Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Сравнение задач на нахождение остатка и разностное сравнение»


ГУ «Средняя школа№ 7 отдела образования акимата г. Костаная»













Конспект урока математики
в 1 классе

«Сравнение задач на нахождение остатка и разностное сравнение»





подготовила

учитель начальных классов

Мельникова Елена Федотовна











г. Костанай
2014






Урок – сказка «Заюшкина избушка».

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тема: «Сравнение задач на нахождение остатка и разностное сравнение»

Цель: Развитие критичности мышления у первоклассников путём решения провоцирующих задач.

Задачи:

Образовательная: формировать умение сравнивать и различать задачи на разностное сравнение и нахождение остатка, закрепить таблицу сложения и вычитания чисел первого десятка.

Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса, вычислительных навыков, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного, критического мышления, обогащение словарного запаса.

Воспитательная: содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства доброты, сопереживания.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: нестандартный. Форма проведения: Урок – сказка «Заюшкина избушка».

Технология: личностно – ориентированный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Оборудование: презентация, веер с цифрами у каждого ученика, цветные карандаши, палочки.

Техническое и программное обеспечение:

компьютер, мультимедиа проектор, колонки для звукового сопровождения, экран; программы Рower Point 2007( 2010), Windows Media Player.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Межпредметная связь: познание мира, литература.

Формы работы: индивидуально-фронтальная, групповая.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Психологический настрой. Слайд № 2

Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. Слайд № 3

— Начинаем урок математики. Проверим готовность к уроку.

На парте должны быть: тетрадь, учебник, веер с цифрами, счётные палочки, линейка, ручка и карандаши.

— Тема урока: Сравнение задач. Подумайте, чему мы будем учиться на уроке?

— Правильно, мы продолжим учиться сравнивать задачи разных видов. А для чего это нам необходимо уметь?

(Чтобы: 1) различать задачи;

2) правильно выбирать решение и записывать ответ.)

— Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок – сказка. И проведём мы его не в классе, а на лесной полянке. В какой сказке мы побываем, вы скоро догадаетесь сами.

  1. Решение провоцирующих задач. Слайд № 4

  1. Ключом к сказке является следующее задание:

1 пр.з.

9

Какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить это число на 3?

6



(Перевернуть лист = )


  1. Закройте глаза, представьте, что вы в весеннем лесу. Сейчас я поверну ключ, и все мы окажемся в сказке. «Крибле, крабле, бумс»!

(Учитель поворачивает сказочный ключ. Дети открывают глаза. На экране появилась картинка к сказке) Слайд № 5

— Ребята, в какой сказке мы очутились? («Заюшкина избушка».)

— Как начинается сказка? Что значит лубяная избушка?

(Построена из коры лиственных деревьев).

  1. Слайд № 6. Пустил зайчик лису погреться. А она стала придумывать для него различные задания да ещё условие поставила:

«Тому достанется избушка,

Кто в математике силён.

Задачи – это не игрушка,

Кто не решил, тот вышел вон»!

А задачи были такие:

2 пр.з. Слайд № 7

— Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?











( 8 прямоугольников )

3 пр.з. Слайд № 8

— Что тяжелее: 2 кг снега или 2 кг земли?





  1. Устные вычисления.

    1. Индивидуальная работа на доске.

        1. 1 + 9 * 7 + 3 2) 2 + 6 – 4

7 — 3 * 8 – 4 10 – 5 + 3

6 + 3 * 8 – 5 4 + 5 – 6

  1. У лисы 6 лисят, а у зайчихи на 4 зайчонка меньше. Сколько зайчат у зайчихи?

  2. У лисы 6 лисят, а у зайчихи 4 зайчонка. На сколько лисят больше, чем зайчат?

  1. Игра «Молчанка». Слайд № 9

Заяц задач не решил без подсказки.

Кто в доме живёт, нам известно из сказки.

Сидит зайка, плачет, на домик глядит.

Плутовка – лиса из окна говорит:

«Вот, зайчик, записаны здесь выражения,

Но вешней водою в них смыло значения.

Как суммы и разности ты назовёшь,

В избушку свою без препятствий войдёшь».

Зайчонку надо нам помочь

Лису – плутовку выгнать прочь.

Группа 4








  1. Назвать суммы. Назвать разности.

  2. Решение выражений.

— Как примеры нам решить и лисичку обхитрить?

С цифрами веер в руки возьмите,

Тихо зайчонку ответ покажите.

  1. Решение провоцирующих задач. Слайд № 10

4 пр.з. Хитрая лисичка видела, что мы помогли зайчику, и не пустила его в избушку. «К кому пойти за помощью? – думает зайчик, — эта дорожка ведёт к медведю, а эта к петушку. Какая из них короче?»

Группа 8





— А вы как думаете, ребята?

( Обе дорожки одинаковой длины.)

Решил зайчик идти к медведю за помощью, он сильнее, может и выгонит лису из избушки.

5 пр.з. Слайд № 11

Идёт зайка к медведю, а навстречу ему 2 ежихи и у каждой по 3 ежонка. Сколько всего животных шло к медведю? (1 зайка)

6 пр.з. Слайд № 12

Идёт зайчик дальше по лесу. А навстречу ему сорока — коммерсантка с весами: «Зайчик, хочешь узнать свой вес?»

Встал зайка задними лапками на весы. «Твой вес 5 кг», — сказала сорока. А зайчик подумал: «А если я на все 4 лапки встану, каким будет мой вес?» (тоже 5 кг)

  1. Физминутка. Слайд № 13

Зайка серенький сидит (присесть, поднять руки над головой)

И ушами шевелит. (движение кистями рук над головой)

Зайке холодно сидеть, (показать, как холодно)

Надо лапоньки погреть. (потереть ладошки, сжать и разжать пальцы рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку испугал.

Зайка прыг и убежал. (подпрыгнуть на двух ногах, бег на месте)

— Пришёл зайчик к медведю, рассказал ему о своей беде.

«Пойдём, я твоему горю помогу», — сказал медведь.

Слайд № 14 Вот пришли они к избушке, медведь как зарычит:

«Поди, Лиса, пока цела.

Не то намну тебе бока!»

7 пр.з. Хотел медведь показать лисе свою силу. Взял толстое бревно и обломал один конец. Сколько концов теперь у бревна? (4 конца)

  1. Сравнение задач. Слайд № 15

Работа по учебнику.

Лиса: «Согласна я оставить дом,

Но только дело, Миша, в том,

Задачи надобно решить,

Затем проверить и сравнить.

Как запишешь их в тетрадь,

Приходи ко мне опять».

Медведь: « Ох, хитра лиса – плутовка,

Как придумала всё ловко.

Что же делать? Как тут быть?

Мне задачи не решить!

Учитель: Так и быть, поможем мишке,

Открывайте, дети книжки,

На странице 86

Две задачи рядом есть.

Их для зайчика решим

И проверим, и сравним.

    1. Решение задачи на разностное сравнение. Слайд № 16

— Прочитайте внимательно задачу слева.

— О чём говорится в задаче?

— Что известно о красной ленте?

— Что известно о синей ленте?

— Что необходимо узнать?

— Как вы понимаете слово короче?

— Каким действием решается задача? Почему вычитанием?

(Спрашивают: «На сколько меньше?»)

— Запишите решение в тетради.

— Как записать ответ? Внимательно прочитайте ещё раз вопрос задачи. (На 5 см короче синяя лента.)

Проверка: Слайд № 17

— Начертите красным карандашом отрезок такой длины, какой была красная лента. Какой длины начертили отрезок? (10см) Почему?

— От начала красного отрезка отмерьте 5 см, такой длины была синяя лента, проведите отрезок.

— Измерьте оставшуюся часть. Сделайте вывод.

    1. Решение задачи на нахождение остатка. Слайд № 18

Прочитайте задачу справа.

О чём говорится в задаче?

Что обозначает число 10? (Столько см ленты было.)

Что обозначает число 5? (Столько см ленты отрезали.)

О чём спрашивают в задаче?

Каким действием решается задача? Почему?

(Отрезали стало меньше, значит необходимо отнять.)

Как записать решение задачи?

Прочитайте вопрос задачи и сформулируйте ответ.

Проверка: Слайд № 19

Начертите отрезок такой длины, какой была лента.

— Какой отрезок начертили? (10 см) Почему?

— Отмерьте от начала отрезка столько см, сколько ленты отрезали, поставьте точку. Сколько см отмерили? (5 см ) Почему?

— Измерьте оставшуюся часть. Сделайте вывод.

    1. Сравнение задач. Слайд № 20

— Сравните эти две задачи. Чем они похожи? Чем отличаются?

— Почему одинаковые решения?

— Сравните ответы. Почему они разные?

( Потому что разные вопросы в задачах.)

  1. Решение провоцирующих задач.

Опять не впустила лиса зайчишку.

Идёт он по лесу и горько плачет.

Навстречу ему бежит собачка:

«Что ты, заинька не весел?

Что ты голову повесил»?

Зайка в школу не ходил

И задачи не решил.

Пришли они вместе к избушке. Собачка залаяла: Слайд № 21

« Тяф, тяф, тяф,

Поди, лиса, вон»!

А лиса из окошка:

«Я в домике этом живу очень славно,

На вас из окошка смотреть мне забавно.

Сначала послушайте, дайте ответ,

Может такое быть или нет»?

8 пр.з. — Сижу я, соломинками играю. Положила на стол 3 соломинки так, что получилось 4. Может ли быть такое? Слайд № 22

Жалко собачке зайчишку до слёз,

Но очень уж труден этот вопрос.

— А вы, ребята, как думаете?

(Может. Из трёх соломинок можно сложить цифру 4.)

— Попробуйте это сделать из палочек. (работа в группах)

Прямая соединительная линия 6

  1. Прямая соединительная линия 5Прямая соединительная линия 7 4

9 пр.з. Слайд № 23

Пошёл зайчик опять искать помощи у кого-нибудь. За день он так проголодался. Смотрит, 4 морковки лежат, видно, кто-то свои запасы потерял. Обрадовался зайчик и думает:

«А если бы я со своим другом Пушком был, сколько бы мы морковок могли найти»? (Неизвестно.)

  1. Дополнение задания вопросом. Решение задачи на нахождение суммы.

Перекусил зайка и пошёл дальше. А навстречу ему петушок идёт. «Пойдём, я твоему горю помогу». Слайд № 24

Подошли они к избушке.

Петушок закричал:

«Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Слезай, лиса, с печи!

Поди, лиса, вон»!

А лиса из избушки отвечает:

«Ходил тут Мишенька – медведь,

Хотел он двери отпереть,

Да задачи не решил,

В лес обратно поспешил.

Ну, а ты силён в науке?

Я проверю, ради скуки.

На таблицу посмотри

И задание прочти.

Быстро, Петя, дай ответ:

Задача записана здесь или нет»? Слайд № 25

У Игоря было 7 красных машинок, он купил ещё 3 зелёные.




— А вы, ребята, как думаете, можно это задание назвать задачей? Почему? Поставьте вопрос. (Сколько машинок стало у Игоря?)

Анализ и решение задачи. Слайд № 26

— О чём говорится в задаче?

— Что известно о машинках?

— О чём спрашивают в задаче?

— Каким действием решается задача? Почему?

Было – 7 м.

Купил – 3 м.

Стало — ? м.

7 + 3 = 10 (м.)

Ответ: 10 машинок стало у Игоря.

Проверка решения задачи. Слайд № 27

— И петушок тоже справился с заданием. А лиса опять не унимается.

«Последнее дам я тебе испытание:

Записано рядом второе задание,

Составьте задачу, решите, сравните.

Ну, а потом, так и быть, заходите».

  1. Составление задачи по краткой записи.

Красных – 7 м. На ? м. больше

Зелёных – 3 м.

Прямая соединительная линия 1



Решение и проверка задачи. Слайд № 28 — 29

Сравнение с предыдущей задачей. Слайд № 30

  1. Итог урока. Слайд № 31

Вот так Петя! Молодец!

Дверь открыта, наконец.

Задачи кто решать не может,

Тому и сила не поможет.

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок:

Чтобы как зайка слёзы не лить,

Надо, ребята, в школу ходить!

— Чему мы учили зайчика на уроке и учились сами?

— Где вам могут пригодиться полученные на уроке знания?





























Список использованной литературы

  1. Учебник математики для 1 класса: уч .пособие. Алматы «Атамура».

  2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. -399 с.

  3. А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысынко. 500 задач на сообразительность: пособие. М.:Аквариум, 1999, -224 с.






Использованные материалы и Интернет-ресурсы Слайд 32


        1. https://www.google.kz

        2. https://www.google.ru/imgres

        3. http://umm4.com/stories_tales_poems/skazkausolnyshkavgostyax.htm

        4. http://www.detiam.com/библиотечка/

        5. http://www.liveinternet.ru/users/5117382/rubric/4100970/

        6. Автор и источник заимствования некоторых картинок неизвестен.

        7. Golosa-ptic-Soroka(muzbaron.com)





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Вычисление значений выражений, содержащих степени»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: