Конспект урока математики «Подмножество» 3 класс


Конспект урока математики.

Урок «открытия» нового знания

Учитель: Павлова Галина Сергеевна

Тема: «Подмножество».

Основная дидактическая цель урока: помочь детям усвоить понятие «подмножество»; создать условия для формирования представления о подмножестве, опираясь на жизненный опыт детей.

Задачи урока:

  • Образовательные – закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества»; закреплять представления о способах задания множеств; познакомить с понятием «подмножество» и соответствующими ему графическими моделями множеств в виде диаграмм Эйлера-Венна; повторить знания о диаграммах, алгоритме их построения, помочь детям понять цель использования диаграмм в жизненных ситуациях.

  • Развивающие – развивать пространственное воображение, логическое мышление, фантазию, память; способствовать формированию устойчивого внимания; развивать интеллектуальные общеучебные умения.

  • Воспитательная – развивать коммуникативные и организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Средства обучения:

  • Учебник авторов: Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика» для 3-го класса (часть 2) — ОС «Школа 2100».

  • Рабочие тетради.

  • Справочный материал: словари.

  • Раздаточный материал.

  • Карточки для индивидуальной работы.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности. Организационный момент.

— Уважаемые маленькие математики, можно вас так называть?

— У нас урок математики, не так ли?

— Чем вы можете предложить сегодня нам заняться?

— Но какие бы задания мы не выполняли, мы твёрдо с вами уверены:

Математиками, может, и не станем,

Но науку всё же мы пройдём.

Решая в жизни многие задачи,

Мы будем помнить обо всём.

  1. Актуализация знаний.

1)Закрепление знаний о множестве, элементах множества, способах задания множества.

На столах у детей лежат геометрические фигуры (разные по цвету, размеру, форме), с обратной стороны написаны имена учеников. У одного ученика – изображение сказочного литературного персонажа Знайки.

— Посмотрите внимательно на ваш раздаточный материал, поднимите вверх.

— Какие вопросы по теме «Геометрические фигуры» вы можете задать друг другу?

(Работа в парах)

— Обратите внимание, у одного из вас есть какая-то особенность. (Знайка)

— Можно ли назвать ваши предметы множеством? Если да, то каким. И всё ли можно включить в него? (Множество геометрических фигур, кроме Знайки)

— Попросим Знайку объяснить, почему он не войдёт в данное множество.

— Какие знания предыдущих уроков вы использовали? (понятия: множество и элементы множества)

— А теперь Знайка приглашает к себе в группу друзей, таких, чтобы получилось множество, кто желает?

(У учителя на столе дети выбирают изображения сказочных и литературных героев) (Дети садятся в одну группу)

— Как можно назвать получившееся множество?

— Кто может предложить, каким образом вы можете разделиться на другие группы? (по цвету, по размеру, по форме)

— Можно ли назвать эти группы множествами? Докажите.

Дети рассаживаются по группам (например – по цвету).

Работа в группах.

— Расскажите всё о своих множествах. Если затрудняетесь, пользуйтесь памяткой (слайд № 1)

Памятка

  1. Рассмотри все фигуры внимательно.

  2. По какому общему признаку вы объединились?

  3. Можно ли назвать все ваши фигуры множеством? Почему?

Слова-подсказки: — я считаю…, — я думаю…, — так как…

2)Повторение знаний о диаграммах.

— Можно ли, используя ваш комплект геометрических фигур, составить высказывания и построить на их основе диаграммы?

(слайд № 2)

У каждой группы имеются несколько фигур, одинаковых по одному признаку и различных по другим. Дети составляют высказывания и на их основе строят диаграммы (на одном листе — одну диаграмму). Учитель наблюдает за работой и только при необходимости помогает группам.

Например: Маша собирает все фигуры с надписью имени «Маша», Саша – все квадраты, Алёша – все большие фигуры. Далее строится диаграмма (линейная или столбчатая).

При затруднении у детей группы литературных героев, можно дать направление, в каком можно работать.

3)Рассказы детей об итогах работы. Самооценка.

— Посмотрите, какие диаграммы, можно построить, используя возможности компьютера.

(слайды № 3, 4, 5)

Зарядка для глаз.

III. «Открытие» нового знания.

  1. Задание № 1, стр. 46 (обсуждение в парах)

  2. Работа с раздаточным материалом.

( Приложение № 1, № 2)

— По какому признаку собраны элементы этих множеств?

— Какие фигуры можно объединить в одно внутри этих множеств?

(Множество прямоугольников, множество параллелепипедов)

— Как вы думаете, есть ли особое название у выделенных групп?

— Можно ли считать, что речь идёт о целом и его частях? Объясните.

— Предположите, как они могут называться. Трудно? Обратимся за помощью к учебнику (стр.46).

— А если нет под рукой учебника, где можно ещё уточнить значение слова? (в словаре) (слайды № 6, 7)

  1. Как вы думаете, чему новому мы должны сегодня научиться на уроке?

  2. Знакомство с графической моделью множества и его подмножества. На основе заданной модели дать детям возможность сформировать представление о подмножестве как части множества.

Как изображено множество и подмножество?


Tree


— Почему множество хвойных деревьев является подмножеством множества деревьев? Есть ли такие деревья, которые не являются хвойными?

— Назовите несколько элементов множества деревьев, таких, чтобы они были элементами множества хвойных деревьев.

Физминутка.

  1. Первичное закрепление.

1.Учебник, стр. 47, № 3 — работа в парах.

«Костя сделал рисунок. Объясни, как он изобразил множество и подмножество.

  • Почему множество кустарников является подмножеством множества растений? Есть ли такие растения,

которые не являются кустарниками?

Есть ли такие кустарники, которые не являются растениями?

  • Сделай такой же рисунок, как у Кости,

запиши на нём 5 элементов множества

растений так, чтобы 3 из них

были элементами множества кустарников».

2.Группе детей (дети с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей) даётся индивидуальное задание — № 5, стр.5.

«Костя Шишкин мечтает стать дрессировщиком и читает книги только о животных. Он записал названия некоторых множеств. Вот они: слоны; тигры; животные; собаки.

Нарисуй эти множества в виде геометрических фигур. Как они будут расположены? Какие множества являются подмножествами?

  • Сколько книг о слонах прочитал за год Костя, если всего он прочитал аз это время 120 книг о животных, из них о собаках было 40 книг, о тиграх в 2 раза меньше, чем о собаках, а остальные книги были о слонах?»

3.Самостоятельная пятиминутка – стр.47 № 4. (по вариантам)

Данное задание, где множества изображены в виде геометрических фигур, даёт возможность развивать сразу два направления: логическое и геометрическое (узнавать и называть изученные геометрические фигуры).


«Витя нарисовал множества в виде замкнутых кривых линий и записал их названия. Расскажи, как называется каждое множество на этих рисунках».


а) ЯБЛОКИ б) ЖИВОТНЫЕ

ФРУКТЫ ЖИРАФЫ






4.Взаимопроверка (1 вариант проверяет 2 и наоборот – если вы согласны с высказываниями, дружно встаньте и тихо поаплодируйте).

5.Проверка индивидуального задания. Самооценка группы учащихся.

КРИТЕРИИ:

  • Выслушивали мнения всех членов группы?

  • Задания выполняли коллективно?

  • Решение нашли самостоятельно?

  • Пользовались помощью учителя? Одноклассников?

  • Рассказали о выполнении задания грамотно?

  • Использовали новые знания?

  • В каких жизненных ситуациях решение подобных задач может пригодиться?

  • Какой совет дадите ребятам?

  • Над чем нужно поработать ещё?

  • Как можете оценить работу вашей группы?

(Слайд № 8)

— А теперь я шлю вам свою улыбку, потому что очень довольна вашими грамотными высказываниями.


  1. Закрепление изученного материала с использованием новых знаний.

1. Отработка вычислительных навыков. (Работа в тетрадях)

а) — Возьмите карточки жёлтого цвета.

(Приложение № 3)

— Что на них записано? (Математические выражения)

— Чем особенны? (Используются только действия: сложение и вычитание)

— Возьмите карточки другого цвета.

— Что на них записано? (Математические выражения)

— Чем особенны? (Используются только действия: умножение и деление)

— Какое задание вы можете предложить? (Найти значения данных выражений)

— Найдите значения выражений на любой из карточек, записывая в тетради. Буквы впишите в карточку.

(самостоятельная работа)

б) Проверка (слайд № 9).

М

Н

О

Ж

Е

С

Т

В

О

777

231

687

999

543

333

600

222

687


П

О

Д

М

Н

О

Ж

Е

С

Т

В

О

8

11

45

72

90

11

55

34

70

49

30

11


— Можно ли считать получившиеся значения выражений одним множеством? Каким? (Множество натуральных чисел)

— Какие подмножества выделите? (Трёхзначные числа, двузначные числа, числа, в записи которых используются одинаковые цифры и т.д.)

— Какое новое знание помогло вам при ответе на мой вопрос?

V. Подведение итога урока.

— Возьмите карточки с иллюстрациями. (Приложение № 4)

— Часто в жизни нам приходится что-то выбирать, объединять, исключать и т.д.

— По какому признаку объединили эти картинки? (Постройки жилищ, зданий; предметы, необходимые для какой-либо работы)

— Можно ли считать их множествами? Подмножествами по отношению друг к другу?

(Дети высказывают свои предположения)

— Назовите в каждом множестве какое-нибудь подмножество.

(В работу включаются: интеллект, фантазия, умение систематизировать и т.д.)

— Какое новое знание, полученное сегодня на уроке, помогло вам?

— Попробуйте применить новое знание самостоятельно, расскажите одноклассникам о каком-либо множестве и его подмножестве.

(Игра «Продолжи цепочку истинных высказываний»)

VI.Рефлексия деятельности. Оценивание.

— Как вы думаете, всё удалось нам на уроке?

— Чему мы научились?

— В чём испытывали затруднения?

— Над чем ещё нужно поработать?

— Оцените работу класса: если вы полностью удовлетворены результатами работы, скажите друг другу «Спасибо»; если нет – просто помолчите, если затрудняетесь дать оценку – кивните головой.

— А я хочу вам сказать: «Спасибо за старания на уроке».

(слайд № 10)

VII. Домашнее задание.

По выбору: стр.47, № 6, № 7, № 8


Приложение № 1





Приложение № 2


Приложение № 4







Приложение № 3

Т 589 – 89 + 100 = М 666 + 111 = Н 400 – 200 + 31 =

О 787 – 100 + 0 = С 444 – 111 = В 534 – 12 – 300 =

Ж 1000 – 1 = Е 133 + 10 +400 =










777

231

687

999

543

333

600

222

687





М 80 : 10 ∙ 9 = П 16 : 4 ∙ 2 = В 5 ∙ 6 : 1 =

О 66 : 3 : 2 = Е 17 ∙ 2 ∙ 1 = Д 36 : 4 ∙ 5 =

С 7 ∙ 5 ∙2 = Н 9 ∙ 10 = Ж 15 : 3 ∙ 11= Т 14 : 2 ∙ 7 =













8

11

45

72

90

11

55

34

70

49

30

11

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Приёмы устных вычислений" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: