Тема: Деление на двузначное и трехзначное число.
Цели:
Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение действовать по плану и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: общеучебные поиск и выделение необходимой информации), логические (построение логической цепочки рассуждения при решении задач)
Коммуникативные УУД: активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного резуль-тата.
Предметные: 1. Учить устным и письменным приёмам деления многозначных чисел и использовать их в практической деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Сценарий урока:
1.Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
(Слайд 2)
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке доказать, что это действительно так.
Сегодня на урок я предлагаю вам увлекательную интеллектуальную игру.
(Слайд 3)
Представьте, ребята, что:
НАШ КЛАСС – «МАЛЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Центр» (МНИЦ).
Вы, РЕБЯТА- научные сотрудники МНИЦ.
Я — ВАШ УЧИТЕЛЬ – НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МНИЦ
— Работать будем по группам. Каждая группа научно – исследовательская лаборатория, в каждой группе – свой консультант.
1группа – Сева.
2группа – Тимофей.
3группа – Лиза.
2. Актуализация знаний. (Слайд 4) *(таблица) *(деление)
— Начнём нашу работу с интеллектуальной разминки.
3. Формулирование темы и целей урока.
— Над какой темой будем работать на уроке?
— Сегодня на уроке мы будем учиться делить многозначные числа. Вы будете думать, рассуждать, обобщать, делать выводы.
4.Постановка проблемы.
Запись на доске: (Слайд 5)
530:10= 635:10=
6400:100= 5384:100=
81000:1000= 81325:1000=
— Какой столбик вызвал затруднение?
— Почему? (числа не круглые, не делятся без остатка)
— Значит, какая цель нашего урока?
(Слайд 6) Цель нашего урока: учиться делить многозначные числа на 10, 100, 1000 с остатком.
5. «Открытие» детьми нового знания
— Каждая научно – исследовательская лаборатория поработает над этой проблемой и выскажет через консультанта свое решение, приведите пример.
1 гр. В делимом отделить справа столько цифр, сколько нулей в делителе, и прочитать число, обозначенное ими как остаток, а число обозначенное цифрами слева, как частное, например…
2 гр. – Можно разделить в столбик, например…
3 гр.- Можно зачеркнуть в делимом столько цифр, сколько нулей в делителе и решить полученный пример, в котором делитель равен 1, например…
6. Первичное закрепление.
— Наши лаборатории нашли три способа решения, сейчас мы должны решить научную проблему.
— Будем с вами решать примеры выбранными способами.
— В учебниках на 46 стр.
Первая научно – исследовательская лаборатория будет решать №3 (а) примеры в столбик.
Вторая — № 4 (а) будет в делимом отделять справа столько цифр, сколько нулей в делителе, и записывать число, обозначенное ими как остаток, а число обозначенное цифрами слева, как частное.
Третья — № 4 (б) зачеркнёт в делимом столько цифр, сколько нулей в делителе, и решит полученный пример, в котором делитель равен 1.
— Проверка консультанта.
— Нас ожидает научное умозаключение.
— Почему ПЕРВАЯ лаборатория выполнила свое задание последними?
— Как вы думаете, какой способ решения самый рациональный, быстрый?
— Решите № 3 (б) удобным для каждого из вас способом (проверка на доске).
7. Физкультминутка для глаз.
8. Обобщение.
— А сделаем научное обобщение. (Слайд 12)
№ 5
а) коллективно
б) проверка в парах
! Какой вывод сделаем?
-Чтобы перевести ед в дес, нужно разделить на 10,
в сотни и ед-разделить на 100
в тыс и ед нужно разделить на 100.
9.Практическая работа. (Решение задачи.)
Итак, практическая работа с научным руководителем.
— Откройте тетради, запишите число, кл.работа, пропишите цифры:
Число в котором 3 дес, 4 ед и 2 сот.
Наименьшее двузначное число.
— Прочитайте задачу № 12 с.48
— Какая эта задача? (Задача на движение)
— Что нам поможет ее решить? (таблица)
Коллективное заполнение таблицы.
S | v | t | |
утро |
| 5 км/ч | 2 ч |
день | 27 км | 4 км/ч | 2 ч |
Остальной путь |
| ? | 3 ч |
1) ( 5*2) + ( 4*2) = 18 (км)
2) 27-18=9 (км) – остальной путь
3) 9:3=3 (км/ч)
Ответ: 3 км/ч скорость на последнем участке пути.
— Каким способом еще можно было решить задачу?
1) 27- ( 5+4)*2
10. Динамическая пауза.
11. Решение уравнений.
а) – 1 научно – исследовательская группа
б) – 2 научно – исследовательская группа
в) – 3 научно – исследовательская группа
12. Домашнее задание.
Запишем домашние научные планы.
1. Составить и решить 3 примера на деление многозначных чисел на 10, 100, 100 с остатком.
2. Решить по выбору с.47 № 6 или с.46 № 9
3. Дополнительное задание: с.46 № 1.
13. Рефлексия деятельности. (Вкл.проектор)
— Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (научиться выполнять деление многозначных чисел на 10, 100, 100 с остатком)
— Смогли ли достичь поставленных целей?
— Вернёмся к словам Жана Жака Руссо. Можем мы сказать, что вы – талантливые дети?
— Я думаю, что да! Вы много и хорошо работали, ставили цели и достигали их.
— Довольны ли вы своим результатом на этом уроке? Поставьте себе оценку за работу в тетрадь.
— Спасибо вам за работу!
7