Конспект урока на тему «Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд»


В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений.

Ученики сумеют применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.

Тема: Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.

Цели:1) Создать условия для усвоения алгоритма письменного вычитания трехзначных чисел с использованием математической терминологии и записи выполнения вычитания.

2)Способствовать формированию умений моделировать ситуацию, иллюстрирующую вычитание трехзначных чисел, текстовую задачу; содействовать развитию УУД: умений классифицировать познавательные объекты; осуществлять самооценку как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить.

3) Содействовать формированию интереса к истории страны.



Оборудование: учебник; видиопрезентация; наглядное полотно; счетные палочки: 3пучка по 100, 5 пучков по 10 и 8; 15 конвертов с геометрическими фигурами.



























































































Этапы

Содержание

Методич.

приемы

I.Организац. –мотивац.


II.Актуализация опорных знаний




























































III.Изучение нового материала.


























































































IV. Первичное закрепление нового материала







V.Закрепление раннее изученного.


























































































































































VI. Итог.
























VII.Рефлексия.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Ивановна, и сегодня урок математики проведу у вас я.

На доске вы видите примеры и зашифрованное с помощью них слово. Для того, чтобы его расшифровать, надо найти значение выражений и под соответствующими ответами поставить буквы.

  1. 243 + 246= Н

  2. 8* 9= О

  3. 55 — 34 С

  4. 61+ 12= М

  5. 173 +216 = В

  6. 4 * 9= Л


36 72 73 72 489 72 21 72  389


Л О М О Н О С О В


Учитель: Ребята, а вы знаете кто такой Ломоносов?

Ученики: Это великий русский ученый.

Учитель: Как его имя? Отчество?

Ученики: Михаил Васильевич.

Учитель :Как вы думаете, почему на уроке мы вспоминаем о нем?

Ученики: Потому, что в этом году празднуется трехсотлетие со дня его рождения.

Учитель: Посчитайте, в каком году он родился?

Ученики: Ломоносов родился в 1711 году.

Учитель: Вклад Ломоносова в науку так велик, что Всемирная организация по защите культурного наследия ЮНЕСКО объявила этот год – годом Ломоносова.

А.С.Пушкин так сказал о Ломоносове:

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучал и цвет.

Он создал университет.

Своей рискуя головой,

Разряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был – университет!»


Математика — ум в порядок приводит. Эти слома принадлежат Михаилу Васильевичу.

Давайте докажем на сегодняшнем уроке, что действительно математика ум в порядок приводит — это будет девизом нашего урока.

Рассмотрим такую ситуацию:

На складе были доски, их количество я обозначила счетными палочками.



Сот. Дес. Ед.


Давайте посчитаем, сколько их?

Ученики: 358. Это 3 сотни, 5 десятков, 8 единиц.

Учитель: На машину погрузили 235 досок. Это сколько сотен? Десятков? Единиц?

Ученики: 2 сотни, 3 десятка,5 единиц

Учитель: Как показать на палочках, что мы погрузили эти доски на машину?

Ученики: Забрать 235.

Учитель: Забираем 235.

Итак, сколько досок осталось?

Давайте посмотрим на наборное полотно.

Ученики: 123. Это 1сотня, 2 десятка и 3 единицы


Сот. Дес. Ед.




Сот. Дес. Ед.



Учитель: Ребята, ведь каждый раз вычислять с помощью палочек долго. Давайте попробуем записать числами в столбик

358

235

123

Запишем этот пример в тетради.

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Ученики: Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.

Учитель: Сейчас мы потренируемся в выполнении вычитания трехзначных чисел, и при этом будем пользоваться памяткой:

1.Пишу….

2.Вычитаю единицы…

3.Вычитаю десятки…

4.Вычитаю сотни…

5.Читаю ответ…

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Даю образец. Откройте номер 106, задание под цифрой 4.

Пишу число 588, под ним записываю число 347 так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом.

Вычитаю единицы: из 8 вычесть 7 будет 1, записываю под единицами. Вычитаю десятки: из 8 вычесть 4 будет 4, записываю под десятками. Вычитаю сотни: из 5 вычесть 3будет 2, записываю под сотнями. Читаю ответ: 241.

Продолжим решение:

Ученики:

836 379 727 923 354

524 225 320 812 203

312 154 407 111 151

962 457

931 246

31 211


Учитель: Молодцы ребята. А теперь давайте решим задачу:

3 бригады лесорубов заготавливали брёвна. Первая бригада заготовила 120 бревен, вторая на 34 бревна больше, чем первая. А третья бригада на 41 бревно меньше, чем вторая. Сколько брёвен заготовила третья бригада?

Учитель: О чем говорится в задаче ?

Ученики: О заготовке брёвен.

Учитель: Сколько бригад работало?

Ученики: Работало 3 бригады.

Учитель: Изобразим на доске произвольный отрезок, который будет соответствовать 120 бревнам.

— На 34 бревна больше, это как?

Ученики: Столько же, да еще 34

Учитель: Покажите это на втором отрезке.

Учитель: А что сказано о бревнах, заготовленных третьей бригадой?

Ученики: На 41 бревно меньше, чем вторая бригада.

Учитель: А что значит на 41 бревно меньше?

Ученики: столько же, сколько и вторая, но без 41.

Учитель: 41 это больше, чем 34?

41 изображается пунктиром т.к, этих бревен у третьей бригады нет. Изобразите третьим отрезком бревна, заготовленные третьей бригадой.


120

I.

34

II.

?


41

III.

Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?

Ученики: Нет, мы не можем ответить на вопрос задачи сразу.

Учитель: А что нам надо знать, чтобы ответить?

Ученики: Сколько бревен заготовила вторая бригада.

Учитель: А можем это узнать?

Ученики:

1) 120+34=154 (бр.) II бригада

Учитель: А теперь можем ответить на главный вопрос?

Ученики: Да, теперь мы можем ответить на главный вопрос:

Из полученного результата вычесть 41

2)154 – 41=113 (бр.) III бригада

Ответ: 113 бревен заготовила третья бригада.

Учитель: Посмотрите на схему внимательнее.

— Как можно по – другому решить эту задачу?

— Можно ли на схеме сравнить бревна, заготовленные I и III бригадами?

Ученики: Да, на схеме видна разница между первой и третьей бригадой.

Учитель: Обратите внимание, на сколько меньше сделала третья бригада, чем первая?

120

I

?

II 34

?

III 41
?

Ученики:

1)41 – 34 = 7 (бр.)

А теперь из 120 бревен вычтем 7(разницу между первой и третьей бригадой)

2) 120 – 7=113 (бр.)

Учитель: Как изменить вопрос задачи, чтобы решение было более длинным?

Ученики: Сколько всего бревен заготовили бригады?


I 120

34

II


III 41

? ?

Учитель: Давайте запишем в столбик решение задачи:

120

154

113

387

Физ.минутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.


Теперь выполним следующее задание. Перед собой вы видите фигуры:

На какие 2 группы, разными способами можно разделить эти фигуры?



6


3 4

5







2


Ученики:

  1. По форме: треугольники 8,2,7

четырехугольники 1,3,4,5,6.

  1. Наличие прямых углов:

имеют 4,5,6,7

не имеют 1,2,3,8.

3)Все стороны равны:1,6,8 не все стороны равны 2,3,4,5,7.




Учитель: Какие числа вы учились вычитать на сегодняшнем уроке?

Ученики: трехзначные числа, без перехода через разряд.

Учитель: Давайте повторим рассуждения на примере:

247

125

122

Под каким девизом мы работали на уроке?

Ученики: Под девизом: «Математика ум в порядок приводит».

Учитель: О каком великом ученом упоминалось в связи с этим?

Ученики: О Ломоносове.

Учитель: Ребята, более подробно о Михаиле Васильевиче Ломоносове мы поговорим на внеклассном занятии.


Поднимите руки, кто не испытывал затруднений на сегодняшнем уроке.

Какие задания вам понравилось выполнять на уроке?












Слайд № 2.







Слайд № 3,4.




Беседа.






















Слайд № 5. (читает учитель)














Прикрепить на доске фразу, написанную на листе А4.







На наборном полотне выставить палочки.



















235 палочек опускаем в нижние карманы наборного полотна.







































Памятка на слайде №6.

















Комментированное письмо

(по цепочке)









Слайд №7.


На каждом столе текст с задачей, дети читают.





Беседа.






Моделирование задачи с помощью отрезков.





















Слайд № 8.









































Слайд № 9.






Преобразование задачи приемом замены вопроса к тому же условию.








Слайд №10.




















На столах конверты с набором фигур.


Работа в парах.

Детям дается задание определить основания классификации и найти не менее 3 – х видов.

Учитель подходит и слушает очень тихие ответы тех пар, кто сумел выполнить задание.


Оценить ответы.


Дети, которые справились с заданием, у доски показывают разбиение фигур на группы и затем продемонстрировать с помощью слайдов № 11,12,13,14.

























































































Конспект

пробного урока

по математике, проведенного 21.10.11 г.

В 3 «А» классе школы № 43

г.Белгород





К уроку допущена: (Воловичева Л.А)

С конспектом согласен: (Шляхова Л.А.)

Отметка за урок: (Воловичева Л.А.)

Свежие документы:  Куб и конструкции из кубиков, 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: