Внеклассное занятие по литературному чтению «ЧАСТУШКА КАК ВИД УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»


Шерстнёва Е. В.

Частушка как вид устного народного творчества

Внеклассное занятие

Цели:

1. Познакомить детей с русскими народными частушками и инструментами, с их значением для народа.

2. Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.

3. Воспитывать интерес к творчеству русского народа

Задачи:

Осуществлять духовную преемственность поколений

Развивать интерес к родной культуре

Воспитывать нравственные ценности подрастающего поколения

Оборудование:

книжка – раскладушка с изображением русских народных инструментов, ПК, проектор, экран, магнитофон, запись звучания народных инструментов, карточки для словарной работы (фольклор, частушка), предметы из бересты, рукодельная скатерть, деревянные ложки, плакат, прикрепленный над доской со словами Вадима Шафнера «Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.»

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с жанрами устного народного творчества. Вадим Шафнер сказал:

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.»

Звучит частушка.

Гармонист, гармонист,

Сердце беспокоится,

Разрешите, гармонист,

С вами познакомиться.

-Итак, что прозвучало? (Песенка, частушка)

— Почему так решили? Какая она по характеру? (Веселая, задорная, под неё хочется танцевать). О ком она?

Учитель. Правильно. Сегодня мы и поговорим о частушках.

-Итак, что мы уже знаем о частушках? (Это короткая песенка, 4-строчная – реже 2-строчная или 6- строчная – задорно– шутливого содержания, близкая к плясовой). Частушки присущи только русскому фольклору. Фольклор в переводе с английского языка обозначает «народная мудрость». Его ввел в науку английский ученый У.Дж.Томс. Фольклор каждого народа неповторим.

В различных местах России частушку называют по-разному: коротушка, припевка, прибаска. Она исполняется в быстром темпе. Частушки пели на зимних посиделках – люди собирались в избе и веселились. Тем временем они ещё занимались рукоделием, делали очень красивые поделки – девушки вышивали, юноши резали по дереву, делали деревянную посуду, плели лапти из бересты (березовой коры). А в теплое время года (весной, летом) люди собирались на полянах после работы. Исполнители и сочинители частушек назывались частушечниками. Частушки передавались из уст в уста. В них отражена история народа, жизнь людей. Есть частушки о космосе, о труде, о любви, военные, детские… В наше время частушки собирают, ездят по селениям, создают сборники, чтобы это творчество народа не исчезло навсегда.

III. Школьные частушки

В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас! (Выступают подготовленные ученики под аккомпанемент гармониста).

1. Форма новая надета,

Белая рубашечка.

Посмотрите на меня,

Какой я первоклашечка!

2. начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетет:

Скоро ли каникулы?

3. Только начался урок,

Марина лет записочку:

«Очень вкусный пирожок

Меняю на ирисочку»

4. У Вадима нет терпенья,

Он урок недоучил.

И за полстихотворенья

Полчетверки получил.

5. Две сороки, две сороки

Проболтали на уроке.

Как вызвали к доске,

Ни «ку-ку» и ни «ме-ме»!

6. Даже в Танин день рожденья

Юра по привычке

Таню, вместо поздравленья,

Дернул за косички.

7. Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.

8. Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели.

Мы сказали: «Тишина!»-

В школе треснула стена.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» «Что в глубине души моей лежит?»"

Учитель. Молодцы! Спасибо! Ребята, вам понравилось? Поблагодарите артистов аплодисментами.

IV. Русские народные инструменты

Учитель. Ребята, наверное, вы заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой.

Кто знает, какие инструменты изображены в книжке-раскладушке?

(Гармошка, балалайка, трещотка, ложки, гусли, сапелки, бубны. Слова-названия инструментов выставляются на доске, а дети показывают их изображения в книжке.)

А слышали ли вы, как звучат эти инструменты? Попробуйте угадать, что это за инструмент. (Звучат отрывки грамзаписей со звучанием гармони — ливоники, ложек со звонками, саратовской гармоники и бересты, балалайки с баяном). В помощь детям можно загадать загадки-помощники:

Сами не едим, а людей кормим. (Ложки)

То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь)

В лесу выросла,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачут. (Балалайка)

Во время ответов детей на экране появляются изображения инструментов.

Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.

(Выступают подготовленные ученики)

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

-Кто внимательно слушал и может сказать, сколько струн у балалайки? (3)

-Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.

V. В гостях у сказки

А сейчас встречайте, у нас гости. (Подготовленные ученицы в русских народных костюмах исполняют частушки из сказки «Финист – Ясный сокол»)

1. Нас народ своим уменьем

Да весельем наградил

Для поднятья настроенья

К вам на помощь снарядил.

Нам года не беда

Коль душа молода.

2. С детства крови не боюсь я,

Всем вам раны залечу.

А уж если засмеюсь я,

Всех кругом захохочу.

Нам года не беда

Коль душа молода.

3. Можем мы палить из пушки,

Шить, стирать, варить обед,

Ну, какие ж мы старушки,

На троих нам двести лет.

Нам года не беда

Коль душа молода.

— Ребята, вы узнали гостей? (Старушки – веселушки из сказки «Финист – Ясный сокол»). А какова их роль в сказке? (Вовремя приходить на помощь, поднимать настроение, быть расторопными и сообразительными, готовить обед)

— Вспомните, а в каких сказках ещё встречаются частушки? Напойте их. (В сказках «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Летучий корабль»…)

С помощью ПК просмотр отрывка из мультфильма «Летучий корабль» — частушки Бабок — Ёжек. Кто знает слова, может подпевать.

VI. Творческая работа

1. Работа в группах

1)- Ребята, к сожалению, одной бабуле не удалось спеть. Пока она летала по — своим делам, некоторые слова песни затёрлись в кармане. Давайте поможем ей восстановить пропущенные слова.

Тошно жить в глуши старушке –

Ни подружки, ни кино…

Курьи ножки от ___________(избушки)

С Васькой съели мы_________(давно).

Тут болит и там ________(болит),

Говорят – радикулит,

Сон пропал, и свет не мил,

Хоть бы Леший __________(позвонил).

Исполнение группами частушек.

— Молодцы, спасибо!

2) В частушках перепутаны строчки. За 1 минуту вам необходимо восстановить порядок строк и исполнить частушку.

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Шире круг, шире круг,

Нас идет четыре.

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

А у нас во дворе

Думала подружки

Курица обидела.

Под кустом сидел и плакал:

По деревне я пошла

И Ванюшку видела-

Не было б и кружки,

Кто бы пел частушки?

Если б не было воды,

Если б не было девчат,

Как пришла с работы мама,

Подгорела суп и каша,

Было много ей хлопот.

Соль насыпана в компот.

Очень любят рисовать.

В нашем классе есть ребята

Невозможно разобрать.

Поработают в тетрадях-

Свежие документы:  Урок литературы на тему "ДЕТИ ВОЙНЫ"

Дети оценивают выступление товарищей аплодисментами.

VII. Соревнование частушечников.

Учитель. — Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что частушки чаще всего исполнялись на многолюдье – в праздничной толпе, игрищах, гуляньях. Чаще всего на частушку отвечали частушкой, и такой обмен превращался в настоящее соревнование. А не попробовать ли нам принять участие в таких соревнованиях? Тогда я начинаю, а вы подхватывайте. Приглашаем и гостей принять участие в соревнованиях.

Я частушку на частушку

Как на ниточку вяжу.

Ты досказывай, подружка,

Если я не доскажу…

(Гости и дети по очереди от каждой группы поют частушки. Побеждает та группа, которая больше всех исполнит частушек ).

VIII. Подведение итогов. Награждение победителей и самых активных частушечников медалями.

IX. Домашнее задание.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: