Конспект урока для 2 класса «Умножение на 0 и на 1″


Урок математики во 2 классе.


Тема: Умножение на 0 и на 1.

Цель: Сформировать способность к выполнению частных случаев умножения с 0 и 1; закрепить смысл умножения и переместительное свойство умножения, тренировать вычислительные навыки и совершенствовать умения находить площадь фигуры. Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математики.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.

  1. Постановка учебной задачи.

На уроке продолжим работать над умножением: повторим то, что уже знаем и откроем для себя что-то новое.

  1. Актуализация знаний.

а). 3адания на развитие внимания.

На слайде записаны числа:

32, 34, 36, 38, …………….

-Что интересного заметили в записи чисел?

  • Продолжите, соблюдая закономерность на четыре числа вправо.

  • На какие группы можно разбить эти числа?

  • Какое число считаете лишним? Почему?

  • Назовите самое маленькое число из ряда.

  • Самое большое.

  • На сколько число 46 больше, чем 32 ?

  • Как узнать?

  • Увеличьте число 46 на 150. Чему равен результат?

  • Дайте характеристику числу 196.

  • Выразите его в различных единицах измерения длины.

б). Задания на развитие памяти и речи. Смысл умножения.

  • Повторите по порядку слова, которые я назову:

  • слагаемое, слагаемое, сумма;

  • уменьшаемое, вычитаемое, разность;

  • множитель, множитель, произведение;

  • Компоненты какого действия я назвала первым, вторым, последним?

  • Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые.)

  • Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)

  • Запишите определение умножения, (а + а + а + а + а.. .= а * в )

в). Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?

12 + 12 + 12 + 12 + 12

33 + 33 + 33 + 33

а + а + а + а

(Заменить сумму произведением.)

  • Что получится?

( В первом произведении 5 слагаемых, каждое из которых 12 , поэтому оно равно 12 * 5 . Аналогично 33 * 4, а * 3 )

г). А теперь выполните обратную операцию. Замените произведение суммой в выражениях;

99 * 2 =

8 * 4 =

в * 3 =


д). Игра «Найди ошибку».

Песик Тяпа тоже составлял равенства. Давайте проверим, правильно ли он их составил. Если не верно, объясним, в чём его ошибка.


81+81 = 81* 2

21* 3 = 21+22+23

44+44+44+44 = 44+4

17+17-17+17-17 = 17* 5

е). Сравните выражения:


8* 5 5* 8 34 * 9 31 * 2

5 * 6 3*6 а * З а*2+а

  • Какое свойство умножения использовали в первом примере?


  1. Постановка проблемы. Создание затруднения в деятельности.

  • Рассмотрите числовой луч.

  • Какому числу равен единичный отрезок?


5*3 5*4 5*5 5*6 5*7 5*8 5*9 5*10

4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4

  1. 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50


5 * 3 = 15 5 * 5 = 5 * 7 = 5 * 9 =

5 * 4 = 20 5 * 6 = 5 * 8 = 5 * 10 =


  • Давайте проверим, верны ли равенства, записанные на доске.

  • Как меняется сумма одинаковых слагаемых?

  • Продолжите эту закономерность направо.

  • Теперь продолжите её налево.

  • А что означает выражение 5 * 1?

(Сумма одного слагаемого равного 5.)

  • Бывает ли сумма с одним слагаемым?

  • А что означает выражение 5 * 0?

(Сумма нуля слагаемых, равных 5 .)

  • Бывает ли сумма без слагаемых? ( Нет.)

  • Замените действия умножения — сложением.

Над чем вы задумались? Смогли ли выполнить задание? Почему?

  • Имеют ли смысл эти выражения?

Это не согласуется с тем, как мы понимаем умножение. Надо расширить понимание этого действия.

  • Выяснить, можно ли считать равенства 5 * 1 и 5 * 0 верными.

  • Как бы вы сформулировали тему урока?

( Умножение на 0 и на 1.)

  • И так нам предстоит исследовать особенности решения примеров, в которых встречаются 0 и 1.

  1. Открытие детьми нового знания. Исследование.

-Давайте проведём исследование и расширим наши знания об умножении. Приступая к исследованию, следует помнить, что математика — наука точная. В ней всё должно подчиняться свойствам и закономерностям. Нарушать их нельзя!

  • А какое свойство умножения вы знаете? ( Переместительное.)

  • Какую закономерность на луче установили? (5 * 1=5, 5 * 0 = 0)

  • Давайте проверим это свойство. А поможет нам в этом задание № 1 стр. 78.

Дети решают с комментированием.

1* 2= 1+1 =2

1 * 4 = 1 + 1 + 1 + 1 =4

1*5 = 1+1+1+1+1 =5

  • Какое число умножали на 1?

  • Какое число получилось в результате?

  • Сделайте вывод.

(Если единицу умножить на число, то получится, то же самое число.)

Давайте зафиксируем вывод математической записью.

а * 1 = а

  • А теперь обратите внимание на эти выражения.

  • Имеют ли смысл выражения 2 * 1, 4 * 1, 5 * 1?

( Нет, не может быть в сумме одно слагаемое.)

  • Чем эти выражения отличаются от предыдущих? (Поменяли местами множители.)

  • Чему должны быть равны эти выражения, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения?

Чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения, будем считать, что

  1. * 1 = 2 т. к. 1 * 2 = 2

4 * 1 = 4 т. к. 1 * 4 = 4

  • Какое число умножали? ( 2 , 4, 5 )

  • На какое число умножали? (на 1 .)

  • Сколько получили в результате? (2,4.5.)

  • Сделайте вывод.

(Если число умножить на единицу, то получим то же самое число.)

На языке математики это звучит так: а * 1 = а

Совпадает ли наш вывод с тем, что получился на числовом луче?

( Да. 5 * 1 = 5 , 5 * 0 = 0)

-Давайте объединим эти два равенства и переведём с математического языка на русский.

  1. * а = а * 1 = а

(Если умножить число на единицу или единицу на число, то получится то же самое число.)

При умножении на единицу, у меня возник образ единицы в виде зеркала, которое отображает множитель. Давайте проверим это. Я буду единицей, первым множителем, а кто-нибудь из вас вторым множителем. Что увидели в зеркале? Теперь поменяемся местами, что отображается в зеркале? Сделайте вывод.

  1. Решение примеров №2, стр. 78

VI. Физминутка.

  1. А теперь давайте, исследуем случай умножения с 0.

Решение примеров с комментированием.

0 * 3 = 6 * 0=

  1. * 4 = 0 * 7

Сделайте вывод.

(Если умножить ноль на любое число, то в результате получится 0.)

На языке математики это значит 0 * а = 0

Давайте поменяем множители местами

  1. = 6 * =

  2. 0 = 7 * 0 =

Имеют ли смысл эти выражения?

  • Какое значение следует придать им, чтоб не нарушать переместительное свойство умножения?

Сделайте вывод.

(Если число умножить на ноль, то получится ноль.)


Давайте вернёмся к нашей закономерности на луче и будем считать, что выражение

5 * 1 = 5- означает, что 5 единиц отложили 1 раз на луче, а выражение 5 * 0 = 0- означает , что 5 единиц отложили 0 раз.

Пофантазировав, можно представить себе 0 в виде страшного зверя, который съедает любой множитель.

  1. Решение примеров №4 , стр 78.

  1. Самостоятельная работа.


23 * 1 = 0 * 925 = 364 * 1 =

1 * 89 = 156 * 0 = * 12 =

  1. Игра « Придумай пример».

Составьте свои примеры на умножение с 0 и 1 .

  1. ряд — умножение с 0.

  2. ряд — умножение с 1.

  3. Ряд – результат называет.



  1. Задачи на повторение.

Сегодня мы приглашены в гости, а к кому узнаете, расшифровав запись.


(18 + 2) — 8 = (42 + 9) + 8 =

48 + 26 — 26 = 14 — (4 + 3) =

15 + 23 — 15 = 9 + (6+1) =


16

59

12

23

12

7

48

Ф

О

Р

Т

Р

А

Н

Профессор Фортран — знаток компьютеров. Но дело в том, что потерялся его адрес. Кот Икс, лучший ученик профессора, пишет программы для песика Тяпы, а Тяпа выполняет их.

Тяпа получил задание отдать письмо другу Икса, который живёт в доме Фортрана. Думаю, если мы выполним эту же программу вместе с Тяпой, то попадём в дом профессора.

Задание №11, стр. 80.

  1. Профессор приготовил для вас задание: Узнать площадь и периметр его дома прямоугольной формы, длина дома — 7м, а ширина — 4м.

Думаю, мы порадовали профессора своими знаниями, он ждёт следующей встречи на уроках информатики.

  1. Итог урока.

  • Какое открытие для себя сделали на уроке?

  • Является ли наше открытие важным? Почему?

  • Что самое главное надо запомнить?

  1. Домашнее задание.

Выполните задание на стр. 79, №5 , №10.


Свежие документы:  Урок для 10 класса по теме: "Знаменитые британцы: Джеймс Оливер"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: