Конспект урока по Математике «Десятичная запись чисел»


Десятичная запись чисел

Цели и задачи:

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с десятичной дробью;

  • учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

Развивающие:

  • развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации, магнитная доска, карточки с десятичными дробями и буквами, плакаты с цифрами для инсценировки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

2. Устная работа (фронтальная работа с классом).

— Для украшения актового зала к празднику купили https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2367.gifшаров. Среди них https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2368.gifкрасных. Какую часть составляют красные шары? (https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2369.gif)
— В магазин привезли
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2370.gifкартофеля. До обеда продали https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2371.gifвсего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2372.gif)
— Замените число
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2373.gifдробью со знаменателями https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2374.gif. (https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2375.gif)
— Коля прочитал
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2376.gifкниги, что составляет https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2377.gifстраниц. Сколько страниц в книге? (https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2378.gif)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2379.gifсолдат построились в ряд.

Все они дружно идут на парад.

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2380.gifбыло усатых.

Сколько было безусых солдат? (https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2381.gif)

Самопроверка устной работы (слайд).

3. Сообщение темы урока.

На слайде записаны дроби:

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2382.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2383.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2384.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2385.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2386.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2387.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2388.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2389.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2390.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2391.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2392.gif

— Прочитайте дроби.
— Что интересного заметили? (
У всех дробей в знаменателе единица и нули)
— На какие две группы их можно разделить? (
Правильные и неправильные)

— В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2393.gif
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2394.gif
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2395.gif
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2396.gif(Возникает проблема)

— Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел” (слайд).
— Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?

Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри –
Единица и нули.

4. Работа по новой теме.

— Как записать дробные числа по-другому?

Числа со знаменателями https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2397.gifи т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2398.gif; https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2399.gif; https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2400.gif.

— Посмотрите на таблицу (слайд).

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2401.gif

1

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2403.gif

1

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2405.gif

2

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2407.gif

2

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2409.gif

3

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2411.gif

3

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2413.gif

3

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2415.gif

3

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2417.gif

4

?

4

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2420.gif

5

?

5

— Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
— Как же вы запишите последние числа?
(выберите верный вариант)

А. 0,037
Б. 0,0037
В. 0,37

А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216

— Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

  • Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.

  • Записать целую часть (она может быть равна нулю).

  • Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.

  • Записать числитель дробной части

— В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби — на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2423.gif(М)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2424.gif(А)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2425.gif(Г)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2426.gif(Н)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2427.gif(И)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2428.gif(Ц)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2429.gif(К)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2430.gif(И)
https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2431.gif(Й)

МАГНИЦКИЙ

Магницкий Леонтий Филиппович — автор первого учебника математики в России «Арифметика» (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд).

Что есть арифметика? Арифметика — есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.

— Как вы понимаете эти слова?

Историческая справка.

— Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

(Слайд) 28 43 илиhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2432.gif

5. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради (самостоятельно).

— Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2433.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2434.gif

Проверка (слайд)

— Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.

https://festival.1september.ru/articles/520086/Image2435.gifhttps://festival.1september.ru/articles/520086/Image2436.gif

Проверка (слайд)

2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.

Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников — цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.

Например,

5

,

2

9

1

3. Выполнение упражнения по учебнику.

1145

6. Подведение итогов урока.

— Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
— Как называют число, записанное перед запятой?
— Как называют число, записанное после запятой?
— Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
— Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

7. Домашнее задание.

п. 30 ? с. 181, №1166(а), 1167.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Уравнение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: