Интегрированный урок «В поисках сокровищ на острове «Синтаксис» 5 класс


Частное общеобразовательное учреждение

ШКОЛА «ЛИЧНОСТЬ»







ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК:

РУССКИЙ ЯЗЫК– МАТЕМАТИКА,

ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРОЕКТНОМУ ДНЮ

«ЧЁРНОЕ МОРЕ»







«В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ на острове «СИНТАКСИС»





Составители:

Рудик Елена Леонидовна, учитель русского языка

Померанцева Анна Васильевна, учитель математики

Плеханова Ирина Александровна, учитель обслуживающего труда







г. Новороссийск

2009 г

План интегрированного урока русский – математика.

5 класс.

Учителя: Рудик Елена Леонидовна, учитель русского языка

Померанцева Анна Васильевна, учитель математики

Плеханова Ирина Александровна, учитель обслуживающего труда






Тема урока: « В поисках сокровищ на острове «Синтаксис».



Цели урока: 1. Расширить представление учащихся о способах выражения главных членов предложения

2. Систематизировать знания учащихся о типах предложения по цели высказывания,

3. Повторить орфограммы в корне слова

4. Расширить представление о контекстном значении слов

Задачи урока: 1. Сформировать умение логически мыслить, решать нестандартные задачи

2. Сформировать положительную мотивацию к учению

3. Сформировать умение переключать внимание на выполнение разнохарактерных заданий



Оборудование:

  1. Интерактивная доска

  2. Карточки с заданиями

  3. Материалы для изготовления галеры







Ход урока.

  1. Орг. момент.

Появляется капитан:

-А, вы уже здесь! То есть, команда в сборе. Позвольте представиться. Я – капитан Джеймс Кук, капитан судна, стоящего на рейде (компьютерная заставка судна, стоящего в гавани) в нашей гавани и готового в любой момент отправиться на поиски сокровищ.

Мною получено странное послание в бутылке (показывает бутылку, само послание на интерактивной доске, презентация, слайд № 1). Но расшифровать мне его пока не удалось. Поэтому мне просто необходима ваша помощь.

Задание №1: Вставьте пропущенные буквы в словах:

КО…ЬБА

ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ

Б…ГРОВЫЙ

КОЛОН…А

ПРО…ЬБА

ЖЕЧЬ

ВО…ЗАЛ

ОБЪЕД…НИТЬ

МОЛО…ЬБА

Из вставленных букв составьте слово. (Синтаксис). Это и есть название того острова, на который мы едем за сокровищами. (дети выполняют задание на отдельных листах формата А4 «Маршрутный лист» (Слайд №2) (Приложение 1.))

Капитан: Отлично! Теперь мы знаем, куда и зачем мы отплываем! Можно выдвигаться в путь, но сначала, позвольте представить вам членов нашей команды: Боцман Лом и Кок Вкусняйка.

Кок: Я так волнуюсь, так волнуюсь. А когда я волнуюсь, начинаю говорить пословицами и поговорками. Но вот незадача, я от волнения путаю в этих пословицах все слова.

Капитан: Ребята, вот вам еще задание. В течение нашего путешествия кок будет произносить пословицы и поговорки, заменяя в них слова на антонимы. А вы знаете, что такое антонимы? (дети отвечают). Вам необходимо догадаться, о какой пословице говорится и записать ее в отдельном бланке «Высказывания Кока» (Приложение 2.)

Кок: Вот и я говорю: « У хорошего кока и старые кастрюли – хорошие». (У плохого боцмана и новые снасти – плохие). (Слайд №3).

Дети выполняют здание.

Боцман Лом: В отличие от кока, я ничего не путаю. И, не капли не волнуюсь. Но мне бы хотелось проверить, смышленая ли подобралась у нас команда. Я люблю придумывать разные математические задачи и загадывать их команду корабля. Так быстрее и веселее проходит время путешествия. (Слайд №4).

Итак, вот моя первая задача. Кто готов дать ответ, просто поднимает руку.

  1. Гардеробная задача.

У нашего капитана 2 пары штанов: красные и синие и 2 рубахи: в полоску и в горошек. Сколько разных нарядов у нашего капитана? (Слайд №5.)

Разбор решения задачи. (Слайд №6.)

  1. Денежная задача.

У нас с коком 15 золотых монет. Если я подарю коку 3 золотых монеты, то сколько станет у нас вместе золотых монет? (Слайд №7.)

Разбор решения задачи. (Слайд №8.)

  1. О моем друге коке.

Кок, стоя на одной ноге, весит 60 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги? (Слайд №9.)

  1. У нашего кока 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье у кока? (Слайд №10.)

Капитан: Отлично! А мы незаметно приблизились к необитаемому острову. Судя по карте, мы должны выбрать правильное направление. А чтобы его выбрать, необходимо справиться со следующим заданием (Слайд№11.)

Задание №2: В предложенных предложениях найдите грамматические основы, выпишите их, правильно подчеркните.

Далече грянуло ура.

Вот раздалось ау вдалеке.

На корабле долго вспоминали его рассказы.

Пятьдесят четыре пирата напали на наш корабль.

Кок с боцманом шли впереди всех.

Смелый к победе стремится.

Кок: У меня на этот случай припасено высказывание: « Чем меньше медлишь, тем громче тонешь» (Чем больше спешишь, тем тише плывешь). (Слайд №12.)

Дети записывают правильную поговорку.

Боцман: Но только дружная команда, хорошо знающая друг друга, может выдержать все испытания и найти древние сокровища.

  1. Обо мне и коке.

Нам вместе с коком 70 лет. Сколько лет нам будет через 3 года? (Слайд №13.)

  1. Задача о тяжести сокровищ.

Сундук весит 70 кг и еще полсундука. Какова масса сундука? (Слайд №14,15.)

  1. Пиратская задача.

В сундуке 4 пиратских метки: черных, белых и красных. Красных меток столько же, сколько белых и черных вместе. Сколько черных меток в сундуке? (Слайд №16.)

Капитан: Мы достигли конечной цели нашего путешествия. Осталось только найти затонувшее сокровище. Раньше здесь было море, но затем море отступило, и затонувшая галера оказалась погребенной где – то на острове. Вот, ее — то мы и ищем.

Кок: Да, да, вот и я говорю: « Никто теряет, не тот никогда потеряет!» (Кто ищет, тот всегда найдет!) (Слайд №17).

Боцман: Но все не так просто. Я знаю, что древние мореплаватели расставляли множество хитроумных ловушек рядом со спрятанными сокровищами. Только смекалистые могут преодолеть все ловушки и выйти живыми и невредимыми.

Кок: Точно, плохо не быть трусливым, но хуже – и трусливым и бесшабашным, да еще и с мусором!(Хорошо быть храбрым, но лучше — и храбрым, и осторожным, да еще и с сокровищем!) (Слайд №18).

  1. Задача от капитана.

Капитан дал нам сложнейшее задание.

Он сказал: «Вот вам бочка, наполните ее ромом ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотрите, ни палкой, ни веревкой или чем — либо другим для измерения не пользуйтесь!»

Мы с коком справились с заданием. А вы? (Слайд №19-20.)

Капитан: Мы почти на месте. Клад уже рядом. Но, чтобы открыть сундук с деньгами, необходимо добыть ключ. А для этого необходимо выполнить следующее задание.

Задание №3.

Определите по началу предложения, каким оно будет: повествовательным, вопросительным или побудительным? (Слайд №21).

  1. Да пусть будет…

  2. Откуда пришли…

  3. Пусть всегда…

  4. Сегодня, как и всегда,…

  5. На берегу пустынных волн…

  6. Однажды в студеную …

  7. А ты сам ступай

Капитан: Ага, а вот и заветный сундучок. А в нем какая – то коробочка, а в ней свиточек. Это что ещё такое? Как это понимать? (Слайд № 22).

Кок: А вот так и понимать. Это клад для ребят от древних мореплавателей. Им предлагается в классе собрать древнюю галеру без ножниц и клея, то есть без единого гвоздя, как делали это их предки. Но работа эта — коллективная и делать её нужно всем вместе после уроков.

А готовую модель можете поставить на самом видном месте в классе. Ведь, как известно: «Плохой пешеход упадет и без ветра» (Хороший моряк познается в бурю). (Слайд №23).

Боцман: Ребята, вы отличная команда! И это путешествие доставило нам огромное удовольствие. А чтобы вы о нас не забывали, мне хочется на память дать вам несколько логических задачек. Кто справится, сдаст их решения капитану и мы выберем лучших. (дом. задание) (Приложение 3). А напоследок мне хотелось бы задать вам хитрую задачку.

  1. Задачка на закуску.

Я задумал число, прибавил к нему 1, отнял 2, умножил результат на 3 и разделил на 4. Получилось 6. Какое число я загадал? (Слайд №24.)

Капитан: Ребята, наша команда прощается с вами. До новых встреч!




















Маршрутный лист

Учени_______ 5 «____» класса

_______________________________________________________________

Задание №1.





_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание№2.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №3.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1.

Высказывания КОКА Вкусняйки:

  1. _____________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________



Походные задачки от Боцмана Лома:






































Приложение 2.

Домашнее задание

от боцмана:

  1. Расшифруй предложение,

в котором каждая буква заменена

её номером в русском алфавите:

136153014120303196231716181612163

  1. Сколько разных нарядов у нашего боцмана, если у него три пары нарядных брюк, два нарядных пиджака и два нарядных галстука и все эти предметы подходят друг к другу?

  2. Помоги боцману навести порядок в его каюте. Реши задачу:

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, вода и квас. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом; в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с квасом. Куда налита какая жидкость?

  1. Посмотри внимательно на рисунки и определи, какая лодка должна быть в пустой клетке.



















  2. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек, расстояние между которыми 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько часов покроется водой третья ступенька?

Ответы к домашнему заданию:

  1. Лень мать всех пороков.

  2. 12 нарядов

  3. Молоко в кувшине, квас в бочке, вода в стакане, лимонад в бутылке.

  4. Через 7 часов. Приложение 3.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Математике "Брейн - ринг «Ох, уж эта математика!»" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: