Использование информационных технологий на уроках математики








Использование информационных технологий на уроках математики




Нурдинова Ольга Алексеевна,
учитель математики I категории
МБОУ «Основная общеобразовательная

школа №1» г. Чусовой












Чусовой, 2014

Введение

В наше время информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу — это путь в будущее человеческой цивилизации. Информатизация всей системы образования — от детского сада до окончания высшей школы — одно из стратегических направлений пути России к информационному обществу.

Несколько лет я работала над методической темой «Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики». Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций имеет множество положительных моментов. Применение персональных компьютеров может существенно повысить усвоение информации, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого обучающегося на уроке.

Можно выделить наиболее важные особенности работы с компьютером на уроках:

  • увеличение объёма тренировочных заданий;

  • достижение уровней дифференциации обучения;

  • сокращение времени для отработки технических навыков учащихся;

  • достижения оптимального темпа работы обучающихся;

  • автоматизация контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому обучающемуся иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

  • реализация методики проблемного обучения

  • обучающиеся становится субъектами обучения, ибо компьютер требует от них активного управления;

  • развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации;

  • диалог с компьютерной программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

В своей работе я использую:

мультимедийные образовательные комплексы: «1С: Математика, 5-11кл. Практикум», «Открытая математика 2.6. Функции и графики»,
«1С: Репетитор. Математика», «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 кл., 9 кл.», «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7-9 кл.», «Открытая планиметрия», «Живая геометрия»;

тестирующие программы;

офисные программы: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access.

Содержание каждого из перечисленных программных продуктов можно включить фактически в любой этап урока: в этапы актуализации опорных знаний, постановки учебной задачи, объяснения нового материала, самостоятельной работы, рефлексии и т.д При этом я использую мультимедийный проектор с ноутбуком в обычном учебном кабинете.

Все эти программные продукты можно применять при изучении большого количества тем. Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использование компьютеров на уроках при изучении функций.

Электронные информационные ресурсы, используемые при изучении функций

Электронные учебники на CD дисках

В нашей школе находятся в распоряжении множество электронных учебников. Я использую в работе при изучении темы «Функции»: «Открытая математика 2.6. Функции и графики», «1С: Математика, 5-11кл. Практикум», «1С: Репетитор. Математика», «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8кл, 9кл».

Диск «Открытая математика 2.6. Функции и графики», как и видно из названия почти полностью посвящён функциям. В нем 55 интерактивных моделей, около 500 интерактивных графиков, 700 вопросов и задач, в том числе с вводом графиков, система составления теста для самопроверки, встроенный графопостроитель.

Учебники Виртуальной школы Кирилла и Мефодия я использую очень редко. Диски этой серии содержат два плюса: неплохая тестовая база и большой энциклопедический материал.

В учебнике «1С: Математика, 5-11кл. Практикум» есть возможность установки как локальной, так и сетевой версий программы. Встроен модуль «Живая геометрия», что даёт возможность поработать с «живыми чертежами». Большое количество исследовательских лабораторных работ, экспериментальных задач.

При выполнении большинства заданий данного пособия на первое место выдвигается не конкретный результат, а процесс его получения, примененные методы и инструменты. Поэтому многие задания даны в нескольких вариантах, реализующих разные пути движения к одной цели.

Электронный учебный комплекс более приспособлен на работу учителя с классом в кабинете, оборудованном персональным компьютером (ноутбуком) и мультимедийным проектором.

С методической точки зрения применение компьютера на уроке обусловлено целями и задачами, которые ставит учитель. Поэтому не надо на уроке подстраиваться под готовое программное обеспечение, достаточно компьютер использовать как инструмент в своей методике.

Интернет ресурсы

В Internet существует много программных продуктов, которые могут быть использованы учителями-предметниками при проведении уроков с применением информационных технологий.

Огромное количество дидактических материалов по различным темам, в том числе по теме «Функции», предоставляет нам Internet: готовые методические разработки медиа-уроки, справочники и энциклопедии, научные сайты. Это такие сайты, как: https://www.1september.ru/, https://vschool.km.ru/, https://www.college.ru/, https://www.school.mipt.ru/, https://www.websib.ru/noos/math/metod.html, https://kspu.kaluga.ru/mathematik/, https://www.radiant.ru/~gras/main.htm, https://www.exponenta.ru/, https://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/index.htm и другие. Ресурсы сети помогают обогатить урок, но здесь главное – не переусердствовать.

В сети можно воспользоваться специально созданными сайтами, с помощью которых попробовать виртуально пройти тестирование

Ученикам также можно давать задания подготовить сообщения, доклады или рефераты по материалам глобальной сети.

Тестирующие программы

Использование тестов является рациональным дополнением к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Тестирование — одно из средств индивидуализации в учебном процессе, т.к. учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Тестовый контроль знаний позволяет проверить значительный объем изученного материала.

Систематическое использование тестов формирует у учащихся дисциплинированность и стремление к самостоятельности в усвоении программного материала. Это очень оперативный контроль. Имея заранее готовые батареи тестов, можно практически моментально определять уровень знаний учеников и отыскивать в них пробелы. Разумеется, такой вид контроля не стоит делать единственным. Но его преимущества в скорости и экономии времени очевидны.

PowerPoint

Презентации — это мощное средство развития познавательной активности учащихся при изучении любого предмета, это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов, моделей. При такой организации материала учителем включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассматривать сложный материал поэтапно, имеется возможность вернуться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении материала можно повторить материал, вызывающий затруднения у учеников. Использование анимационных эффектов, включение компьютерных моделей (например, из интерактивных учебников) способствуют повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

Компьютерные наблюдения.

После того, как объяснён новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить учащимся 1–2 наблюдения.

Например, работая с моделью на рис 6 во время изучения нового материала, можно продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру, сэкономив время на построение на доске на известных учащимся функциях, по их графикам. Такие наблюдения позволяют учащимся быстрее понять свойства четных и нечётных функций.

Экспериментальные задачи-исследования.

Экспериментальные задачи — задачи, для решения которых необходимо провести эксперимент (например, подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика). Например, модель на рис 7 позволит ученикам поэкспериментировать с параметрами, наблюдая сжатие или растяжение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.

В рамках таких заданий учащиеся могут сами придумывать задачи, формулировать их, решать, а затем ставить компьютерные эксперименты для проверки полученных ответов.

Лабораторные работы.

Эффективные ресурсы программ создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование её свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

Дидактические игры.

Учебный материал может использоваться в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Заключение.

Применение компьютерных программ делает учебный процесс увлекательным. Повышается интерес к самому предмету. Учащиеся начинают глубже осознавать некоторые вопросы школьного курса математики.

Ребята с желанием идут на такие уроки, с увлечением и интересом включаются в урок. Все внимание учащихся сконцентрировано на изучении материала.

Использование данных программ обеспечивает существенную экономию учебного времени. Что позволяет выполнять большой объём работы на уроке.

Таким образом, применение компьютеров в учебном процессе позволяет:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

  2. Добиваться более качественного усвоения учебного материала.

  3. Видеть реальную картину сформированных знаний, умений и навыков.

  4. Более интенсивно осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе урочной и внеурочной работ.

  5. Представлять учащимся возможность выбора форм работы на «свою» оценку, а также возможность её исправления.

  6. Осуществлять дифференцированный подход.

  7. Проводить работу по преодолению и предупреждению неуспеваемости учащихся.

  8. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся.

В работе был приведен обзор компьютерных программ, используемых мною на уроках при изучении функций, краткая характеристика и возможности этих программ, методика применения на уроке. В зависимости от поставленных целей и задач, уровня математической подготовки учеников, выбор компьютерных средств может быть любым.

Однако огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийных обучающих программ и презентаций на уроках. Нужно помнить, что живое общение ученика с учителем и одноклассниками не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем информации был и остается учебник или методическое пособие. Необходимо оптимальное сочетание применение ИКТ на уроке с традиционными методами обучения.

Источники.

  1. Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий.- http://vio.fio.ru

  2. Методика работы с компьютерным курсом «Открытая математика 2.6. Функции и графики»- «Физикон», 2005

  3. Методические рекомендации по использованию ИКТ в преподавании математики и информатики в общеобразовательной школе. – Пермь: ПРИПИТ, 2004.

  4. Мультимедийные учебники: «1С: Математика, 5-11кл. Практикум», «1С: Репетитор. Математика», «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 кл, 9 кл, 10-11 кл», «Открытая математика 2.6. Функции и графики».

  5. Методические рекомендации по использованию ИКТ в школе математического профиля. – Пермь: ПРИПИТ, 2004.

  6. Программы для общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2010.

  7. Рыжик В.И. Компьютерная математика. — https://ipo.spb.ru/internet-school/a/index.html



Приложение

Урок по теме: «Преобразования графиков квадратичной функции» (9класс).

Цель: иметь представление о правилах преобразования графиков квадратичной функции.

Форма: исследовательская лабораторная работа.

Описание работы.

Данная ниже таблица с заданиями распечатывается для каждого учащегося.


Функции

Выполните задание, сформулируйте гипотезу, проверьте гипотезу

1

y=x2

y=-x2

y=x2+4x+5

y=-x2-4x-5

Сравните расположение первой и второй пары графиков.

Как получен график функции y=-f(x) из графика функции y=f(x)?

Придумайте и постройте графики двух функций на это правило.

Найдите зависимость между расположением графика функции и коэффициентом а.

2

y=x2

y=x2+2

y=x21

y=x23

Изучите расположение графиков функций.

Как получен график функции y=f(x)+b из графика функции y=f(x)?

Придумайте и постройте график функции на это правило.

Напишите координаты вершины графика y=x2+b.

3

y=x2

y=(x+2)2

y=(x-1)2

y=(x-3)2

Изучите расположение графиков функций.

Как получен график функции y=f(x+a) из графика функции y=f(x)?

Придумайте и постройте график функции на это правило.

Напишите координаты вершины графика y=(x+a)2.

4

y=x2

y=(x-2)2+1

y=(x+2)21

y=(x-3)2-2

Изучите расположение графиков функций.

Как получен график функции y=f(x+a)+b из графика функции y=f(x)?

Придумайте и постройте график функции на это правило.

Напишите координаты вершины графика y=(x+a)2+b.

5

y=2x2+10x-5

y=2x2+4x-1

y=4x2-20x+16

Напишите координаты вершин каждого графика.

Найдите связь между абсциссой вершины графика

y=ax2+bx+c и коэффициентами a и b.

Придумайте и постройте график функции на это же правило.





Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Формулы сокращённого умножения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: