Внеклассное мероприятие по литературе «Пока горит свеча»


МКОУ «Горская средняя общеобразовательная школа»


муниципального района «Перемышльский район»








Внеклассное мероприятие по литературе












Учитель русского языка и литературы

Кузнецова Л.И.






2013 год







Цели

Познакомить современных школьников с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию.

Задачи

Обучающие:

  • познакомить с историей возникновения и развития жанра романса; с творчеством русских композиторов и поэтов;

  • с цыганским романсом;

  • с современным романсом в кинематографе;

  • с русскими национальными традициями;

  • с проведением досуга русского дворянства 19-20 века на примере музыкальной гостиной, с культурой поведения и общения;

  • с историями взаимоотношений великих людей.

Развивающие:

  • развитие представления о жанре романса;

  • расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии 19 -20 века;

  • расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;

  • развитие культуры поведения и общения;

  • развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;

  • подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные:

  • воспитание любви к русской национальной культуре, традициям; влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы 19-20 века;

  • воспитание, через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры;


Предварительная работа:

  1. Разработка сценария.

  2. Подбор музыкального материала.

  3. Подготовка презентации.

  4. Репетиция.

  5. Подготовка костюмов и реквизита 19 века.

  6. Оформление зала.


Используемые материалы и оборудование:

  • видео и аудио аппаратура

  • столы

  • подсвечники

  • цветы

  • костюмы и веера

  • гитара

Звучит романс «Свеча горела»

Выходят ведущие и зажигают свечи

1 ученик: Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье.

Стою и мысленно пою

И мне приятно с ним слиянье.

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умирать не позволяет.

О том, как я отстал от вас.

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался.

Учитель: Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном русскому романсу.

Как часто в концертах, по телевидению, в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью, яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической с музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.

Эти произведения называются романсами. Наше литературное мероприятие называется «Пока горит свеча»

Пусть вас согреет сегодня неугасимый огонь романса, который на протяжении нескольких столетий передается от сердца к сердцу.

О музыка! Наш сон нарушив,

Ты бьешься в спящие сердца,

Врачуешь сморщенные души,

Пророком делаешь певца.

Смиряя грозную стихию

словами, полными любви,

Ты всю бескрайнюю Россию

Зовешь в объятия свои.

Нини Бригвадзе «Романс о романсе»

1 ученик: Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России. Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

2 ученик: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты- певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово романс происходит от испанского «Романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на «романском» (испанском) языке. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары. В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно человеку.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуке,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает, но я тоски не властен утолить:

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить.

Учитель: Благодарю Вас, сударыня, за подробную историческую справку. Предлагаю вашему вниманию испанский романс

3 ученик под музыку «Ночь светла»:

Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств. Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепиано, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсам, которая сохраняется и в наши дни. Первые русские романсы сочинялись не только композиторами, но и певцами-любителями. Они имели сходство с русской народной песней. Иногда мелодия народной песни приспосабливались к какому-нибудь известному стихотворению, и тогда песня начинала новую жизнь. Например, народный романс «Однозвучно гремит колокольчик», «Последний поцелуй» и другие.

Для вас прозвучит романс «Очарована, околдована» (сл. Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского) в исполнении Малинина А.М.

4 ученик: Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными. До сих пор неясно, кто написал романс «Очи черные», «Темно-вишневая шаль».

Звучит романс «Тёмно-вишнёвая шаль»

5 ученик: Судьба многих известных романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.

Осенью 1825 г. А.С. Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда- то, еще в 1819 г. в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных 19-летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала.

С тех пор А.С. Пушкин и А.П. Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Они вспоминали Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье…», посвященными А. П. Керн.

Ученик читает ст. А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Прошло почти 15 лет. В марте 1839 г. композитор М. И. Глинка, удрученный разладами в своей семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну Стунееву в Смольном монастыре, где управляющим работал ее муж Дмитрий Степанович. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн — Екатерина Ермолаевна. М.И. Глинку поразила ее печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной Ермолаевной. Однажды композитор обратился к А.П.Керн и попросил текст стихотворения А.С. Пушкина, посвященного ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновенье …», в котором выразил чувства, владевшие поэтом.

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье …»

6 ученик: На стихи Тютчева создано много красивых, лирических романсов. В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16-летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма 2. Ф.И. Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств. В 1824 году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…»

В 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига 1, чьей красотой и обаянием восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин и царь Николай 1, выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева –барона А.С. Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдёт встреча Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил Вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом»

Звучит романс «Я встретил вас..(Муз. Л.Д. Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева)

7 ученик: Существует две версии появления следующего романса.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые…

Первая версия состоит в том, что Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 года, всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 года он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»

Вторая же – более лиричная. Этим строкам мы обязаны встрече И. Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, — год знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём»

Бальный танец

Виардо (девушка в бальном платье в окружении подруг): «Мне представили Тургенева, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт»

7 ученик: Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви.

Звучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)

8 ученик: В одной из телепередач, посвященных русскому поэту Сергею Есенину, его сестра Александра вспомнила, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Г. Пономаренко.

На многие стихи Сергея Есенина написана музыка,

и народ с удовольствием слушает и поет его песни и романсы. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родному краю и

Отчизне.

Звучит романс « Не жалею, не зову, не плачу» на сл. С. Есенина

9 ученик: Существует такое понятие, как «Цыганские романсы». Но фактически эти произведения тоже русских авторов. Почему же их назвали и продолжают называть Цыганскими? В последней четверти 18 в. Граф Орлов выписал из Молдавии в Россию цыганский хор, пение которого ему полюбилось. Но цыгане имели мало красивых, лирических песен. И тогда они стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, так зажигательно и проникновенно, что слушатели воспринимали эти песни как цыганские романсы. Например, романсы «Гори, гори моя звезда», «Не уезжай ты, мой голубчик», «Чёрные очи». А мы с вами послушаем романс «Говори» в исполнении Елены Ваенги в сопровождении танцевального ансамбля «Малинки»

Настрой же струны на своей гитаре,
 Настрой же струны на старинный лад,
 В котором все в цветенье и разгаре.
 Сияла ночь, луной был полон сад.

Звучит романс «Дорогой длинною..» муз. Б. Фомина, сл.К. Подревского

10 ученик: Сегодняшнюю встречу мы продолжим интересной историей о романсе «Белой акации гроздья душистые». До революции 1917 года это был известный романс. Источником романса послужило стихотворение А Пугачёва, написанное в 1902 году. А затем, взяв его мелодию и сочинив новый текст, создали революционную песню «Смело мы в бой пойдём за власть советов и как один умрём в борьбе за это». Потом певица Панина переработала анонимно этот текст и романс зазвучал вновь. Это очень нежный мелодией и стихом романс мы услышим в исполнении Людмилы Сенчиной (видеоролик).

11ученик: Очень популярны были у наших родителей, да и у вас сейчас такие романсы — баллады, как «Хуторянка», «У церкви стояла карета», «Ах, васильки, васильки», «Нежность». Вот этот романс народ изменил до неузнаваемости, придав ему совсем иной смысл. Романс «Нежность» прозвучит в исполнении Анны Герман (видеоролик).

12 ученик:

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь,

Эти строки Андрея Вознесенского из поэмы «Авось!» стали лейтмотивом современной рок-оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова. А романс «Я тебя никогда не забуду» — самое проникновенное произведение о подлинной любви, которой не страшны расстояния и время.

Сюжет поэмы и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско. Рок-опера рассказывает о судьбе русского графа Николая Резанова, который, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Федерико. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец – и это событие становится роковым в их жизнях. Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остаётся верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет – с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в келье монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни. А спустя ещё два века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розы, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой – Я тебя никогда не увижу.

Звучит романс «Я тебя никогда не забуду»

13 ученик: К сожалению, равнодушие стало нормой в нашей жизни, мы перестали радоваться и удивляться прекрасному.

Может, такие встречи, как сегодня, сделают нас более человечными, более чуткими к окружающим, добрыми, наконец.

Бывает, дождь прозрачный льётся

В сиянье солнца без конца…

Романс романсом и зовётся

Лишь потому, что трогает сердца.

Бывает, лунный свет всплеснётся

Над краем звёздного ковша…

Романс романсом остаётся

Всё потому, что в нём живёт душа!

Подошел к концу наш вечер, русского романса.

В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у него есть надежда, поэтому мы заканчиваем вечер романсом А. Макаревича «Пока горит свеча». Желаем всем, чтобы надежда была всегда с нами.

Звучит песня «Пока горит свеча»

Учитель: Большое всем спасибо за внимание. Мы все будем рады, если вам удалось хоть чуточку отвлечься от повседневных забот и душой отдохнуть вместе с нами.

В заключение хочется напомнить слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Человек выделился из мира животных,…

увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней, и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника,- увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».

К словам «Красота спасет мир» хочется добавить…и доброта!

Будьте добрыми… И всего Вам доброго!

До свидания!

Все участники и гости исполняют песню «Изгиб гитары желтой»



Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).

2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.

3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.

4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия , 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)

5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.

6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).

7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.

8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.

9. Соболева Г. Русский романс. — М.: Знание, 1980. – 112 с.

10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.

11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.

12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).

13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).

14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.

15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с






Свежие документы:  Тест за 3 четверть по чтению . 1 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: