Конспект урока на тему «Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 20 при помощи пальцев»


Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 20 при помощи пальцев.

В формировании вычислительных навыков в школьной практике используются различные подходы: а) выучивание таблиц; б) знакомство с различными вычислительными приёмами в) составление таблиц г) непроизвольное запоминание в процессе выполнения упражнений; в) после использования предметных действий и вычислительных приёмов, ученику даётся установка на запоминание.­

Но данный подход не всегда оказывается эффективным для формирования автоматизированных навыков сложения и вычитания в пределах 10.­

Поэтому нами были разработаны наиболее эффективные приемы при помощи пальчиков, помогающие «поставить» натуральный ряд чисел в пределах двадцати, а так же автоматизировать навыки сложения и вычитания в пределах 20.­Данные приемы были разработаны для неуспевающих школьников, которые по тем или иным причинам не смогли понять принцип построения натурального ряда чисел, а как следствие, не смогли усвоить закономерности, которые положены в основу построения натурального ряда чисел.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

В основу становления натурального ряда чисел ложится работа с пальчиками.

Ребенок выкладывает пальчики на стол и начиная слева направо пересчитывает их от одного до десяти и обратно, причем на каждый счет ребенок поднимает пальчик. После того как ребенок запомнил порядок пальчиков, задание усложняется.­ Ребенка просят выборочно поднимать пальчики. Например: подними восьмой пальчик, пятый, третий и т. д. Далее ребенок закрывает глаза и выполняет данное задание: поднять третий пальчик, седьмой, девятый и т. д. После того, как это задание у ребенка получается без ошибок, ему предлагается следующее задание: «Я буду дотрагиваться до пальчика, а ты будешь называть его номер» (задание выполняется как с открытыми, так и с закрытыми глазами).­Следующим этапом работы по постановке натурального ряда является нахождение «соседей» числа. Ребенку называется номер пальчика, а он должен назвать его «соседей» и поднять по очереди «соседские» пальчики. Данное задание усложняется: называют два крайних числа, а ребенок должен найти то число, которое находится между ними. Далее полученные знания переносятся на графические пособия, где необходимо указать «соседей» чисел.­ Так же при помощи пальчиков отрабатывается понятие: следующий, предыдущий. Ребенку называется номер пальчика, а он должен поднять предыдущий или следующий пальчик и назвать его порядковый номер. Далее полученные знания так же переносятся на графические пособия. Например: «Дорисуй пропущенные элементы»

Ребенку предлагается расположить треугольники в порядке увеличения, в порядке уменьшения; назвать числа в треугольниках в порядке увеличения, затем в порядке уменьшения.­

Свежие документы:  Конспект урока по математике для 1 класса «Единицы массы: тонна, центнер»


После того, как натуральный ряд чисел в пределах десяти отработан, можно приступать к отработке навыков счета так же в пределах двадцати. Для этого, также как и при постановке натурального ряда чисел, используются пальчики. Отработка навыков счета начинается с отработки состава числа «10».­Ребенок выкладывает на стол 10 пальчиков. Ему предлагается следующее задание : «Загибаем 5 пальчиков, сколько осталось? ( пять); загибаем восемь пальчиков, сколько осталось? (два)». Это нужно для того, чтобы ребенок­ запоминал пары чисел: 10 — это 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.­

Обязательно при выполнении данного задания акцентируется внимание ребёнка на том, что загибать пальчики надо начинать именно со стороны последнего пальчика, т. к. после загибания заданного количества пальчиков остаётся искомое число. Таким образом при помощи данного задания происходит отработка состава числа десять. Как только ребенок усваивает состав числа «10», можно переходить к отработке навыка счета в пределах десяти.­

Работа строится аналогично работе по отработке состава числа «10», только уже на конкретных примерах. ­

Рассмотрим два примера:­1) 3+6­

Ребенок выкладывает три пальчика. Ему задается вопрос: «Сколько ещё пальчиков еще надо выложить? (шесть) » Он выкладывает еще шесть пальчиков. Далее ему задается еще один вопрос: «Сколько всего получилось?­(девять)»

Ребенок пересчитывает количество пальчиков и дает ответ.

­2) 8 – 5

­Ребенок выкладывает восемь пальчиков. Ему задается вопрос: «Сколько пальчиков надо убрать? (пять) » Он убирает пять пальчиков. Далее ему задаётся еще один вопрос: «Сколько всего получилось? (три)»

Ребенок ­пересчитывает количество пальчиков и дает ответ. Ребёнку напоминается, что убираем пальчики со стороны последнего пальчика. Таким образом при помощи данного задания происходит отработка навыков счета в пределах десяти.­

Далее для закрепления навыков счета выполняются задания в тетради или на графических пособиях (уже без помощи пальчиков)

После того как счет в пределах десяти отработан, начинается отработка навыков счета в пределах двадцати.­

Начинается данная работа с того, что ребенку объясняется, что нумерация чисел в пределах двадцати аналогична нумерации чисел в пределах десяти и на пальчиках выглядит точно также: «Представляем, что 10 пальчиков уже лежит на столе и начинаем считать с первого пальчика: 1-11,2-12, 9 — 19, 10 — 20».

Далее по аналогии ребенок начинает считать: 11, 12, 13, …, 19, 20.­

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Ударение. Ударный и безударный слог"

После постановки натурального ряда в пределах двадцати, начинаем отработку навыка счета. Работа ведется аналогично счету в пределах десяти­

Например: 12 + 5 ­

Ребенок выкладывает два пальчика (он помнит, что это уже второй десяток, поэтому при вкладывании двух пальчиков, получается число 12).­Ему задается вопрос; «Сколько еще пальчиков еще надо выложить? (пять) » Он выкладывает еще пять пальчиков. Далее ему задается еще один вопрос: «Сколько всего получилось? (семь и еще десять — всего 17)»

Ребенок пересчитывает количество, вспоминает, что есть еще 10 пальчиков, и дает ответ. ­

Точно также происходит с примерами на вычитание: 19-7­Ребенок выкладывает девять пальчиков. Ему задается вопрос: «Сколько пальчиков надо убрать? (семь) » Он убирает семь пальчиков. Далее ему задается еще один вопрос: «Сколько всего получилось? (два и еще 10 ­ всего 12)» Ребенок пересчитывает количество пальчиков, вспоминает, что есть еще 10 пальчиков и дает ответ.­

Параллельно со счетом на пальчиках, отработка навыков счета переносится на графические пособия по данной теме.

Результативность данной работы с детьми по постановке натурального ряда чисел и отработки навыков счета в пределах двадцати зависит от того, насколько активно будут работать дома родители с детьми, ведь только при систематическом выполнении данных заданий ( 2 раза в день по 5 минут) возможен положительный результат.­­


Список литературы:­

Бантова М.А. Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. — М.: Просвещение, 1994.

Истомина Н.Б. Математика 1 кл. , М., 2005­

Моро М.И. Математика 1 кл., М.: «Просвещение», 2003.

­основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие­ для студентов фак, подгот. учителей нач. классов заоч. отделения, — М. ­Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МоДЭК», 1996.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: