Государственное
специальное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии
школа № 15 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края
Урок математики в 4 классе.
Тема: «Таблица умножения числа 9».
Подготовлен
учителем начальных классов
Лилианой Владимировной Киёк.
Тема: «Таблица умножения числа 9».
Цели:
1.1 Познакомить с таблицей умножения числа 9;
1.2. совершенствовать навыки устных вычислений умножения числа 9, умений использовать изученные случаи умножения и деления на 9 при решении примеров и задач.
2. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
3. Воспитывать интерес к изучению математики, совершенствовать навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки.
Оборудование: дидактические карточки, таблица на печатной основе. Учебники «Математика» 4 класс М. Н. Перова, средства ИКТ.
Ход урока.
I Психолого – педагогическая настройка. Слайд №1
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.
II Проверка домашнего задания (№23 с. 127)
2 группа /3 человека/ – работа по карточкам.
/см. приложение/.
Слайд №2
3 группа – ответы на вопросы:
— В чем измеряли длины отрезков? /см и мм/
— Назовите самую короткую длину отрезков.
— Назовите самую большую длину.
— Назовите одинаковые длины отрезков.
III Повторение изученного материала.
Устный счет. Слайд №3
Пришло время вычислять,
На вопросы отвечать!
Дидактическая игра «Помоги Незнайке дойти до домика» /заменить меры длины/ Слайд № 4
25 дм = * м * дм 4 м 3 дм = *дм
7 дм 8 см = *см 60 см * дм.
Слайд №5
Вставить пропущенные числа, называя компоненты действия.
4 х * = 20 /2 группа/ 7 х * = 35/2 группа/ 8 х * = 48/3 группа/
* х 4 = 20/2 группа/ * х 7 = 35/2 группа/ * х 8 = 48/3 группа/
— Какое свойство умножения использовали при решении примеров?
Слайд №6
Поставить нужный знак: > < =
7 + 7 + 7 + 7 * 7 х 4/2 группа/ 5+ 5 + 5 + 4 * 5 х 6/2 группа/
8 х 2 * 8 + 8 + 8/3 группа/ 4 х 3 = 4 + 4 + */3 группа/
— Какое действие можно заменить умножением? Какое условие должно выполняться при замене сложения умножением?
Слайд №7
Я в математике сильна!
Задачки приготовила.
А ну-ка, их решите,
Смекалку покажите!
Слайд №8
Дидактическая игра «Математический магазин»
Количество. | Стоимость. | |
4 рубля | 5 штук |
|
7 рублей |
| 24 рубля. |
IV Физминутка. Слайд №9
V Объяснение нового материала.
1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Работа в тетрадях. Повторение орфографического режима ведения тетради по математике, запись даты.
Слайд №10
Ура! Восьмёрку одолели!
Ещё рывок, и мы у цели!
Но для начала по порядку
Беремся умножать ДЕВЯТКУ!
Графическое письмо «Соедини точки, определи рисунок».
/на листках в клетку учащиеся соединяют точки, обозначенные цифрами 9 – 90. Задание: соедини в последовательности «+ 9»./
Учащиеся 3 группы работают под непосредственным контролем учителя.
2. Сообщение темы и задач урока.
3 Сообщение нового материала
— Сегодня мы будем сами составлять таблицу умножения числа 9, используя уже имеющиеся у нас знания и умения. Слайд №11
Прочитайте примеры:
2 х 9 =/2 группа/ 9 х 2 =/2 группа/
3 х 9 =/2 группа/ 9 х 3 =/2 группа/
4 х 9 =/3 группа/ 9 х 4 =/2 группа/
5 х 9 =/3 группа/ 9 х 5 =/2 группа/
6 х 9 =/3 группа/ 9 х 6 =/2 группа/
7 х 9 =/3 группа/ 9 х 7 =/2 группа/
8 х 9 =/3 группа/ 9 х 8 =/2 группа/
— Как изменились примеры?
— Каким был множитель 9 в первом столбике?
— Каким стал множитель 9 во втором столбике?
— Как изменились произведения?
Вывод: примеры таблицы умножения числа 9 мы получили, переставив местами множители уже изученных нами таблиц умножения. Произведения при этом остались теми же самыми.
Слайд №12
— Решите примеры, заменив сложение умножением:
9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 х * 9 х 9 = /2 группа/
9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 х 10 =/3 группа/
Вывод таблицы умножения, запись на «Ключе умножения».
VI Закрепление полученных знаний Слайд №13
Пальчиковая гимнастика.
Дидактическая игра «Пальчиковая таблица умножения».
Коллективный комментированный анализ простой арифметической задачи №5 с. 128, используя знания таблицы умножения числа 9. Слайд №14
Чтение условия задачи учителем. Чтение условия задачи учащимися, ответы на вопросы по содержанию условия:
— Что клеили ученики на уроке труда?
— Сколько коробочек склеил 1 ученик?
— Сколько учеников работали на уроке труда?
— Прочитайте вопрос задачи.
— Сразу можем ответить на вопрос задачи?
— Как узнать, сколько коробочек склеили все ученики?
/запись и решение задачи по готовой краткой записи учащимися 3 группы/.
Комментированный анализ и решение составной арифметической задачи №7 с. 128 /с учащимися 2 группы/.
Чтение условия задачи учителем.
Самостоятельное чтение условия учащимися.
Работа по содержанию условия задачи.
— Какую бумагу покупал ученик для уроков труда?
— Сколько листов цветной бумаги купил?
— Что сказано о белой бумаге?
— Прочитайте вопрос задачи.
— Чтобы ответить на вопрос задачи, что мы должны знать?
— Сразу сможем узнать о всей бумаге?
— О какой бумаге нам неизвестно?
— Как узнать, сколько листов белой бумаги купил ученик?
— Возвращаемся к главному вопросу задачи. Теперь мы можем узнать, сколько листов бумаги купил ученик для уроков труда?
— Как узнать?
/запись решения задачи у доски учащимися 2 группы/
Самостоятельное составление ответа задачи с последующим чтением вслух.
Слайд №15, 16, 17
Гимнастика для глаз.
/С основой на компьютерные технологии/
Коррекция вычислительных навыков.
Самостоятельное решение примеров с использованием изученных случаев умножения: — №9с.129 Слайд №18
2 – ой столбик – учащиеся 2 группы 4 примера: 9 х … = 54
9 х … = 72
9 х … = 45
… х 9 = 63
2 – ой столбик – учащиеся 3 группы 2 примера: 9 х … = 54
9 х … = 72
с последующей проверкой: Слайд №19
— прочитайте пример, пропущенный множитель которого — 8.
— какой множитель пропущен в первом примере?
— прочитайте пример, ответ которого равен 45;
— в каком примере пропущен множитель 9?
VII Домашнее задание. №9 с. 129: Слайд №20
1группа – 1, 3 столбики: * х 4 = 36 9 х * = 81
* х 4 = 32 * х 9 = 18
* х 4 = 16 9 х * = 9
9 х * = 36 9 х * = 90
2 группа: – 3 столбик, учить таблицу умножения:
* х 4 = 36
* х 4 = 32
* х 4 = 16
9 х * = 36
3 группа – 3 столбик, 2 примера, учить таблицу умножения
* х 4 = 36
* х 4 = 32
VIII. Итог урока. Слайд №21
— Выберите своё настроение. Подойдите к своей картинке.
Приложение.
Вопрос Этих животных мы можем видеть в лесах Краснодарского края только благодаря труду учёных. /зубры/
Реши примеры:
5 х 8 | 4 х 9 | 64 : 8 | 6 х 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛЮЧ К ОТВЕТУ НА ВОПРОС:
40 | 8
| 56 | 54 | |
Б | У | Р
| З | Ы |
Ваш ответ:
Вопрос.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Реши примеры:
45 : 5 | 8 х 3 | 8 х 9 | 16 : 4 | 7 х 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛЮЧ К ОТВЕТУ НА ВОПРОС:
9 | 24 | 8 | 72 | 63 | |
Ц | И | Н | С | И | А |
Ваш ответ:
Вопрос Самый маленький из обитающих в крае оленей.
Реши примеры:
4 х 9 | 32 : 4 | 8 х 9 | 6 х 7 | 54 : 6 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛЮЧ К ОТВЕТУ НА ВОПРОС:
40 | 8 | 36 | 72 | 9 | |
Л
| К | С | О | У | Я |
Ваш ответ:
Вопрос. СКОЛЬКО ЦВЕТКОВ ДОЛЖНА ОБЛЕТЕТЬ ПЧЕЛА, ЧТОБЫ
СДЕЛАТЬ 1 КГ МЁДА?
Реши примеры:
8 х 9 | 4 х 6 | |
|
|
|
|
|
|
90 – 78 | 35 : 7 | 89 – 56 | 45 + 47 | 81 : 9 | 45 : 9 | 7 х 7 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛЮЧ К ОТВЕТУ НА ВОПРОС:
12 | 16 | 92 | 17 | 5 | 9 | 5 | 72 | 23 | 49 | |
А
| И | М | И | Д | Л | О | Н | В | Л | А |
Ваш ответ:
Вопрос
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет носом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаете, это ……..
Реши примеры:
4 х 9 | 32 : 4 | 8 х 9 | 6 х 7 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛЮЧ К ОТВЕТУ НА ВОПРОС:
40 | 8 | 36 | 72 | |
Я
| Ц | П | А | Л |
Ваш ответ: