Конспект урока на тему «Меры времени. Неделя»


Конспект урока математики. Тема: « Меры времени. Неделя»

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять последовательность дней в неделе, дату событий двумя способами:

  1. По календарю

  2. По дню недели

Смогут систематизировать знания о буквенных выражениях и уравнениях, поупражняются в вычислительных навыках.

Оборудование: планшеты, фломастеры или маркеры , календари.

Ход урока

  1. Орг. момент

Ребята, настройтесь на работу. А теперь сядет на свое место тот, у кого день рождения зимой, весной, летом и осенью( садятся по очереди).

2.Мобилизующий этап.

На доске — « Всякому делу- время»

Как вы понимаете эту пословицу?

Пришло время и нам потрудиться, проявить свои знания.

  1. Актуализация знаний.

— Что записано на доске?( уравнение и выражение)

— Какие выражения вы видите?( буквенные)

— Прочитайте их.

— Вычислите значения второго, третьего выражений, используя значения первого.

18*m=36 18*( m*2) ( 18:m)*3

Дети считают в уме, ответы записывают на планшетах ( формат А-4, обклеен липкой пленкой , дети пишут на них маркером, потом стирают)

Какие ответы получились?( 72, 27)

— Какие числа получились? ( двузначные, записаны одинаковыми цифрами, одно четное, другое нечетное).

В каком порядке они расположены?( убывания)

-Увеличьте их в 10 раз.( 720, 270)

-Что вы заметили?( на конце появился 0, порядок следования не изменился).

-Назовите число , в котором 72 десятка( 720)

-На сколько надо его увеличить , чтобы в разряде сотен иметь цифру 9, в разряде десятков ту же цифру, в разряде единиц цифру 4?( 204)

-Какое число получится?( 924)

— Запишите число и замените его суммой разрядных слагаемых.( 924=900+20+4)

-Подчеркните в полученном равенстве число, которое равно числу полных недель в месяце( 4).

На доске:

Год

Сутки

Час

Месяц

Век

Минута

Неделя

Секунда

-Прочитайте написанное.

Подберите для этих слов родовое( общее) название.( Меры времени)

— Назовите их в порядке возрастания.( секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год век)

-А сейчас подробнее поговорим о …., а вот о чем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Братцев этих ровно 7.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом,

Попрощается последний

Появляется передний.

( Дни недели)

  1. Постановка проблемы.

Дома каждый из вас определил, сколько дней осталось до вашего дня рождения.

— Какие числа у вас получились?

— А как определить, сколько осталось полных недель?( разделить на 7)

-Почему?( т.к. в неделе 7 дней)

— До моего дня рождения осталось 220 дней. Узнайте, пожалуйста, сколько полных недель и дней осталось до 28 августа?( дети выполняют деление в столбик на обратной стороне планшетов, проверяют друг у друга).

Итак, число, которое является частным –это и есть количество полных недель, а остаток- дней.

— Назовите ответ.( 31 неделя и 3 дня)

— А каким днем недели будет мой день рождения?

— Что нужно знать , иметь, чтобы это определить? ( Чтобы это узнать , надо уточнить последовательность дней в неделе и потренироваться в использовании календаря)

— Это цель нашего урока.

5. Этап открытия нового знания.

— Кто может назвать последовательность дней в неделе?( хором)

— А кто знает, почему они так называются?

— Чтобы это узнать, прочитайте текст на стр. 53. Урок № 19( про себя, вслух).

Игра « Пересадки»( кто правильно отвечает на вопрос, тот пересаживается)

— Что в старину называли неделей?( День отдыха)

— Почему третий день недели назвали средой?( Середина недели)

— От какого древнееврейского слова происходит название « суббота» и что означает?( « шабат»- покой)

— Каким это был день согласно библии?( Днем отдыха бога)

— В честь чего назван последний день недели? ( В честь воскресения Христа)

Есть и другое мнение по поводу происхождения слова « неделя»: число 7 не разделить ни на 2, ни на 3, ни на 4 части без остатка. Оно только делится на самого себя или единицу, вот его и назвали- неделя.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница- идут по порядку следования, а вот суббота, как это слово понять?

« Суббота»- значит « шесть» на языке древних вавилонян. Народа нет, а слово осталось.

А теперь, когда мы уточнили последовательность дней в неделе, определите двумя способами, в какой день будет мой день рождения?

  1. По календарю

  2. Без календаря, используя последовательность дней в неделе.( Сегодня четверг, день рождения будет через 31 неделю и 3 дня, значит в воскресенье)

Вывод;

— Что мы научились делать?(определять дату события по календарю и по дню недели)

— Как определить дату по календарю?

— А по дню недели?

Физкультминутка.

На доске написаны слова : среда, пятница, вторник, воскресенье.

Я читаю стихотворение и показываю на слово. Вы должны выполнить движения столько раз, каким по счету является день недели.

Столько раз руками хлопнем- среда(3) е

Столько раз ногами топнем- понедельник(1)-о

Мы присядем столько раз-воскресенье(7)-о

Мы наклонимся сейчас -вторник(2)-и

Мы подпрыгнем ровно столько- пятница(5)-и

Ай, да счет! Игра и только!

Название каких дней я не показала?( четверг, суббота)

-К какому слову добавим четверг, почему? ( к слову среда, т.к. в этих словах безударная гласная е.

Сегодня четверг, 20 января. По народному календарю 19 января начинаются крещенские морозы, а 20 января следим за ветром: подует с юга- посулит( пообещает) грозное лето.

  1. Первичное закрепление.

А теперь расставим слова по порядку.

С. 53 № 2, № 3.

7. Проверка знаний.

— Скажите, ребята, из всех заданий, которые мы сегодня делали, какое вам показалось самым сложным? Сейчас, чтобы проверить, как вы научились определять день недели, поработаем в группах. Задания для групп:

Определить , каким днем будет праздник :

  1. 23 февраля, если до него осталось 34 дня?

  2. 8 марта, если до него осталось 47 дней?

  3. 1 мая, если до него остался 101 день?

  4. 9 мая, если до него осталось 109 дней?

Отчет групп по плану:

Было дано задание

Выполнили так

Что получилось

Беседа о государственных праздниках, особое внимание- 9 мая.

  1. Домашнее задание:

Определить , каким днем недели будет ваш день рождения или день рождения вашего члена семьи.

9. Итог урока.

— Чем занимались на уроке ?

— Чему научились?

— Кому скажем « Спасибо»









Свежие документы:  Урок физической культуры с использованием ИКТ «Школа мяча»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: