Конспект урока на тему «Употребление в речи и правописание числительных 5-30»


Предмет: Русский язык Дата ______ № урока_______________

Тема: « Употребление в речи и правописание числительных 5-30»

Задачи: закрепить умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных»,

«Правописание мягкого знака в именах числительных»;

развивать орфографическую зоркость на основе упражнений в определении в словах орфограмм, исправлении ошибок в тексте;

воспитывать интерес к языку и речевому творчеству.

Оборудование: «Ромашка», карточки со словарными словами.

Организация и деятельность учащихся на уроке:

Орг. момент:

Сем…десять… километров, семнадцат… минут, сем…ю книгами

— Ребята, посмотрите на запись. Какое правило необходимо вспомнить, чтобы грамотно записать числительные в сочетаниях слов?(Правописание мягкого знака в числительных).

— Где пишется мягкий знак в простых числительных?

(В простых числительных ь знак пишется в конце. Н-р: пятнадцать, шесть, восемь).

— Где пишется ь знак в сложных числительных?

(В сложных числительных ь знак пишется в середине. Н-р: шестьсот, восемьдесят).

— Какую функцию выполняет мягкий знак в этих числительных?(Функцию смягчения).

-Какую еще функцию может выполнять ь знак? Приведите примеры.

(Функцию разделения. Н-р: десятью секундами).

— А какие еще числительные вы знаете?

(Составные, порядковые, количественные. Н-р: двадцать два, девятый).

— Как пишутся составные порядковые числительные? (Раздельно).

— А количественные?(Тоже раздельно).

— Тогда какие числительные пишутся слитно?(Сложные количественные и порядковые).

Постановка учебных задач

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Мы будем повторять правописание числительных).

Фонетическая зарядка.

— Посмотрите еще раз на числительные Семьдесят, семнадцать, семью.

-Что объединяет эти слова?(То, что они числительные, есть один корень – семь -).

— А какое слово может быть лишним?

Семьдесят – оно сложное числительное, а остальные простые числительные.

Семнадцать – в основе слова есть суффикс, а в остальных случаях нет суффикса.

Семью – ь знак выполняет функцию разделения.

— Ребята, скажите, есть ли среди этих имен числительных слова, в которых звуков меньше, чем букв?(Да, это числительное семьдесят, семнадцать).

— Почему?(Потому что мягкий знак не имеет звука).

-Тогда почему вы не назвали числительное «семью», там тоже есть ь знак?

(В транскрипции буква Ю имеет два звука [й] [у]).

— Есть ли среди этих им.числительных такое слово, в котором звуков столько же, сколько и букв? (Да. Это числительное семью).

Каллиграфическая минутка.

Закрепление правописания им.числительных.

273 с.90

Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Решение уравнений и задач с помощью уравнений" 5 класс

— Запишите числительные в два столбика:

а) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, на конце;

б) без мягкого знака

Вывод: у числительных от 5 до 30 на конце пишется ь;

у числительных от 15 до 19 ь не пишется

числительное 11 пишется с нн

После проверки этого задания ученики выполняют самооценку.

Физминутка.

Комплекс упражнений для развития.

Словарная работа.

Ребята, скажите, пожалуйста, в каком году вы родились?(Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).

— Какое числительное обозначает разряд единиц тысяч?(Тысяча).

— Произнесем его. Какой звук вы услышали после свистящего согласного звука?([и])

— Может быть кто-то знает какой букве на письме будет обозначаться этот звук в этом слове? (Варианты ответов).

— Сегодня мы познакомимся с правописанием еще одного числительного, которое нужно запомнить. Это числительное — ТЫСЯЧА.

— Как будет называться орфограмма? (Непроверяемая гласная Я).

— Подберите однокоренные слова к этому числительному.

Словарь: тысяча, тысячный, тысячник, тысячница, тысячелетие.

— Выполните морфемный анализ. Что значит выполнить морфемный анализ?

(Это значит – разобрать слово по составу).

— А теперь письменно ответьте, используя имена числительные, на вопрос: «В каком году ты родился?» (Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).

— Выделите грамматическую основу.

— Как вы думаете, каким членом предложения будут имена числительные в этом предложении? (Обстоятельством)

— Совершенно верно. Мы это еще не изучали, об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Повторение пройденного.

Групповая работа.

1 группа — №274 с.90

2 группа — №275 с.90

Выставление оценок.

Д/з: №276 с.90.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: