Конспект урока для 3 класса «Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами»


Пионерская начальная школа – филиал МБОУ «Ильинская СОШ»










МАТЕМАТИКА

Тема: «Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами».

(3 класс)












Составитель: Федорюк Ольга Григорьевна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория







п. Пионер – Труда, 2014 год





Математика (3 класс)

Тема: Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами.

Цели: Образовательная цель: знакомство с письмом римских цифр и чисел.

— Развивающая цель: развивать познавательный интерес и познавательную активность, мышление (умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать) внимание, развитие математической речи, памяти.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощи при работе в парах.

Задачи: 1. Познакомить детей с римскими цифрами и их написанием;

2. Дать представление об использовании римских цифр на практике;

3. Научить читать числа, решать примеры с использованием римских цифр;

4. Закрепить знания нумерации чисел в пределах 1000. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД: выполнять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование урока: Царь, математическое царство, карточки с заданиями для работы в парах, карточки с заданиями для самоконтроля, листок контроля, таблица.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Ребята! Готовы вы к уроку? (Да)

На вас, надеюсь я, друзья.

Добрый день и добрый час.

Всё получится у нас!

— Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.

Что нам всегда помогает хорошо работать на уроке? (наш ум, знания, учитель, друг – другу и хорошее настроение).

Повернитесь, улыбнитесь друг – другу, потрите ладоши и передайте тепло своей души, своему товарищу.

— Ребята, сегодня мы с вами в гостях у сказки. Главный герой её царь, который очень любит математику: задачи на досуге решать, хитроумные книги читать по математике. Прошли годы, состарился царь – математик. Настала пора о наследнике подумать. И решил царь – наследником будет тот, кто покажет себя лучшим знатоком математики. Как вы думаете, легко ли управлять государством? Нужны прочные знания. Вот думает царь, и выберу того, кто лучше других умеет мыслить, математику любит.

Подготовил я для вас на доске задания, хочу проверить ваши знания. Начнём работу с того что мы уже знаем. Проведём разминку ума.

  1. Устный счёт:

13 х 10 = 130 900 : 100 = 9

20 х 10 = 200 70 : 10 = 7

6 х 100 = 600 800 : 100 = 8

Как увеличить число в 10 и 100 раз?

Как уменьшить число в 10 и 100 раз?

  1. Работа в тетрадях.

(Актуализация знаний)

Запишите дату, классная работа.

524 (минутка чистописания)

Кто желает дать характеристику числу? (Трехзначное, чётное, сколько в нём единиц 2 разряда, единиц 1 разряда, 3 разряда). Представь это число в виде суммы, разрядных слагаемых. Есть желающий прочитать? Молодцы ребята. Но для того, чтобы оказаться в математическом царстве, вы должны записать числа. (Математический диктант).

305; 480; 67; 1000; 5сот+3дес+9ед; 8сот+6ед; 2сот+7дес; 5дес+4ед.

— Проверить себя, сверившись с листом контроля.

— У кого получилось так, же как на листке контроля, поднимите руку (молодцы! ).

— У кого были ошибки? В каких числах? Почему ошиблись? Что нужно знать, чтобы правильно записывать многозначные числа? ( разряд чисел, позиции цифр, нумерацию).

— Кто вспомнит какой нумерацией мы сейчас пользуемся? (Арабская) самая распространённая в индии 400 лет до н. э., к нам пришла в конце 17 века.

Это знание нам сегодня пригодится на уроке.

У вас на столе лежит конверт с карточками. Распределите их на группы. – По какому принципу делили (по арифметическим действиям, по значению выражений, по одинаковой римской цифре).

Что вам помогло?

  1. Постановка темы и цели урока.

— Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Римские цифры)

— Где применяются в современности римские цифры? (В часах, исторические даты, календари, для обозначения пунктов плана в краткой записи).

— Чему же я буду учиться на этом уроке? (учиться читать, записывать, сравнивать римские цифры, а так же производить с ними простые вычисления).

  1. Открытие детьми нового знания.

Как важно уметь без ошибок считать

И цифры правильно писать.

Потому что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Так все устроено в мире

На великой чисел силе.

  1. А как считали древние люди, которые не знали цифр? Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая за окружающей природой, от которой зависела жизнь. Наш предок научился выделять из множества предметов. Отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса с зернами одно зерно. Это определяли как «один» и, «много».

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.


Так что же вы узнали о римской нумерации (в Древнем Риме, узловые числа, другие образованы прибавлением и вычитанием).

Устали, пора отдохнуть.

  1. Физ. минутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

А теперь я хочу проверить, как вы запомнили.

  1. Первичное закрепление.

  1. Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр. 46.

Рассмотрите изображение часов.

Как на циферблате числа записаны римскими цифрами. XI, XII.

  1. Чтение и запись чисел.

Прочитайте на стр. 47 текст обозначенный красной чертой.

Что вы узнали? (При помощи цифр I, V, X, можно записать числа больше 12 запишем XIII, XVI).

Прочтите вторую часть параграфа под красной чертой.

Что узнали? L, C, D.

А теперь попробуем прочитать числа записанные на доске (при помощи таблицы). LIII, CXX, VI, XV, XI, DL.

Мы учились читать и записывать числа римской нумерации, а теперь научимся сравнивать.

  1. Сравнение чисел.

— Что мы делаем при помощи сравнения чисел?

2 Сравнение чисел этих знаков?

Попробуем сравнить числа.

Вот мы научились сравнивать числа римской нумерации. (У доски, запись на доске).

А теперь задание посложнее, выполните вычисления.

А теперь покажите свой ум и знания.

  1. Вычисления с числами, записанными римскими цифрами. № 3. Стр. 46.

Работа самостоятельно.

Проверка в парах (можно на доске, лист контроля).

У кого такие ответы?

  1. Задача. А теперь покажите, как умеет решать задачи.

Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий.

Сколько штук сандалий появилось гардеробе римлянина. XIV x V = XXVIII

14 x 2 = 28

  1. Задание на смекалку.

— Дам задание, которое помогает понять, как важно много знать, и в частности римские цифры.

«Догадливый хозяин»

В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случай поживиться, имея в своём распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперёд. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять).

— Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?

— Какой вывод можно сделать? (Важно быть разносторонне образованным человеком).

Уважаемые претенденты, думаете хорошо, считаете быстро. Утешили старика. Есть, кому царство оставить, кому управление доверить.

Назначаю наследником престола учени…. 3 класса, ………… который быстро считает, думает, хорошо решает задачки. Похлопаем.

Думаю, с этого уровня вы взяли для себя немало нужного полезного, а главное поняли.

Без математики, друзья прожить на свете нам нельзя.

Итог: Что нового узнали на уроке?

Где их можно встретить?

Чему научить?

Что было легко?

Что трудно? Почему.

Д/З. Стр. 47 № 7.

Царю понравилось, как вы работали на уроке и мне тоже. Оценим свою работу. Спасибо вам за урок.

  1. Моделирование

Возьмите палочки (III). В каком классе мы учимся.

Превратите её в4, в6, в9, в11;

  1. Логическая задача.

Сложите при помощи палочек запись:

VI+I=V верно ли? (IV+I=V)

Переложите только одну палочку, чтобы равенство стало верным!

Таблица.

Число римское обозначение

Чтение чисел при помощи таблицы.

CLIV, CLV, CLVI, CLVII, CLVIII.

1

I

5

V

10

X

50

L

100

C

500

D

1000

M
























Свежие документы:  Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (по книге В.Т. Шаламова «Колымские рассказы») 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: