произносил : « Храни меня , мой талисман».



В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

( Под мелодию ) Воронцова околдовала душу поэта, очаровала его…

Прослушивание мнений ребят.

« Смог ли Пушкин сохранить талисман?»

« Какой вы представляете княгиню Элизу ?».

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Д.З: нарисовать свой талисман.

Выучить стихотворение; эссе « Храни меня , мой талисман.»

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Мастер и Маргарита"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: