Конспект урока математики в 1 классе «Сравнение задач»


ГУ «Средняя школа№ 7 отдела образования акимата г. Костаная»













Конспект урока математики
в 1 классе

«Сравнение задач»





подготовила

учитель начальных классов

Мельникова Елена Федотовна











г. Костанай
2013





Урок – сказка «Теремок».

Тема: Сравнение задач.

Цель:

обучающая: овладение умением различать задачи на нахождение остатка и уменьшение числа на несколько единиц, закрепление умения составлять задачи по рисунку и выражению, различать сообщение и задачу, дополнять условие;

развивающая: развитие связной речи, вычислительных навыков, познавательных способностей;

воспитывающая: способствовать воспитанию положительных качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: Урок – сказка «Теремок».

Оборудование: компьютер, презентация, звукозапись «Голоса птиц», веер с цифрами у каждого ученика, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Орг. момент. Сообщение темы, постановка цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться решать, сравнивать, анализировать, составлять задачи. Что мы должны знать и уметь? А поможет нам в этом сказка «Теремок».

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

  1. Чтобы попасть в сказку, надо решить логическую задачу.

Росли 2 березы. На каждой березе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?

(На берёзе груши не растут.)

2. Устный счёт.

— Закройте глазки. Представьте лето, лесную полянку, на которой растут цветы и поют птицы. (Слайд: теремок, деревья, солнце, ромашки. Звучит музыка «Голоса птиц».)

В чистом поле теремок,

Он не низок не высок.

Шла лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

В теремочек тот войдёт,

Тот замочек отопрёт,

Кто решит примеры эти.



Лягушка:

« Где же ключик мне найти?

Без него мне не войти!

Подойду я близко-близко.

Тут в замке торчит записка».


— Вы помочь хотите, дети?

— Ты, лягушка, не тужи,

С математикой дружи,

А сегодня на рассвете

Мы решим примеры эти.


III. Работа по теме. Решение и сравнение задач с.71.

Мышка.

Только свет зажгла лягушка,

Постучалась мышь – норушка:

« Пусти меня в дом».


— Согласна лягушка открыть теремок,

Но только попала ты, мышь, на урок.

Чтобы с лягушкой в тереме жить,

Надо сначала задачу решить.


Так и быть, поможем мышке.

Открывайте, дети, книжки.

На странице 71

Две задачи мы сравним.

1. Составные части задачи.

— Из каких частей состоит задача?

(Слайд: условие, вопрос, решение, ответ)

2. Чтение и сравнение задач.

— Чем задачи похожи? (Одинаковыми цифровыми данными: 9,3.)

— Чем задачи отличаются? (В первой задаче говорится о мальчиках, во второй — о мальчиках и девочках. В I — надо узнать, сколько осталось мальчиков, во 2 — сколько было девочек.)

3. Анализ и решение первой задачи с.71

— 0 ком говорится в задаче?

— Что известно о мальчиках?

— О чем спрашивают в задаче?

Заполнение таблицы:

Было -9 м.

Ушли — 3 м.

Осталось — ? м.

Решение задачи.

— Покажите (веером), каким действием решается задача.

— Почему надо решать вычитанием? (Ушли — стало меньше.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка)

— Скажите ответ задачи. (Ответ: осталось 6 мальчиков.)

Проверка.

— Что надо сделать еще? Как будем проверять?

— Нарисуйте столько кружочков, сколько было мальчиков.

— Что надо сделать теперь? Почему зачеркнуть 3 кружочка? (Ушли)

— Посчитайте, сколько кружочков осталось. Поднимите руку, у кого получилось 6 кружочков? Сравните с ответом задачи. Кто считает, что задача решена верно?

4. Анализ и решение второй задачи с.71

Петушок


Поселились мышь с лягушкой,

Лупоглазою подружкой.

Вдруг стучится на рассвете

Петушок горластый — Петя.

« Это что за теремок?

Он не низок, не высок

Эй, откройте петушку!

Ко-ко-ко, кукареку!»

Мышь с лягушкой не пускают,

В один голос отвечают:

«Если задачу ты сможешь решить,

В тереме нашем будешь ты жить».

— Что ты, Петенька, не весел?

Что ты голову повесил?

В школу Петя не ходил,

И задачи не учил.

Чтение и анализ задачи.

— О ком говорится в задаче?

— Что обозначает число 9? (Столько было мальчиков.)

— Что известно о девочках? (Их на 3 меньше.)

— Что значит на 3 меньше? (Столько же, но без трёх.)

Краткая запись задачи.

М. 9

Д .- ? на 3 <

Решение задачи.

— Покажите, каким действием надо решать задачу.

— Почему надо решать вычитанием?

— Запишите решение задачи.

— Прочитайте решение. (9 — 3 = 6 (д.)

— Скажите ответ задачи. (Ответ: было 6 девочек.)

Проверка решения.

— Как проверить задачу?

— Нарисуйте столько кружков красного цвета, сколько было мальчиков.

— Сколько кружков нарисовали? ( 9)

— Ниже нарисуйте синим карандашом столько кружочков, сколько было девочек?

— Сколько кружков нарисовали? (6)

— Каких кружочков меньше? На сколько меньше? Сравните с условием. Кого меньше, на сколько меньше?

5. Сравнение решений I и 2 задач.

9 — 3 = 6 (м.) Ответ: осталось 6 мальчиков.

9 — 3 = 6 (д.) Ответ: было 6 девочек.

— Чем решения задач похожи, а чем отличаются?

— Почему решения задач одинаковые?

— Почему ответы разные? (Что узнавали в первой задаче? Что узнавали во второй задаче?)

  1. Преобразование сообщения в задачу.

Решение задачи на нахождение суммы.

Вот живут они —

Лягушка, петушок и мышь-норушка.

Их водой не разольёшь.

Вдруг стучится серый ёж.

Ёж: «Я серый ёжик,

Ни головы, ни ножек.

Буду терем сторожить.

Разрешите здесь пожить»?

Вот друзья посовещались

И открыть пообещали,

Если ёжик даст ответ —

Здесь задача или нет.

— Ладно, ёжик, не грусти,

На пенёчке посиди,

Посиди, послушай нас.

Ну, ребята, в добрый час!

Слайд

На столе стояло 5 чашек.

Поставили еще 3 чашки.



Дополнение условия вопросом.

— Задача это или нет? Почему? Поставьте вопрос.

Сколько чашек стало на столе? (Добавляют на слайд.)

Анализ и решение задачи.

— О чём говорится в задаче?

— Что известно о чашках?

— О чем спрашивают в задаче?

— Каким действием решается задача? Почему?

— Прочитайте решение. (5 + 3 = 8 (ч.))

— Скажите ответ задачи. (Стало 8 чашек.)

Проверка решения.

Сделаем проверку. Сколько кружочков надо нарисовать?

— Почему 5? Что еще надо сделать? Почему нарисовать еще 3 кружочка?

— Сколько всего кружочков нарисовали? Сколько получилось в ответе?

  1. Составление задачи по рисунку.

Волк

Вот живут они – лягушка,

Ёж, петух и мышь-норушка.

Только вдруг из чащи тёмной

Притащился волк бездомный.

Уходи, зубастый зверь,

Не ломись ты в нашу дверь!

Крепко заперт теремок

На засов и на замок!

Рыщет серый волк в лесу.

Ищет кумушку – лису.

Чтоб спросить её совета,

Как решить задачу эту.

А лиса идёт навстречу –

Рыжий хвост, глаза как свечи.

Ей страшны такие муки –

Не сильна она в науке.

— Чтобы крепче запереть теремок, надо срочно составить и решить задачу.

20 Б20 Б



? на 2 больше

6






Анализ и решение задачи.

У ёжика — 6 к.

В коробке — ? на 2 к. больше

— 0 чём говорится в задаче?

— Что известно о кубиках?

— Что надо узнать в задаче?

— Каким действием решается задача?

— Почему + ? (на 2 больше)

— Скажите ответ задачи (8 кубиков в коробке.)

Проверка решения.

— Как проверить решение?

— Положите столько кружочков, сколько кубиков у ёжика. — Сколько положили? (6)

— Положите столько квадратов ниже, сколько кубиков в коробке.

— Можно сказать, что О и поровну? Каких фигур больше? На сколько больше?

— Посмотрите в условие. На сколько кубиков в коробке больше?

  1. Составление задач по выражению.

Медведь.

9 — 6 = 3 7 + 3 = 10

Лиса и волк:

« Кабы встретился нам Мишенька — медведь,

Он помог бы нам ворота отпереть.

Мы пойдем его поищем по лесам.

Ах ты, батюшки, идёт сюда он сам»!


Вот идут они к соседям:

Волк с приятелем медведем,

Впереди лиса идёт,

В теремок гостей ведёт.

Но медведь решать не может,

Тут и сила не поможет.

Дети составляют задачи.

Мы не пустим злых гостей,

Не стучитесь в нашу дверь!

Лучше в школу вы пойдите

Да задачки поучите!


  1. Итог урока,

— Чему научились на уроке?

— Что узнали новое?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?































Список использованной литературы


  1. 1. Учебник математики для 1 класса: уч .пособие. Алматы «Атамура».

  2. Маршак С.Я. Терем – теремок. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. -399 с.

  3. А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысынко. 500 задач на сообразительность: пособие. М.:Аквариум, 1999, -224 с.






Использованные материалы и Интернет-ресурсы

        1. http://www.google.ru/imgres

        2. Звук в формате МП 3 «Голоса птиц». Автор и источник заимствования неизвестен.





Свежие документы:  Статья «Правила в стихах и положительные эмоции от их употребления»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: