Конспект урока математики в 3 классе на тему «Меры времени. Календарь»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл










Конспект урока математики в 3 классе

на тему

«Единицы времени. Календарь»


















Подготовила Ромашова Елена Владимировна

Учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г.Козьмодемьянска»








Козьмодемьянск

2013г.


Цели урока:


  • Обобщить и повторить знания, связанные с темой «Время».

  • Расширять знания детей о календарном времени.

  • Формировать вычислительные навыки; навыки решения задач.

  • Работать над развитием внимания, памяти, математической речи.

  • Воспитание бережного отношения к времени.


Ход урока.


I . Организационное начало урока.


— Оцените свое настроение: отличное – красный карандаш,

хорошее – зеленый,

не очень – синий.


— Каким вы хотите чтобы получился урок?


— А вы поможете мне провести такой урок?

Для этого надо думать, анализировать, догадываться, быстро и четко

отвечать.


— Запишите в тетради сегодняшнее число.


  1. декабря.

Классная работа.


— Что вы можете рассказать об этом дне?


( Четырнадцатый день зимы, четверг, до Нового года

осталось 17 дней…)


II. Чистописание.


Анализ образца цифры.


Письмо цифры по инструкции учителя.

— Напишите цифру 7 три раза, еще два раза.

— Напишите 2 раза по три цифры.

— Допишите до конца строки.


III. Актуализация знаний.


1. Индивидуальные задания.


  • 2800 : 10 : 40 =

3900 : 10 : 13 =

(100 – 4) : 8 =

18 х 20 + 5 =

(72 – 48) : 1 =

240 : 40 х 10 =

  • Найти площадь фигуры.

7 дм


3 дм


6 дм
2 дм

2. Работа с классом.

1 . Какое число в 6 раз больше 3?

2. Первый множитель 7, произведение 42. Чему равен второй множитель?

3. На сколько надо увеличить 9, чтобы получить 18?

4. Какое число в 5 раз меньше 15?

5. Какое число надо разделить на 7, чтобы получить 3?

6. Найти разность чисел 64 и 8.

7. Запиши числа 54, 48 и 32 в виде произведения двух однозначных множителей.

8. Во сколько раз 45 больше 5?

9. Делимое 36, делитель 6. Чему равно частное?

10. На сколько 8 меньше 72?


IV. Фронтальная работа.


— Рассмотрите числа. 5м 15см 25кг 35дм 45ч


Что интересного в ряде чисел?

(Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них – цифра 5;

все числа именованные)


— Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.

(Нельзя сложить, так как это значения разных величин)


— Единицы измерения каких величин здесь есть?

( Длины, площади, массы, объема, времени)


— А разве время является величиной?

(Да, его можно измерить и результат измерения выразить числом)


— Какие единицы измерения времени вы знаете?

(Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)


— Расположите в порядке убывания названия этих временных понятий.


Тысячелетие век год месяц неделя сутки час минута секунда


V. Постановка проблемы.


— Как человек ориентируется во времени? Что ему помогает?

(Часы, календари)


Под Новый год пришел он в дом

Таким нарядным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.


— А что такое календарь? Каким календарем мы пользуемся? Когда он возник?


VI. Объявление темы урока. Открытие нового знания.


— На эти и другие вопросы мы с вами постараемся ответить в ходе нашего урока, поближе познакомимся с календарем и научимся с ним работать.


Посмотрите на выставку календарей.


— Давайте прочтем определение календаря, данное в большой Российской энциклопедии 1889…года.

Перед вами календари, собранные вами на конкурс «Самый древний календарь». Это карманные, отрывные, настольные, настенные календари. По роду материала который в них собран календари могут быть спортивные, медицинские, школьные, домашние, звездные, женские, музыкальные, сельские и т.п.


— Как вы видите вид календарей различен, но во всех них мы можем увидеть распределение года по дням и месяцам. Сейчас мы пользуемся календарем, составленным в 1582 году Григорием 13 – папой Римским, и называется он григорианским («новый стиль»).

До этого исчисление велось по Юлианскому календарю («старый стиль»). В православных церквях до сих пор придерживаются старого стиля.


VII. Первичное закрепление.


— А сейчас проведем игру «Счастливый случай» между командами «Архимеды» и

«Интеллектуалы». (Представление команд)

Команды готовы? Начали.


Гейм 1. «Ты – мне, я – тебе»

Команды задают друг другу по вопросу, подготовленному дома.


— Какой календарь появился раньше Юлианский или Григорианский?

(Юлианский)


— Кто из царей ввел праздник, отмечавшийся 1 раз в 4 года.

(Птолемей)

Гейм 2. « Гонка за лидером»

Время на ответы – 1 минута.

Вопросы для команд. Если команда не смогла ответить на вопрос, вопрос передается другой команде.


— Кто изобрел один из удачных календарей? (Древние Египтяне)


— Сколько длился год по этому календарю? ( 12 месяцев по 30 дней)


— Зачем в этот календарь добавили 5 дней? ( Год получился слишком коротким, Сириус опаздывал на 5 дней)


— В честь кого назван Юлианский календарь? (Юлий Цезарь, в 46 году до нашей эры, год 365 дней, каждый четвертый – високосный)


— Что такое «високосный год»?


— Почему пришлось делать реформу Юлианскому календарю? ( за 128 лет накапливались сутки, и к 1582 году накопилось 10 суток)


— В чем заключалась эта реформа? (Григорианский календарь поправил ошибку в 10 дней, договорились что года, оканчивающиеся двумя нулями будут считаться високосными, если число сотен в них делится на 4 без остатка)


— Какие годы считаются високосными?


— Когда в России перешли на Григорианский календарь? ( 2 февраля 1918г.)


— Какая разница между старым и новым стилями? ( 13 дней)


Гейм 3. « Темная лошадка»


— Что означают эти иллюстрации?


Гейм 4. « Заморочки из бочки»


У каждого участника свой календарик.

Участники достают из бочки номер задания из учебника (Петерсон Л.Г. 3 кл)


Стр. 51 №1, №2, №3, №4,


Подведение итогов игры


-У команды «Архимеды» — баллов


-У команды «Интеллектуалы» — баллов.


VIII. Повторение ранее изученного.

1) -А сейчас выполним задание 18 на странице 55 (Петерсон Л.Г. 3 кл) и расшифруем имя среднеазиатского математика и поэта, предложившего одну из самых интересных и точных систем календаря.



https://nsc.1september.ru/2003/03/13.gif 2 72 50 36 30 50 28 18 72

о м а р х а й я м

— Омар Хайям руководил реформой старого персидского календаря.. Согласно дошедшей до нас легенде в календаре Хайяма на каждые 33 года приходится 8 високосных лет, вследствие чего ошибка в один день накапливается в течение 5000 лет, в то время как в нашем григорианском календаре та же ошибка накапливается за 3300 лет. Однако в действительности Хайям реформу календаря до конца довести не успел.

2) Задание на внимание.


  • Расшифруйте запись



RFДQWZЕLWЛSWGУQJ

ВSFDРZRUEGFМIYQЯNI

DSПWRОSIТYNEVXWIE

SQWЧGIUASWRYCVJLR



« Делу – время, потехе – час»


— Как вы понимаете пословицу?

(Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньшая.)


— Ребята, это любимая пословица Петра 1.

IX. Проверка индивидуальных заданий у доски.


2800 : 10 : 40 = 7

3900 : 10 : 13 = 30

(100 – 4) : 8 = 12

18 х 20 + 5 = 365

(72 – 48) : 1 = 24

240 : 40 х 10 = 60


— Внимательно посмотрите на значения выражений.

С чем связаны эти числа?

7 дней в неделе;

30 дней в месяце;

12 месяцев и 365 дней в году;

24 часа в сутках;

60 минут в часе и 60 секунд в минуте)


X. Оценивание.


— Оцените свою работу на уроке.

Красный – работал в полную силу;

Зеленый – работал хорошо;

Синий – мог работать лучше.


Выставление оценок за урок.


Дома: стр 52, -7,8, -14 (по желанию)






































Использованная литература.


  1. Л. Петерсон: Математика. 3 класс: Методические рекомендации для учителей.

  2. https://grigam.narod.ru/kalend/kalen8.htm

Свежие документы:  Открытый урок по теме: «Натуральные числа» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: