Конспект урока для 4 класса «Знакомство с числом 5»


Государственное казенное учреждение

«Детский дом-интернат Южное Бутово»

для умственно-отсталых детей

Департамента социальной защиты населения

города Москвы











Конспект урока для 4 класса
«Знакомство с числом 5»





подготовила

учитель-дефектолог

Танюшкина Анастасия Алексеевна











г. Москва
2014





Конспект занятия по формированию количественных представлений дошкольников с нарушением интеллектуального развития по теме: «Знакомство с числом пять».


Цель:

  • подготовка к обучению счетным операциям

  • углубление знаний о множестве.

Образовательная задача:

  • формировать представление о том, что пять больше, чем четыре, на один

  • познакомить с числом пять

  • усвоение итогового числа пять при пересчете

  • учить детей выделять пять предметов из множества по словесной инструкции

  • упражнять в преобразовании множеств, в пределах пяти

  • учить сравнивать группы предметов по количеству

  • учить определять количество предметов, изображенных на картинках (в пределах четырех)

  • учить сопоставлять по количеству движения и звуки, действия

  • учить обозначать количество цифрой.

Воспитательная задача:

  • воспитание дружеских чувств

  • воспитание бережного отношения к наглядному и раздаточному материалу.

Коррекционная задача:

  • развитие зрительно-тактильно-двигательного восприятия

  • коррекция слухового внимания

  • развитие мышления (операция сравнения), памяти, мышления

  • развитие речи (согласование числительного с существительным; употребление речевой конструкции «больше», «меньше», «поровну»).


Оборудование. (В скобках курсивом обозначены предполагаемые ответы детей). Наборное полотно по количеству детей, волшебный мешочек с деревянными овощами, геометрические фигуры плоскостные, цифры, раздаточные листы с заготовками для закрашивания, сюжетные картинки с изображенными на них предметами или животными в рамках лексической темы (три матрешки, две кошки, четыре поросенка, три кровати).


Организационный момент. Педагог напоминает, что начинается занятие. У детей на столах геометрические фигуры (по одной у каждого ребенка). Сядет тот, у кого геометрическая фигура, которую я назову. (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Дети садятся на свои места. А теперь назовите предметы, которые похожи на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети поочередно называют предметы, похожие на геометрические фигуры;

на треугольник: (флажок, гирлянда на елку, крыша домика)

на квадрат: (коробка, кубики, платок)

на круг: (яблоко, мячик, апельсин)

на прямоугольник: (шкаф, ковер, коробочка).


Повторение. А теперь я буду вам показывать картинку, на которой нарисовано какое-то количество предметов, а вы будете поднимать нужную цифру. (Повторить 5-8 раз с разной наглядностью), (у детей цифры 1,2,3,4;-на карточках предметы количеством от 1 до 4). Какие вы знаете цифры? (1, 2, 3, 4). Приготовьте ваши цифры, выложите их по порядку. Покажите мне цифру … один (дети показывают), покажите мне цифру … два (и т.д.). А теперь покажите мне такую цифру, сколько здесь котят (3), сколько здесь домиков ( ) и т.д.



Актуализация знаний. Предлагаются задания:

  • Возьмите четыре синих квадрата. Выложите их на верхней полосочке. Сколько квадратов? (Посчитайте, сколько квадратов: один, два, три, четыре, всего четыре квадрата.)

  • Возьмите красных кругов столько, сколько квадратов. Выложите их на нижней полосочке. (Положите под каждым квадратом только один круг). Сколько кругов? (Посчитайте).


  • Все фигуры удалось положить один к одному? (Да.)


  • Что мы можем сказать про круги и квадраты, сколько их? (Сколько кругов, столько и квадратов. Кругов и квадратов одинаково, поровну, по четыре).


Сообщение нового материала. Операции над преобразованием множеств педагог проделывает на демонстрационной доске и сопровождает их комментариями, а дети у себя на раздаточном материале.

На доске прикрепляются квадраты, под ними круги. Педагог сообщает: «Перед вами квадраты и круги. Кругов и квадратов одинаково, поровну, по четыре». У меня так же, как у вас.

А как сделать, чтобы квадратов было больше, чем кругов? (Добавить один квадрат). Добавим один квадрат. Я добавила один квадрат. И вы добавьте у себя. Сколько получилось квадратов? Посчитайте. (Пять). Посмотрите, кругов меньше, а квадратов больше. На сколько квадратов больше, чем кругов? (На один).

Сколько было квадратов? Сколько теперь стало квадратов? (Было четыре, стало пять). Что мы для этого сделали? (Добавили к четырем один квадрат). И сколько теперь стало квадратов? (Стало пять).

Давайте, посчитаем. (Один, два, три, четыре, пять, всего пять). Педагог показывает на каждый квадрат, а дети четко произносят числительное. А теперь посчитайте квадраты у себя. (Один, два, три, четыре, пять, всего пять).


Физкультминутка. ( Дети выполняют действия под текст.)


Мы ногами — топ-топ.

Мы руками — хлоп-хлоп.

Мы глазами — миг-миг.

Мы плечами – чик-чик.

Раз — сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Неваляшкой, словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскач,

Будто наш веселый мяч.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!


Закрепление изученного. Предлагаются задания: упражнения на счет, счет движений, поиск предметов заданного количества:

  • хлопните в ладоши столько раз, сколько хлопну я (топните, присядьте),

  • придумайте, какие действия можно сделать пять раз (постучать, подпрыгнуть). Подпрыгните (постучите) пять раз. (Актуализация опыта другого ребенка). Слушают все, а Оля будет считать, а вы проверяйте, правильно он сделает? Сколько раз ты подпрыгнул (постучал)?

  • выберете из мешочка пять предметов. Выбирают все дети у себя на парте (посчитай Ваня, Сережа пересчитай),

  • посчитайте, сколько предметов лежит в мешочке (пять) (пять морковок и т.д.)

  • вспомните и назовите предметы, которые есть в группе, которых мы можем отсчитать пять (пять шапок, пять кроватей, пять мячей).

  • закрасьте пять предметов. Здесь нарисовано много предметов, а вам нужно закрасить только пять. Сколько предметов вы закрасили? (пять апельсинов, пять машин, пять треугольников) (работа на раздаточном материале.)


Подведение итогов занятия. Ребята, мы сегодня познакомились с числом пять и научились считать до пяти. Что мы делали на занятии? (считали мебель/животных, закрашивали, называли что похоже на геометрические фигуры., называли действия, которые мы можем сделать три раза. Молодцы! Все вы узнали на занятии много нового. Расскажите воспитателю о числе пять.
























Список использованной литературы


1. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. – М.: «Айрис дидактика.» , 2005.






Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Таблица умножения и деления на 7" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: