Конспект урока математики в 1 классе «Табличное сложение»


СОШ с углублённым изучением отдельных предметов

НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В. Д. Чурсина»

г. Ставрополя















Конспект урока по математике в 1 классе

«Табличное сложение»

(образовательная система «Школа 2100»)











подготовила

учитель начальных классов

II категории

Слинченко Анна Васильевна













Ставрополь 2010




Тема урока: Табличное сложение


Цели урока:

1) Познакомить детей с вычислительным приёмом сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд;

2) Составить таблицу сложения;

3) Закрепить состав чисел в пределах 10 и числа 10, разрядный состав чисел в пределах 20, случаи сложения, основанные на знании разрядного состава чисел в пределах 20;

4) Воспитывать интерес к математике, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

5) Развивать интеллектуальные и творческие способности, речь учащихся.


Оборудование: учебник «Моя математика» 3 часть (авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких), «Таблица разрядов», карточки с цифрами, план дома, карточки с математическими выражениями, счётные палочки.


Ход урока


1. Организационный момент


2. Сообщение темы, постановка учебной задачи


— Ребята, послушайте стихотворение японского поэта

Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звезд. (Исса)

— О каком времени года написал поэт свое стихотворение? (О весне)

— Назовите весенние месяцы.

— Какой сейчас месяц весны? (Март)

— Какое сегодня число? (18-ое марта)

— Расскажите все, что вы знаете о числе 18 (Двузначное, 1 десяток и 8 единиц, разрядные слагаемые – 10+8, предшествующим числом для числа 18 является число 17, следующим – число 19)

— Скажите, могли бы вы еще несколько уроков назад так четко и полно рассказать о числах, больших 10? Почему?

— Важную ли роль играют знания в жизни человека?

— Сегодня на уроке математики в качестве ключевых слов я предлагаю вам такую пословицу. Прочитайте.

На доске написана пословица: МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК ЗНАНИЕМ.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Сегодня на уроке математики мы продолжим получать и применять наши знания, будем выполнять различные задания. Как вы думаете, какие задания мы будем выполнять?

Учитель обобщает ответы детей.

— Кроме того, сегодня мы с вами познакомимся с новым вычислительным приемом. Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!

3. Актуализация знаний


3.1. Работа с рядом натуральных чисел от 1 до 20


— Как называются числа от 1 до 9? От 10 до 20?

Свежие документы:  Математика 1 класс "Упорядочивание объектов в порядке возрастания или в порядке убывания заданного параметра"

— Назовите наименьшее двузначное число, наибольшее однозначное число.

— Назовите следующие числа для 5, 16, 19; предыдущие числа для 11, 15, 18.

— Назовите числа на один больше, чем числа 9, 12; на один меньше, чем числа 17, 20.


3.2. Повторение разрядного состава чисел в пределах 20


— Почему однозначные числа так называются? Что обозначает цифра в записи однозначного числа?

— Почему двузначные числа имеют такое название? Что обозначают цифры в записи двузначного числа?

По заданиям учителя идёт составление чисел: дети по очереди работают у доски с «Таблицей разрядов», остальные – на местах со счётными палочками. Составляются числа, в которых 2 ед., 1 д. 5 ед., 1 д. 7 ед. и т.д.


3.3. Повторение состава чисел в пределах 10, случаи сложения, основанные на знании разрядного состава чисел от 10 до 20


а) На доске:



— Вы видите план дома. Этот дом нам нужно построить.

Каждый ученик получает карточку с выражением, которое нужно решить. Например, 3+2, 4+3, 10+7 и т.д.

— Каждая ваша карточка – это «кирпичик». Давайте поставим его на правильное место на плане дома. У кого-то из вас на карточке нарисовано окошко домика, давайте найдём место и для него.

Дети по очереди выходят к доске, прикрепляют на нужное место на плане дома свои «карточки-кирпичики», объясняют свои действия.

Когда дом «построен», учитель задаёт вопросы:

— Чем похожи все выражения? Чем отличаются? На какие группы их можно было бы разбить?



б) Работа по учебнику – выполнение задания 1 на с.20 (дополняем числа до 10)


  • Физкультминутка



4. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока (выведение способа действия при решении примеров на сложение с переходом через разряд)


4.1. Создание проблемной ситуации

Детям предлагается найти значения выражений, записанных на доске:

3+4 7+3 10+3 9+2 (последнее выражение не сходное с предыдущими)

— Все ли выражения удалось решить? (нет)


4. 2. Диалогический выход из проблемной ситуации

— Где возникли затруднения? Почему? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия)

Дети отвечают, что в последнем выражении надо сложить два числа, сумма которых больше 10, а такие задания пока не выполнялись.

— Чем будем заниматься на уроке, какие новые знания приобретать? (Побуждение к формулированию проблемы)

— Как находить значения таких выражений? Какие есть предположения? (Побуждение к выдвижению гипотез)

После того, как учащиеся выскажут свои гипотезы, обращаемся к заданию учебника (№ 3 на с. 20), в котором представлен способ действия при решении подобных выражений, и проверяем наши предположения.

— Объясните, как Петя нашёл значение каждого выражения. Кто из вас был прав? (Практическая проверка гипотез)

— Расскажите, почему суммы равны? Как удобнее искать их значение?


5. Первичное закрепление


а) Анализ алгоритма действия:

+


дополни

+

до 10


б) Выполнение задания 4 на с.20 (вынесено на доску)

— Ребята, давайте поможем Кате найти значения выражений

Задание выполняется на доске и в тетрадях с комментированием.


в) Заполнение таблицы сложения (работа на листках-копиях)

— Значения выражений в первой строке мы уже знаем. Давайте запишем их (9+2=11, 8+3=11, 7+4=11, 6+5=11)

— Как быстро найти значения остальных выражений?

— Почему нет выражений 7+8, 7+9, 6+7, 8+9?

— Значения выражений в таблице нужно запомнить.



6. Итог урока


Рефлексия.

— Что нового узнали на уроке?

— Что понравилось?

— Что показалось трудным?

— Мне понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!


На доске:


























Список использованной литературы


1. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. Моя математика 1 класс, Ч. 3 – М, Баласс, 2008

2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна – М., Баласс, 2009

3. Роса на цветке. Японские трёхстишия – Ростов н/Д, Феникс, 2000




6


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: