Урок внеклассного чтения по рассказу В.Крупина «Сбрось мешок» 9 класс






Урок внеклассного чтения

Тема: Красота вокруг нас

Класс: 9

Автор: Корнишова Наталья Алексеевна, учитель литературы

МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»

Вожегодского района Вологодской области





































Тема: Красота вокруг нас

Цель: Раскрытие образа-символа на основе проблемной ситуации

Задачи: 1.Находить и анализировать изобразительно-выразительные средства

2.На основе анализа образов — символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения

3. Уметь выявлять проблематику произведения и соотносить её с проблематикой других произведений.

4. Уметь составлять схему композиции и определять, как в композиции отражается авторская позиция.

Эпиграф: Красота спасёт мир.

Ф.М.Достоевский


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.







2.
















3




















































4.







5







6.








7.






8.




























9.









10.



























11.
















12.




















13.










14.





















15








17








18

Ребята, когда вы шли сегодня в школу, что вы видели? Странный вопрос, вы считаете?



Сегодня на занятии мы будем работать с произведением В.Крупина «Сбрось мешок!»

Каждое произведение этого автора – серьёзный разговор с читателем, который заставляет задуматься, оглянуться на себя и свою жизнь. Всегда в произведениях Крупина поднимаются важные темы, которые не оставляют равнодушными никого.

Сообщение учащегося:

Биография В.Крупина – это история думающего, совестливого, болеющего завсё происходящее русского интеллигента. Я не буду вам её пересказывать, скажу о нём словами его друга, В.Г.Распутина, с которым он много путешествовал. Они посетили Оптину пустынь и Ферапонтов монастырь, побывали в древнем Карфагене и неприступном Ватикане, В Пушкинских Горах и шукшинских Сростках. И, по словам Распутина, впечатления у Крупина не пропадают, он умеет их ценить, не любит выдуманности. Большая часть написанного Крупиным –от первого лица: к чему выдумывать, если сама жизнь преподносит такие сюжеты, с какими не справится никакая фантазия. Вся его биография складывалась из потребностей отечества. После школы отслужил в армии. Надо. После института работал в школе. Надо. Именно Крупин начинал праздники славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Участвовал во многих общественных движениях за спасение, очищение, возвращение, сохранение – ни от чего нельзя было отказаться, потому что – надо. В 90-е, когда извратили всю эту огромную, из частиц складывавшуюся работу, когда осталась надежда лишь на глубинное в народе, В.Крупин сначала взял в свои руки журнал «Москва», затем 7 лет преподавал в Московской духовной Академии.


Итак, произведение В.Крупина «Сбрось мешок!» Обратимся к теме занятия и эпиграфу. Это слова Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир»

А теперь посмотрим на название рассказа. Как же так? При чём здесь красота? Какая связь между мешком и красотой?


Можем сразу объяснить, о каком мешке идёт речь? К кому обращено повелительное : «Сбрось!»?

В названии обычно заключена тема или идея произведения, а здесь? Чтобы это понять, нужно разобраться в содержании произведения.

Прочитаем рассказ вслух.



От чьего лица ведётся повествование? Что вы можете сказать о героине? (возраст, социальное положение, имя, городской или сельский житель) Как мы всё это узнаём?

Зачитаем первое предложение рассказа. Почему рассказ так начинается? (Создаёт особую душевную атмосферу, теплоту, словно продолжение разговора)

С чего начинается действие?

Тяжело было Варе таскать мешки? Почему ей приходилось выполнять такую работу?

Почему героиня говорит об этом так обыденно? Что случилось, когда сил, казалось, уже не осталось? Зачитаем. Каково продолжение рассказа? Что мы узнаём о дальнейшей судьбе Вари?


Выпишите основные образы-символы, которые вы нашли в рассказе. (См. Приложение)

А теперь попытаемся объяснить содержание рассказа, уже зная, что обозначают образы, использованные автором.


Так что же значит «Сбрось мешок!»?

(Сбрось всё обыденное. Не случайно грузят картофель, а не зерно, например. Подними глаза к небу, окунись в красоту. И сверхъестественное – это не что- то мистическое, а то, перед чем, нужно замереть в восторге, то, что создала природа, то, перед чем трепещут не от страха, а от благоговения. Тогда и жизненная сила появится, и божественное в человеке проявится. А божественное – это и есть любовь, свет, умение удивляться прекрасному. Возможно, тогда в мире будет больше добра, а в человеке появится желание создавать, защищать, а не разрушать.)

Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы донести до читателя эту идею? А теперь обратим внимание на композицию произведения. Что здесь необычного? (Нет развязки)

О чём это говорит? (Жизнь продолжается. И что мы передадим своим детям – с тем они и пойдут по жизни: со светом в душе или с мешком на плечах)

Так к кому же обращено это повелительное «Сбрось!»?

Ребята, так какая же связь между красотой и мешком?

Ребята, в каких произведениях российских писателей вы ещё встречали такое отношение к окружающему миру, к тому, что мы передадим будущим поколениям, как помочь человеку «сбросить мешок»? (В.Солоухин, М.Пришвин, назвали также и Л.Петрушевскую «Чёрное пальто»)




Давайте обратимся ещё к одной детали. Что обозначает красный цвет? Красный – это не только жизнь, но и тревога. Как вы думаете, о чём тревожится писатель?



Посмотрите на эти фотографии. Это то, что находится рядом с нами. Не надо ехать за тысячи километров за экзотикой и красотой. (Демонстрируются фотографии родной природы, сделанные самими ребятами)

Вот оно – рядом, нужно только уметь увидеть, услышать, почувствовать этот мир, который рядом с нами. Оказывается так немного надо, чтобы «сбросить мешок», только лишь остановиться, вглядеться.


В начале урока был задан вопрос. Как вы на него ответите сейчас?


А часто ли вы «сбрасываете мешок», поднимаете глаза к небу, оглядываетесь вокруг? Напишите. Это будет вашим домашним заданием.


Нельзя ставить отметки за то, как человек думает, а вы сегодня говорили так, как думаете, поэтому вы сами оцените свой уровень теоретической подготовки .


Надеюсь, сейчас вы чаще будете «сбрасывать свой мешок», обращать внимание на то, что вокруг.

Отвечают на вопрос






Слушают



























































Пытаются ответить на вопросы





Отвечают








Читают рассказ





Участвуют в беседе



















Выписывают образы-символы, работают со словарём символов







Формулируют идею произведения






















Находят ИВС

Чертят схему композиции.

















Отвечают на вопросы









Формулируют авторскую позицию





















Отвечают на вопрос




Записывают домашнее задание






Заполняют таблицу


Свежие документы:  Сочинения в публицистическом стиле на морально-этическую тему





Приложение 1.

Владимир Крупин. 
Сбрось мешок!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». — «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь — и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала — пожар.

Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я — как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени — и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».

















Приложение 2

Мешок – символ места хранения материальных ценностей

Картофель – олицетворение земного, обыденного, требующего большого труда

Радуга – мост между сверхъестественным и естественным, обычно хорошее предзнаменование

Солнце – в большинстве культур основной символ созидательной энергии, жизненная сила. У христиан – Бог- Отец, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке

Красный цвет – жизнь, цвет хитона Пресвятой Богородицы, символ защиты и тревоги















Использованные ресурсы:

https://prkas.ru/index.php?id=409



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: