Урок внеклассного чтения «Родные поэты»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г.о. Тольятти














Конспект урока по внеклассному чтению

в 3 классе

«РОДНЫЕ ПОЭТЫ»











Подготовила

учитель начальных классов:

Пасеко Ирина Владимировна


г. Тольятти

2009

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о классической поэзии, увлечь учащихся чтением стихов о Родине, о ее людях, о природе.

  2. Развивать читательские интересы, прививать интерес к поэзии.

  3. Воспитывать любовь к Родине, к природе.

  4. Прививать навыки выразительного чтения.

Оборудование: выставка книг русских поэтов, портреты русских поэтов, репродукции русских и советских художников, список рекомендуемой литературы, для словарной работы – карточка «поэты-классики»

Ход урока.

  1. Организация урока.

— Тема нашего урока «Родные поэты». Мы поговорим сегодня о произведениях великих русских поэтов-классиков 19- начала 20 веков.

  1. Работа у читательского стенда.

— Но прежде проверим, какие произведения русских поэтов вы прочитали к сегодняшнему уроку.

— Какое из прочитанных произведений понравилось тебе больше? Чем оно тебе понравилось?

  1. Работа над произведениями.

— А теперь поговорим подробнее о произведениях великих русских поэтов, поэтов-классиков.

— Кто знает, ребята, каких поэтов мы называем поэтами-классиками? (великих, всемирно известных, общепризнанных)

— Итак, сегодня мы будем говорить о поэзии 19 — начала 20 веков. Это время отличается очень высоким уровнем развития литературы, и недаром его называют «золотым веком литературы». В это время творили свои замечательные произведения такие русские поэты, как Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Майков, Фет, Блок … Некоторые произведения только что мной перечисленных поэтов включены в сборник, который называется «Родные поэты».

— Как вы думаете, почему этот сборник имеет такое название (Произведения, включенные в сборник, близки, понятны нам, интересны для нас, любимы нами, и поэтому авторов этих произведений мы считаем близкими нам, родными по духу, взглядам…)

— Поэты того времени писали о разном. И, конечно, каждый поэт воспевал красоту и богатство русской земли, неувядающую славу, и священную историю своей родины.

«Москва, Москва!

Люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, преданно и нежно.

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный…»

— Прекрасны лермонтовские строки. Сколько в них любви, преданности, нежности. Или еще:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

— Это строки из поэмы Пушкина «Медный всадник». Подумайте, у кого еще из родных поэтов есть стихи о Родине, о Москве, о битвах за Родину? (Лермонтов «Родина», «Бородино», Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья!..», Пушкин «Полтава»)

— Прочитай стихотворение. Чем оно тебе понравилось? Какие слова тебя особенно поразили? Что ты заметил особенного в языке автора?

— С большой любовью описывают поэты красоту и богатство, мощь и силу своей Родины. Но, вы, конечно, знаете, что не всем счастливо жилось в те далекие времена на Руси. Тяжела и безрадостна была жизнь простого народа: нужда, нищета, тяжкий труд с раннего утра до позднего вечера. Очень много произведений посвящено этой теме:

«В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

…..

Пой, терпеливая мать!»

— Это строки из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова. Разве можно спокойно читать их? Сколько в них сострадания, тревоги, негодования, сколько желания изменить к лучшему положение народа. Эти строки доходят до самого сердца людей и будят в них ненависть к угнетателям, любовь к родине, к ее простым хорошим людям.

— Какие еще стихи русских поэтов, посвященные этой теме, вы можете прочитать? (Плещеев «Нищие», Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина», Никитин «Пахарь»)

— Русские художники в своем творчестве также не обходили стороной образ женщины — матери. Взгляните на репродукцию картины А. Г. Венецианова «На жатве. Летом».

— Что изображено на картине?

— Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках. Она ласково обнимает малыша, забыв об усталости.

— Чем похожи только что нами прочитанные стихи и репродукция?


Физминутка.


— Очень много русскими поэтами создано стихотворений о детях, об их жизни:

«Вот моя деревня;

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

….

А ребятам смех!»

— А какие еще стихи русских поэтов вы знаете о детях? (Некрасов, Плещеев, Бунин…)

— Не всегда детство в те времена было радостным и счастливым. С ранних лет детей ждал тяжелый, непосильный труд, голод, нищета.

— Посмотрите на репродукцию картины А.Г Венецианова . Кто изображен на картине? Как определили, что это крестьянские дети? Картина так и называется «Крестьянские дети в поле». Что общего между только что прочитанными стихами и репродукцией?

— Во все времена поэты воспевали красоту русской природы. Очень много произведений создали на эту тему поэты 19 – начала 20 веков. Всем вам известны прекрасные пушкинские строки:

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»

Или еще:

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Звездою севера явись!..»

— Замечательные строки! Сколько в них любви, восхищения красотой природы!

— Кого вы знаете еще из родных поэтов, кто писал стихи о красоте природы? (Некрасов, Лермонтов…). Почитаем эти стихи… Постарайтесь читать выразительно, почувствуйте настроение автора…

— Понравилось ли стихотворение? Чем понравилось? Какую картину вы представили, слушая стихотворение?

— Хорошей иллюстрацией к этому стихотворению будет репродукция с картины И.И. Левитана «Осенний пейзаж» ( или К. Коровин «Зима», или А.К. Саврасов «Зимний пейзаж», или Грабарь «Февральская лазурь», или И.И. Левитан «Золотая осень»…)

— Что изображено на картине? Что общего в стихотворении и в репродукции?

— Вот и подошла к концу наша непродолжительная встреча с произведениями русских поэтов. Но ваше знакомство с ними, я думаю, не закончилось. Надеюсь, что стихи заинтересовали вас, что вы почитаете их еще и узнаете много интересного и нового о творчестве русских поэтов-классиков.

4. Подведение итога урока. Выставление оценок.

5. Задание на дом.





















Литература.

  1. Родные поэты: Стихотворения русских поэтов-классиков 19 – начала 20 века. Составитель Н.С. Шер. М.: Детская литература, 1986, — 287 с.



Свежие документы:  Конспект обобщающего урока по теме "Этот странный Печорин..." 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: