Конспект урока для 2 класса «Сложение и вычитание трехзначных чисел»


Технологическая карта урока


  1. Ильина Антонина Михайловна

  2. Класс: 2

  3. Программа: Школа 2100

  4. Предмет: математика

  5. Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление материала

  7. Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел

  8. Задачи:

  • Образовательные: вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000, умения решать задачи;

  • Развивающие: развивать : развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

  1. Дидактические средства учителя: карта, алгоритм сложения и вычитания, звезды с цифрами, карточки с примерами, образец решения, индивидуальные карточки

Дидактические средства учеников: учебник по математике для 2 класса Демидова, тетрадь

  1. Характеристика этапов урока


Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни).

I Оргмомент

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

И прекрасна, и сильна –

Математики страна.

Уравненья и задачи,

Устный счет здесь всякий раз.

Пожелаю вам удачи!

За работу! В добрый час!

— Урок у нас сегодня необычный. Наш класс отправляется в путешествие.

— Вы догадались, где проложим мы свой путь?

— Верно, нас ждёт корабль и океан математических знаний с островами.












— По океану математических знаний.


Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

II АОЗ


— Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.

На доске: Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7)

    • Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета.

    • Составьте и назовите числа, используя звезды желтого цвета.

    • Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили.

    • Почему они так называются?

    • Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа?









( 109, 901, 910, 190)


(267, 276, 627, 672, 726, 762.)

(Они трехзначные.)


(Они состоят из трех знаков (цифр))

(Из сотен, десятков, единиц.)


Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они выполняют следующие учебные действия:

1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Устный счёт.













Создание проблемной ситуации.


— Посмотрите, перед вами карта нашего путешествия.

Вы готовы? В путь!

Первый остров на пути Тихий.

Как вы думаете, почему он так называется?

Устный счёт.

26+21=

78-34=

420+80=

500-60=

531+219=

535-198=


— Легко справились с заданием?



— Какую запись можно использовать?


— Может кто-нибудь догадался, какая будет тема нашего урока?









47

44

500

440

750

337


— Трудно было решить последние два выражения.

— Выполнить действие в столбик.

— Сложение и вычитание трёхзначных чисел.


Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,

  • согласовывают тему урока,

  • выбирают способ,

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

Постановка учебной задачи


— Путешествуя мы продолжим совершенствовать свои умения в сложении и вычитании трёхзначных чисел и решении задач.

— Для того-чтобы правильно выполнять задания давайте вспомним

Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.

  1. Складываю (вычитаю) единицы…

Результат пишу под единицами.

  1. Складываю ( вычитаю) десятки…

Результат пишу под десятками.

  1. Складываю ( вычитаю) сотни…

Результат пишу под сотнями.

  1. Читаю ответ…


— Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

— Запишем число. Классная работа.

Откроем № 1. Решите примеры, записанные в столбик. Используя полученный результат, решите остальные примеры устно.

























325 800

289 526

614 274

326+289=615

325+290=615

326+288=614

425+289=714

801-526=275

800-527=273

801-527=274

900-527=373

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
















Физминутка

— На горизонте новый остров. Примерный.

Кто догадался, что будем делать на этом острове?

Найдите значения выражений в № 2. 1 строчка-1 вариант, 2 строчка-2 вариант.

1 вариант: 523+135, 961-580+0, 400+206+198

2 вариант: 756-24, 834-0-798, 315+47+562



— Чем вы пользовались при решении примеров?

— Молодцы!

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялсь,

Опустили руки вниз.





(2 ученика с обратной стороны доски)


523+135=658

961-580+0=381

400+206+198=804

756-24=732

834-0-798=36

315+47+562=924

— Алгоритмом сложения и вычитания трёхзначных чисел.


Индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция


6.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


Путешествуем дальше. Нас ждёт следующий остров.

— Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на острове Задачный?

Решим задачу № 5.

Но прежде вспомним меры длины.

-Сколько см в м?

-Сколько мм в см?

-Сколько м в км?

-Прочитайте задачу.






— О чём задача?

— Что известно о ней?

Составим схему.

— Что узнаем?



-Можем ли сразу узнать?

-Что найдем в начале?

-Каким действием?

-Что найдем после этого?

-Каким действием?

-Сколько действий?

-Запишите решение.






— Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров.

«Уравнительный»

3. Решите уравнения: 1 ряд-а, 2-б, 3-в.








100

10

1000

От куска веревки 3м 17см отрезали 1м 27см. На сколько отрезанная часть веревки меньше той, которая осталась?

-о веревке

Было 3м 17см, отрезали 1м 27см

-на сколько отрезанная часть меньше оставшейся

-нет

-Сколько осталось

-вычитанием

-на сколько меньше

-вычитанием

-2


3м 17 см=317см

1м 27см=127см

1)317-127=190см

2)190-127=63см

Ответ: 63см



Х-482=218 Х+357=600

Х=482+218 х=600-357

Х=700 х=243


820-Х=525

Х=820-525

Х=295

Фронтальная, индивидуальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

7.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


— Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров. Какое испытание приготовил нам Проверочный остров, сейчас узнаем.

— Выполните задание «Исправь ошибку»


Тренировочное упражнение (с допущенными ошибками)

624 780 508

+ — —

156 272 279

780 528 218


229 996 248

+ — +

767 748 376

997 248 614



Индивидуальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

8.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Итог

-Вспомним алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел

  1. Складываю (вычитаю) единицы…

Результат пишу под единицами.

  1. Складываю ( вычитаю) десятки…

Результат пишу под десятками.

  1. Складываю ( вычитаю) сотни…

Результат пишу под сотнями.

Читаю ответ…


Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

9.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Рефлексия











д/з

Продолжите предложения

Я узнал: 
Я научился:

— А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик:

«улыбается» — мне всё понятно, всё выполнил верно.

«строгий» — ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.

«грустный» — я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

С. 66 № 1, с.67 № 9



рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л).


Свежие документы:  Конспект урока математики в 4 классе «Письменное деление на трёхзначное число без остатка, когда в значении частного одна цифра»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: