Компетентностно-ориентированные задачи по математике, 5-10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1, г.Апатиты Мурманской области









Пустовая Елена Владимировна – учитель математики

Липкина Ольга Александровна – учитель математики





Разработка компетентностно – ориентированных задач

по математике

для 5 – 10 классов





Компетентностно – ориентированные задания по математике

Регулятивные

    • Умение ставить задачи, в соответствии поставленной цели.

    • Умение ставить цели, согласно заданной проблеме.

    • Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи).

    • Прогнозировать результат.

    • Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

Регулятивная компетентность заключается в готовности организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю?, зачем я это делаю?, как я это делаю?, что я получу (получил) в результате?

Регулятивные компетенции формируются с помощью задач, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать полученный результат.



Характеристика задания: геометрия, 8 класс
Тема:
«Площади фигур».
Ключевая компетентность:
регулятивная

(самоменеджмент)

    • Стимул: Очень часто в жизни нам приходится производить математические расчеты, например, при ремонте помещений.

    • Задачная формулировка: Родители делают ремонт твоей комнаты. Помоги им рассчитать площадь пола без учета той части помещения, на которой находится встроенный шкаф. Воспользуйся схемой комнаты, составленной родителями. Запиши ответ в квадратных метрах.

    • Источник: Рисунок.

Размеры шкафа: длина – 220 см, ширина – 50 см

580 см

300 см см см

    • Инструмент проверки: Формула для нахождения площади прямоугольника S = a*b. Перевод единиц измерения: 1 м2 = 10000 см2.

Площадь шкафа: 220*50 = 11000 (см2)

Площадь комнаты: 300*580 = 174000 (см2)

Площадь закрашиваемой части: 174000 – 11000 = 163000 (см2)

163000 см2 = 16,3 м2

Площадь пола без учета шкафа 16,3 м2 .

Коммуникативные

    • Донести свою позицию до других: формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

    • Находить аргументы, подтверждающие вывод.

    • Слушать и понимать речь других.

    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Коммуникативная компетентность заключается в готовности получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отставать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащихся можно разделить на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Характеристика задания: математика, 5 класс
Тема:
«Задачи на проценты».
Ключевая компетентность:
коммуникативная

(работа в группах)

    • Стимул: Вы археологи. Необходимо определить рост человека по отдельным костям.

    • Задачная формулировка: Во время раскопок была найдена малая берцовая кость длиной 39,3 см. Вычислите, каков был рост человека. Как можно доказать, что локтевая кость длиной 20,3 см не могла принадлежать тому же человеку?

    • Источник: Длина малой берцовой кости составляет 22% роста человека, а локтевой кости составляет 16% роста человека.

    • Инструмент проверки:

39,3 : 22 · 100 ≈ 178,6 (см)

20,3 : 16 · 100 ≈ 126, 9 (см)

Так как эти длины отличаются друг от друга приблизительно на 50 см, то очевидно, что кости принадлежали различным людям.



Характеристика задания: математика, 10 класс.
Тема:
«Двугранный угол».
Ключевая компетентность:
коммуникативная (работа в парах)

  • Стимул: Все окружающие нас предметы могут служить моделью геометрической задачи. В любой профессии можно проследить связь с геометрией.

  • Задачная формулировка: При помощи предметов, лежащих на столе (карандаши, тетрадь…), смоделируйте ситуацию и проверьте правильность утверждений:

  1. Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит, <АВС – линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру.

  2. Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит, <ВАС – линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС лежат в гранях двугранного угла.

  3. Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит, <АВС – линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру, а точки В и С лежат на гранях угла.

  • Источник: текст с вопросами. Бланк для заполнения учащимися:

Я считаю__________,так как________________.

  • Инструмент проверки: балловая система оценивания.





Информационные

    • Умение указывать, какая информация требуется для решения поставленной задачи.

    • Поиск и выделение необходимой информации.

    • Умение пользоваться карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет.

    • Умение проводить наблюдение эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей.

    • Систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.

Информационная компетентность заключается в готовности делать аргументированные выводы, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.).





Характеристика задания: математика, 6 класс
Тема:
«Текстовые задачи».
Ключевая компетентность:
информационная.

  • Стимул: Ты являешься руководителем крупной компании, тебе необходимо решить вопрос доставки груза.

  • Задачная формулировка: Для перевозки 5 т груза на 350 км можно воспользоваться услугами трех транспортных компаний: СеверТранс;

КолаТранс; Транзит. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?

  • Источник:

Компания — перевозчик

Стоимость перевозки (руб. за 10 км)

Грузоподъемность автомобилей (т)

СеверТранс

80

1,6

Кола Транс

110

2,2

Транзит

140

2,8











  • Инструмент проверки: СеверТранс: 80*35*4 = 11200руб.

КолаТранс: 110*35*3 =11550 руб.

Транзит: 140*35*2 = 9800 руб.

Стоимость наиболее дешёвой перевозки 9800 руб.

Характеристика задания: математика, 6 класс
Тема:
«Задачи на пропорцию».
Ключевая компетентность:
информационная.

  • Стимул: Лечебная сила моря известна с глубокой древности. В морской соли содержится огромное количество необходимых для здоровья микроэлементов.

  • Задачная формулировка: Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.

  • Источник: 1 кг = 1000 г. Основное свойство пропорции: если а:b = c:d, то a*d = b*c. Интернет ресурсы.

  • Инструмент проверки:

Соль

Вода

300 г

1000 г

Х г

200 г

Х = (300*200):1000 = 60 (г)

В 200 г морской воды содержится 60 г соли.













Используемая литература

  1. Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева. А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.

  2. Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева. А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.

  3. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.] – М. : Просвещение, 2011.

  4. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.] – М. : Просвещение, 2012.













Свежие документы:  Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Единицы измерения площадей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: