Внеклассное мероприятие по литературе «Скоро сказка сказывается»




Внеклассное мероприятие по литературе «Скоро сказка сказывается»
















Учитель: Сергеева Светлана

Николаевна




2012

Цели:

  1. Повторить особенности волшебной сказки;

  1. Познакомиться со старинными предметами быта;



  1. Повторить малые жанры фольклора: загадки, пословицы, дразнилки и др.



Методы: эвристический, репродуктивный, исследовательский, словесный, наглядный.



Оборудование: старинные предметы быта, иллюстрации к сказкам и загадкам, «перепутанные» пословицы, дразнилки, иллюстративный материал по теме «Предметы быта, жилище, одежда».

Учителя и участники могут одеться в народные костюмы или использовать элементы народного костюма.

Ход мероприятия:



Представление команд, которые заранее выбрали себе название и девиз.



Участники игры смотрят на старинные предметы быта, которые находятся в классе, и отвечают на вопросы ведущего — каждая команда по очереди. Предмет, о котором идет речь, необходимо показать.

С этим по воду ходили…(коромысло)
Этим белье отбивали…(валёк)
В этом капусту рубили…(корыто)
Этим предметом капусту рубили…(сечка)
В этом мак для пирогов толкли…(ступка)
Этим предметом толкли…(пест)
Это лошади на шею надевали и лошадь запрягали…(хомут)
Этим лошадь подковывали…(подкова)
С этим нитки пряли …(прялка)
В этом воду кипятили …(самовар)

Участники должны назвать только те предметы, которые могли встретиться в русских сказках.

Предметы, которые называют участники:

терем, изба, палаты, светелка, сени; сарафан, косоворотка, рубаха, кафтан, кокошник, треух, валенки, лапти, шлем, кольчуга; рушник, половик, рукомойник, коромысло, туесок, кадушка, братина, ковш, ушат и т. д.

«Сказочная» переменка. Договорить названия только волшебных сказок.

«Иван — крестьянский сын и…чудо-юдо»;

«Лягушка — …царевна»;

«Василиса …Прекрасная»;

«Варвара – краса…длинная коса»;

«Крошечка — …Хаврошечка»;

«Сивка — …Бурка»;

«Кот и …»;

«Каша …»;

«Сестрица Аленушка и …братец Иванушка»;

«Гуси — …лебеди»;

«Марья …Моревна»;

«Вершки и …»;

«Журавль и …»;

«Кощей… Бессмертный»;

«Пузырь, соломинка и…»;

«По щучьему …веленью»;

«Зимовье…»;

«Поди туда – …не знаю куда»;







Участники первой команды записывают на доске или на листе ватмана черты характера красной девицы, вторая команда — добра молодца.







Участники по очереди показывают друг другу свои иллюстрации к различным сказкам. Необходимо назвать, кто изображен на рисунке – помощник, даритель или противник, а также название сказки.



Кто старое помянет, в поле не воин.

(Кто старое помянет, тому глаз вон.

Один в поле не воин)

Не имей сто рублей, пока не перепрыгнешь.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь)

Пришла беда – дитя без глазу.

(Пришла беда — отворяй ворота.

У семи нянек дитя без глазу)

С кем поведешься, тому глаз вон.

(С кем поведешься, от того и наберешься)

Не плюй в колодец – сам туда попадешь.

(Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Не рой другому яму – сам в нее попадешь)

За двумя зайцами в лес не ходить.

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Волков бояться – в лес не ходить)

Щи да каша – сам и расхлебывай.

(Щи да каша пища наша.

Сам кашу заварил – сам и расхлебывай)

У семи нянек то и пожнешь.

(Что посеешь, то и пожнешь)





Команды загадывают друг другу загадки. При затруднении в ответе участники показывают иллюстрацию с подсказкой к этой загадке. Загадки могут быть придуманы самими участниками.



Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли в торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я пить и ясно говорить.
(Перо)

В нем исчезает все без следа,
Оно пожирает дома, города, деревья,
Цветы и кусты, горы и реки, дороги, мосты.
Покорны ему властелины Земли,
Любые народы и короли.
(Время)

Загадка ученика 6 класса Иванова Максима:

  1. Летит птица, без глаз, без крыл,
    Сама свистит, сама бьет.
    (Стрела)

Загадка ученика 5 класса Самсонова Вадима:

2. Двое стоят, двое лежат, пятый ходит, шестой входит.
(Дверь и проходящий через нее)

Жил Корнил – всех людей кормил,
А умер – под тын головою.
Никто по нем не плачет.

(Горшок)

Пять овечек стог объедают,
А пять прочь отбегают.
(Руки за прялкой)

Встанет – выше лошади,
Ляжет – ниже курицы.
(Хомут)

По плешивому хлопну,
На плешивого капну,
Выну сто холстов
На сто концов.
(Блины)

Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова)

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)





Участники говорят друг другу дразнилки, при этом смеяться может вся команда, которая дразнится. Те, кого дразнят, не должны даже улыбаться.





Вадим – чудак съел башмак!

Настя – краса большие глаза!

Паша – простокваша!

Сергей – стреляный воробей!

Катюшка – большая зверюшка!

Максимка – простота

Купил лошадь без хвоста!

У Вадима на носу

Кошки ели колбасу.

Катя свысока

Задушила гусака!

Сергей – воробей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Настенька – сердце,

Свари уху с перцем!





«Колыбельная» переменка. Команды поют по очереди колыбельную песенку.



Участники пытаются на карточках записать краткий план, который подходил бы к большинству сказок.

После обсуждения у каждой команды имеется такой набор карточек: зачин, герой, волшебное обстоятельство, противник, нарушение запрета, даритель или помощник, развязка, концовка.

Затем карточки раздаются участникам конкурса (каждому по одной) и дети сочиняют сказку – каждый участник сочиняет свой отрывок сказки, в зависимости от той карточки, которая в руках участника.

Подведение итогов. Вручение призов












































Чепельская муниципальная основная общеобразовательная школа












Свежие документы:  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе (программа С.А. Зинина, В.А. Чалмаева) для 10 – 11 классов

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: